Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:42, лекция

Описание работы

Вопрос 1. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для нормального функционирования социально–экономической системы, для выполнения государством своих функций и задач.
Перечень мер, которые входят в финансовую политику, представляет собой конкретные цели и задачи.

Содержание

Содержание финансовой политики. Финансовая стратегия и тактика.
Требования к формированию финансовой политики.
Финансовая политика на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

ТЕМЫ 3,4,5 .doc

— 186.00 Кб (Скачать)

 

Вопрос 3.   Мотив – это внутренний побудительный импульс, который подталкивает, направляет действия субъекта, формирует его цели, заставляет действовать с той или иной степенью интенсивности, качества и т.п.

К мотивам относится  совокупность природных способностей, склонностей, интересов, потребностей, а также нравственных норм и понятий, сложившихся у человека.

Мотивация – это та побудительная движущая сила, которая побуждает человека или коллектив людей к определенным действиям.

Стимул – это рычаг или инструмент внешнего воздействия на интересы субъекта.

Стимулирование – это процесс реального действия системы стимулов, побуждающих субъекты к достижению определенных целей (росту качества, эффективности работы, получению высоких конечных результатов и т.д.).

Финансовое стимулирование реализуется через систему финансовых стимулов, т.е., через такие организационные формы финансовых отношений, финансовых рычагов, инструментов, с помощью которых можно влиять на экономические, материальные, денежные интересы субъектов.

Можно выделить следующие группы финансовых стимулов развития производства и роста его эффективности:

  1. Выбор эффективных направлений инвестирования финансовых средств;
  2. Формирование финансовых фондов (фондообразование);
  3. Бюджетные стимулы;
  4. Специальные финансовые льготы и санкции.

1 группа.  Необходимо инвестировать финансовые средства, прежде всего, в те направления деятельности, которые отличаются высокой финансовой отдачей, способствуют росту научно-технического уровня, совершенствованию отраслевой, территориальной, воспроизводственной структурой и т.д.

К таким направлениям можно отнести:

а) финансирование технического перевооружения и конструкции производства, что должно привести к значительному  росту эффективности производства и качества продукции;

б) вложения в те отрасли и регионы, которые приведут к совершенствованию отраслевых и территориальных пропорций производства в соответствии с потребностями сегодняшнего дня.

При этом должен быть обеспечен  рост ключевых отраслей экономики, которые  могут дать наибольшую отдачу в ближайшее время, продукция которых отличается высокими потребительскими характеристиками, соответствует спросу, ориентирована на внешний рынок и т.д.;

в) вложения в социально-культурные сферы. Должен быть сделан акцент на вложения в образование, структуру здравоохранения, должна быть пересмотрена система направления средств на социальное обеспечение;

г) финансирование затрат в персонал. Воспроизводство и  профессиональная подготовка кадров, повышение квалификации, удовлетворение социальных нужд работников – все это должно привести к повышению качества рабочей силы, что в свою очередь скажется на эффективности труда.

2 группа. Как правило, создание таких фондов идет на микроуровне.

Финансовые фонды формируются  у субъектов из их финансовых ресурсов и имеют определенное целевое назначение, связанное с удовлетворением производственно-хозяйственных, социальных, материальных нужд предприятий, организаций и их работников.

Стимулирующее значение имеет не столько само наличие  финансовых фондов, сколько их состав и структура, специальный подбор источников их образования, особый порядок и принципы образования и использования.

3 группа. Бюджетные стимулы – это те финансовые рычаги и инструменты, формы бюджетных отношений, которые действуют как при формировании доходов бюджета, так и при осуществлении его расходов.

В первом случае – это  платежи в бюджет, то есть, их формы, виды, условия, на которых они осуществляются.

Во втором случае –  это формы, принципы, условия, на которых  осуществляется финансирование бюджетных  расходов.

Платежи в бюджет поступают  в различных формах, прежде всего, это налоговая и неналоговая  форма платежей.

