Финансовая политика и механизм управления финансами на предприятии. Финансовое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Целью финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами. Проведение эффективной финансовой политики связано с проведением эффективной экономической политики; проведением инвентаризации имущества и реструктуризацией имущественного комплекса предприятия.

Содержание

Введение
Финансовая политика
Содержание финансовой политики
Задачи финансовой политики
Типы финн политики
Понятие финансового механизма и пути его совершенствования
Функции финансов на предприятии
Пути укрепления финансов
Элементы финансового механизма
Финансовые методы
Финансовые рычаги. Правовое, нормативное и информационное обеспечение
Финансовые ресурсы
Управление финансами на предприятии
Сущность, цели и задачи управления финансами на предприятии
Организационная схема управления финансами
Финансовые отчеты
Финансовый план предприятия
Цель финансового плана
Состав финансового плана
Виды финансовых планов
Финансовое планирование на предприятии – методы прогнозирования и учет
Принципы финансового планирования организации
Сущность процессов финансового планирования
Краткосрочное финансовое планирование. Бюджет наличности
Долгосрочное финансовое планирование
Прогноз продаж
Методы прогноза продаж
Финансовые показатели
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 220.86 Кб (Скачать)

Выделение приоритетов. Финансовое планирование связано с реально существующей сложностью планируемых объектов и процессов. При финансовом планировании важно выделить наиболее существенные связи и зависимости, объединить их в модули, учитывающие сферы финансовой деятельности организации и являющиеся структурными элементами единого плана. Такой подход позволяет разбить процесс финансового планирования на отдельные плановые расчеты и упростить процесс разработки и реализации плана, а также контроля за его выполнением.

Прогнозирование состояния как внешней, так и внутренней, экономической, финансовой среды организации осуществляется путем систематического анализа основных факторов. Качество прогноза определяет и качество финансового плана.

Обеспечение финансовой безопасности. Финансовое планирование должно учитывать финансовые риски, связанные с принятием финансовых решений, а также возможности исключения или уменьшения рисков.

Оптимизация. В соответствии с данным принципом финансовое планирование должно обеспечить выбор допустимых и наилучших с точки зрения ограничений альтернатив использования финансовых ресурсов.

Координация и интеграция. При финансовом планировании следует учитывать интеграцию различных сфер деятельности организации.

Упорядочение. С помощью финансового планирования создается единый порядок действий всех работников организации.

Контроль. Финансовое планирование позволяет наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, анализ работы всех подразделений организации.

Документирование. Финансовое планирование обеспечивает документированное представление процесса финансово-хозяйственной деятельности организации.

В практике финансового  планирования следует выделить три  способа планирования. При первом способе планирования оно осуществляется снизу вверх, от низших уровней иерархии к высшим. Низшие структурные подразделения сами составляют детальный финансовый план своей работы и впоследствии интегрируются на верхних ступенях, образуя в итоге финансовый план организации.

При втором способе финансовое планирование осуществляется сверху вниз. В этом случае процесс финансового планирования осуществляется исходя из плана организации путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним финансовые планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.

Третий способ — встречное планирование, которое представляет собой синтез первого и второго способов финансового планирования. Этот способ предусматривает разработку финансового плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) производится текущее финансовое планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный финансовый план по системе детализированных показателей. При этом в окончательные финансовые планы включаются по согласованию различных уровней наиболее удачные решения.

    1. Сущность процессов финансового планирования

Цели финансового  планирования:

  • обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами;
  • определение объекта планирования;
  • разработка систем финансовых планов с выделением оперативных, административных и стратегических планов;
  • расчет необходимых финансовых ресурсов;
  • расчет объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, выявление резервов и определение объемов дополнительного финансирования;
  • прогноз доходов и расходов предприятия.

Финансовое  планирование тесно связано и  опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия.

Планирование  необходимо для того:

  • чтобы понимать, где, когда и для кого предприятие собирается производить и продавать продукцию;
  • чтобы знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;
  • чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;
  • чтобы предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные мероприятия по их снижению.

Задачи финансового  планирования

Важной задачей  в области управления финансами  предприятия является задача бюджетирования, или формирования комплексного финансового плана.

Финансовый план дает четкое понимание и возможность анализа различных вариантов достижения поставленных целей, с последующим выбором из них оптимальных по заданным критериям: прибыли, поступлений денежных средств, структуры баланса и т. д. Определяет показатели, которые будут использоваться при оценке деятельности. Обсуждает возможные изменения в планах, связанных с новой ситуацией. Корректирует планы, с учетом предложенных поправок.

В зависимости  от поставленных задач различают  следующие виды бюджетов, которые  классифицируются по срокам на: краткосрочные (год, квартал); долгосрочные, связанные  с капитальными вложениями (составляются на более длительный период).

Этапы финансового планирования

Основные этапы  процесса финансового планирования:

  1. Анализ финансового положения компании.
  2. Составление прогнозных смет и бюджетов.
  3. Определение общей потребности компании в финансовых ресурсах.
  4. Прогнозирование структуры источников финансирования.
  5. Разработка действенной системы контроля и управления.
  6. Разработка процедуры корректировки составленных планов

 

    1.  Краткосрочное финансовое планирование. Бюджет наличности.

 Бюджет фирмы  и его разновидности.

Неотъемлемой частью краткосрочного и долгосрочного  планирования является бюджетирование.

Любой план действий должен сопровождаться составлением бюджета (сметы расходов и доходов), который  является количественным воплощением плана, характеризуя доходы и расходы на конкретный период и определяя потребность в ресурсах для достижения заданных планом целей.