Главную роль играют налоги, поскольку они составляют наибольшую часть платежей, поступающих в  бюджет.

Расходы бюджета, направленные из них различным субъектам называются бюджетными ассигнованиями. Они могут иметь различные формы, то есть, выступать в виде трансфертов, дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд, государственных инвестиций и т.д.

4 группа.  Финансовые льготы – это специфические формы и способы реализации финансовых отношений, которые связаны с предоставлением более благоприятных условий для субъекта. Это дает ему выигрыш в приросте финансовых ресурсов.

В качестве льготы можно  рассматривать разрешение на проведение ускоренной амортизации, инвестиционный налоговый кредит, государственные гарантии, освобождение от налогов полностью или частично.

Финансовые санкции  направлены на предотвращение и запрещение нарушений договорной расчетной  финансовой дисциплины неэффективной  низкорентабельной деятельности, бесхозяйственности.

К финансовым санкциям относятся  штрафы, пени, неустойка, система банкротства, отказ от кредитования при низкой платеже -  и кредитоспособности субъекта.

 

Вопрос 4.  Финансовый контроль – это практическая форма реализации контрольной функции финансов.

Контроль – одна из важнейших функций управления. Ее особая роль подчеркивается тем, что  это единственная функция, которая  обеспечивает в системе управления обратную связь.

Контроль как функция  по содержанию очень сложная, поэтому можно разделить его на 3 подфункции:

- учет,

- собственно контроль,

- анализ.

Учет состоит в сборе, хранении, передаче и предварительной обработке информации об объекте контроля.

Собственно контроль заключается в процедуре сравнения полученных в результате учета данных с запланированными, нормативными, среднестатистическими и другими данными. При этом выявляются отклонения в состоянии объекта или протекании процесса.

Анализ связан с определением причин выявленных отклонений и разработкой мероприятий по их ликвидации.

Контроль тесно связан с регулированием, поскольку регулирование  – это оказание воздействия на объект с целью корректировки  его параметров и приведение их в  соответствие с запланированными нормативами, параметрами и т.п.

Эти процессы по регулированию  осуществляются на базе мероприятий, разработанных  в ходе анализа.

Учет, с точки зрения финансового контроля – это бухгалтерский  финансовый учет, связанный со сбором финансовой информации, с оформлением  финансовой отчетности.

Собственно контроль заключается в проверке правильности рассчитанных сумм налоговых, других платежей, условий их уплаты. Проверяется правильность расчетов с партнерами в соотношении  фактических показателей и параметров деятельности показателям и параметрам финансовых планов и т.д.

Эта работа проводится по существующим регламентам и нормативам финансовой деятельности и финансового  контроля.

Анализ в области  финансов принимает форму финансового  анализа, который представляет собой  совокупность методик и алгоритмов по вычислению и исследованию финансовых показателей.

Основное содержание работы по финансовому контролю:

  1. проверка выполнения финансовых обязательств субъектов перед государством, банковско-кредитной системой и т.д.;
  2. проверка правильности использования субъектами, находящимися в их ведении или управлении денежных, финансовых средств;
  3. проверка соблюдения правил совершения финансовых и денежных операций, совершения расчетов, хранения денежных средств;
  4. выявление внутренних резервов, т.е., возможностей повышения прибыли, рентабельности, роста производительности, экономии всех видов ресурсов;
  5. устранение и предупреждение нарушения финансовой дисциплины.

Под финансовой дисциплиной  понимается четкое соблюдение регламентов  и порядка образования, распределения и использования финансовых, денежных средств субъекта.

С точки зрения содержания деятельности и ее целей, финансовый контроль – это совокупность мероприятий  и действий по выявлению законности, правильности и целесообразности осуществления  финансовых и связанных с ними операций субъектов.

 

Классификация финансового контроля.

Финансовый контроль охватывает всю совокупность финансовых, денежно-кредитных, производственно-хозяйственных  отношений и представляет собой  сложную систему многочисленных и разнообразных действий, поэтому целесообразна классификация финансового контроля по тем или иным признакам.

Укрупнено финансовый контроль делится на формы, виды и методы.

По формам финансовый контроль делится на:

- государственный финансовый  контроль,

- ведомственный,

- общественный,

- внутрихозяйственный,

- аудиторский.

Государственный финансовый контроль – это контроль органов законодательной и исполнительной власти и органов финансово-кредитной системы (органов финансового аппарата). Объектом контроля являются средства и финансовые потоки бюджета, государственных внебюджетных фондов, внешнего и внутреннего государственного долга, денежно-кредитной системы государства и государственного имущества.

Ведомственный контроль – это контроль органов государственного управления: министерств, комитетов, департаментов, служб и т.д. за финансовой деятельностью подведомственных им субъектов.

Внутрихозяйственный контроль – это контроль, осуществляемый на уровне субъектов хозяйствования, учреждений, организаций администрациями, руководителями этих субъектов, соответствующими функциональными службами и специалистами. Проверяется состояние и ход производственно-хозяйственной, финансовой, инвестиционной и других видов деятельности субъекта и его подразделений.

Общественный контроль дополняет вышеназванную форму контроля. Он осуществляется на общественных началах, т.е., на условиях добросовестности и безвозмездности.

 

Аудиторский контроль - это независимый, вневедомственный контроль. По существу, это предпринимательская деятельность аудиторских фирм или отдельных аудиторов-специалистов. Объектом контроля являются все финансовые средства и финансовые потоки субъекта, подвергающиеся аудиторской проверке.

По времени проведения контроль разделяется на следующие виды:

- предварительный,

- текущий,

- последующий.

Предварительный контроль проводится до совершения операции по формированию, распределению и использованию финансовых средств.

Текущий контроль – это контроль, осуществляемый в процессе деятельности, в ходе осуществления запланированных мероприятий, финансово-хозяйственных операций.

Последующий контроль осуществляется после завершения текущего периода или мероприятия. Задачей этого контроля является подведение итогов работы, выявление нарушений, разработка системы мероприятий по их ликвидации, назначение меры ответственности.

По конкретным формам, приемам и способам осуществления  контроля различают методы финансового контроля: проверка, обследование, анализ и ревизия.

Проверка – это метод контроля, когда проводится контроль за формированием, распределением и использованием финансовых средств по отдельным вопросам хозяйственной деятельности на основе отчетных, плановых, статистических и других документов. Цель проверки – выявление возможных нарушений.

Обследование, также как и проверка, охватывает отдельные стороны работы субъекта, но проводится по более широкому кругу показателей. Оно часто связано с определением финансового состояния субъекта и с определением перспектив развития, связанных с реорганизацией или переориентацией производства, деятельности.

Анализ – это метод контроля, который использует научно обоснованный методики и алгоритмы определения показателей, характеризующих финансовое состояние, финансовые результаты, платежеспособность, ликвидность и другие важные параметры, в том числе, определяется рейтинговая оценка субъекта.

Ревизия – это один из важнейших методов финансового контроля. Представляет собой наиболее полное и глубокое обследование финансовой деятельности. Ревизия объединяет в себе все вышеназванные методы контроля.

Классификация ревизии:

  1. По объекту проверки: документальные (проводятся по документам) и фактические, когда проверяются не только документы, но и наличие денежных средств, товарно-материальных ценностей и т.д.
  2. По организационному признаку: плановые и внеплановые ревизии.
  3. По составу проверяемого объекта ревизии делятся на: полные (фронтальные) – когда проверяется вся финансово-производственная деятельность субъекта за определенный период; частичные (тематические) – когда проверяется только одна конкретная сторона деятельности субъекта.
  4. По степени охвата данных: сплошные ревизии – когда проверяются все документы, все наличные средства, товарно-материальные ценности и т.д.; выборочные ревизии – когда по выбору ревизора проверяется часть документов, ценностей, денег и т.д.

Информация о работе Финансовая политика государства