Бюджеты могут составляться для: фирмы, предприятия, подразделений.

Бюджет намного  превосходит план с точки зрения строгости бухгалтерского учета и обязательности исполнения. Бюджет имеет смысл только тогда, когда он проводится в жизнь, т.к. простая смета доходов и расходов не имела бы ценности.

Предприятие в целом  разрабатывают генеральный или  основной бюджет, в котором в стоимостном  выражении рассматриваются будущая  прибыль, денежные потоки и поддерживающие планы. Основной бюджет — это финансово количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, обеспечивающих оперативное и финансовое управление. Бюджет подразделяется на операционный бюджет и финансовый бюджет:

Операционный бюджет состоит из:

- реализации; производства; прямых затрат на материалы; прямых затрат на труд; производственных накладных расходов; общих и административных расходов; прогнозный отчет о прибыли.

Финансовый бюджет состоит из:

- бюджета денежных средств; прогнозного баланса.

Основными этапами  составления бюджета являются следующие:

  1. составление прогноза реализации;
  2. определение расчетного уровня объема производства;
  3. расчет производственной себестоимости и операционных расходов;
  4. расчет потока денежных средств и других финансовых показателей;
  5. составление прогнозных форм отчетности.

Бюджет реализации является стартовой точкой составления общего бюджета, поскольку объем реализации продукции оказывает влияние практически на все другие статьи общего бюджета. Прогнозный объем реализованной продукции рассчитывается посредством умножения ожидаемого количества единиц продукции на ожидаемую цену единицы продукции. В бюджете реализации определяется также сумма денежных средств, которую предприятие может получить от своих клиентов, для учета этих данных в бюджете денежных средств.

Бюджет производства составляется после составления бюджета реализации. Ожидаемый объем производства определяется посредством вычитания расчетных остатков материально-производственных запасов на начало периода из объема продукции которую планируется продать, и того объема материально-производственных запасов на конец периода, которое предприятие считает для себя оптимальным.

Бюджет прямых затрат на материалы составляется после определения объема производства для определения потребностей в материально-производственных запасах и соответственно для планирования закупок на предстоящий период. Объем планируемых закупок зависит от ожидаемого потребления материалов и объема материальных запасов предприятия. Бюджет материальных затрат обычно включает расчет ожидаемых наличных платежей за приобретаемые материалы.

Бюджет прямых затрат на труд также составляется на основе бюджета производства. Для его составления необходимо умножить количество единиц производимой продукции на трудоемкость изделия и на стоимость одного часа прямых трудовых затрат.

Бюджет производственных накладных расходов включает все прочие статьи, которые не являются прямыми затратами на материалы и прямыми затратами на труд. Сюда относятся такие расходы, как амортизация, отдельные виды налогов, включаемые в себестоимость, арендная плата и др.

Бюджет общих  и административных расходов включает статьи операционных расходов, такие, как расходы по реализации продукции, общие расходы по управлению и другие, рассмотренные нами ранее. При составлении этого бюджета отдельно рассчитываются постоянные и переменные операционные расходы.

Бюджет денежных средств (под денежными средствами понимаются денежные средства в кассе и денежные средства на счетах в банках) позволяет финансовому менеджеру оценить будущие притоки и оттоки денежных средств за определенный период, поддерживать остатки денежных средств на оптимальном уровне и избегать избытка денежных средств и их дефицита. Бюджет денежных средств состоит обычно из четырех основных разделов:

- раздел поступлений, который включает остаток денежных средств на начало периода, поступления денежных средств от клиентов и другие статьи поступления денежных средств;

- раздел расходов денежных средств, отражающий все виды оттоков денежных средств на предстоящий период;

- раздел избытка или дефицита денежных средств разница между поступлением и расходованием денежных средств;

- финансовый раздел, в котором подробно представлены статьи заемных средств и погашения задолженности на предстоящий период.

Прогнозный отчет  о прибыли представляет собой расчетную оценку доходов и расходов предприятия на предстоящий период.

Прогнозный баланс позволяет финансовому менеджеру оценить, как будет выглядеть финансовое положение компании по прошествии соответствующего периода. При этом прогнозный баланс позволяет:

  • выявить возможные неблагоприятные для компании финансовые последствия решений, принимаемых на предстоящий период;
  • проверить математическую правильность других расчетов;
  • рассчитать финансовые коэффициенты и оценить их уровень с позиций требований финансового рынка;
  • структурно выделить будущие финансовые источники и обязательства.

Исключительно важное значение для успеха управления финансами предприятия имеет анализ выполнения намеченных планов, в первую очередь — анализ показателей финансовой отчетности.

Под анализом финансовой отчетности предприятия понимается выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между различными показателями его  финансово-хозяйственной деятельности, включенными в отчетность. Результаты анализа позволяют заинтересованным лицам и организациям принимать решения на основе оценки текущего финансового положения и деятельности компании за предшествующие годы и ее потенциальных возможностей на предстоящие годы.

Наиболее важными приемами анализа  являются:

  • изучение отчетности;
  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ;
  • трендовый анализ;
  • использование так называемых финансовых коэффициентов.

Одним из важнейших  приемов анализа, является изучение отчетности и абсолютных величин, представленных в этих формах. Изучение отчетности, даже простое ознакомление с ней, позволяют сделать выводы об основных источниках привлечения средств предприятием, направлениях их вложения, основных источниках полученной за отчетный период прибыли, основных источниках получения денежных средств, применяемых методах учета и изменениях в них, организационной структуре предприятия и направлениях его деятельности, дивидендной политике и т.д.

Информация о работе Финансовая политика и механизм управления финансами на предприятии. Финансовое планирование