Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:42, лекция

Описание работы

Вопрос 1. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для нормального функционирования социально–экономической системы, для выполнения государством своих функций и задач.
Перечень мер, которые входят в финансовую политику, представляет собой конкретные цели и задачи.

Содержание

Содержание финансовой политики. Финансовая стратегия и тактика.
Требования к формированию финансовой политики.
Финансовая политика на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

ТЕМЫ 3,4,5 .doc

— 186.00 Кб (Скачать)

 

 

Все, без исключения органы государственной власти и управления осуществляют финансовую деятельность, а, следовательно, и управление ею, так  как выполнение всех функций государства связано с использованием финансов.

Органы  законодательной власти осуществляют решение общих финансовых вопросов, от которых зависит в целом деятельность соответствующих территорий.

Главным образом, это: утверждение  бюджетов, установление и отмена налогов, сборов, других обязательных платежей, решение вопросов о налоговых и финансовых льготах, о выпуске государственных займов и другие вопросы, связанные с принятием законов в области финансов.

Органы  исполнительной власти осуществляют меры по реализации принятых законов, принимают участие в составлении бюджетов, отчётов об их исполнении, осуществляют исполнение бюджетов, формируют направление финансовой и денежно-кредитной политики, регулируют валютные отношения, а также деятельность финансовых рынков.

Органы финансового  управления осуществляют управление финансами  в рамках своих сфер ведения.

Органы государственной  власти и управления выполняют функции  по управлению финансами наряду со своими основными функциями в  пределах, соответствующих территорий, отраслей и ведомств.

Но, помимо выше названых структур существует совокупность органов  управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, составляет их компетенцию. Это и есть финансовый аппарат государства, т.е. система финансово-кредитных органов, специально созданная для управления финансами и осуществления финансового контроля.

Финансовый аппарат  государства состоит:

- Счётная палата РФ;

- Министерство финансов  РФ и подведомственные ему службы:  Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная налоговая служба РФ;

- Федеральная таможенная  служба РФ;

-  Федеральная служба  по финансовым рынкам

Все эти органы организуют осуществление единой государственной  финансовой политики.

В их задачи входит:

  1. организация финансовой деятельности на соответствующей территории;
  2. анализ и прогнозирование развития экономики и финансов;
  3. составление проекта бюджета данной территории и обеспечение его исполнения;
  4. организация работы внебюджетных фондов;
  5. наблюдение за состоянием денежного обращения, кредита, финансовых рынков;
  6. организация и проведение финансового контроля;
  7. организация учёта и отчётностей в области финансов.

 

       Счётная палата Российской Федерации — парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации.

          Статус Счётной палаты Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счётная палата Российской Федерации — это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.

         Государственная Дума утверждает председателя палаты, Совет Федерации – его заместителя. Каждая палата назначает также по шесть аудиторов Счетной палаты – государственных служащих высшего ранга, возглавляющих основные направления контроля. Председатель палаты, его заместитель и аудиторы составляют Коллегию Счетной палаты.

          Срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты – шесть лет. В течение этого срока они обладают гарантиями профессиональной независимости и могут быть освобождены от должности только в случаях, четко определенных законом.

          Деятельность Счетной палаты  не может быть приостановлена  в связи с роспуском Государственной  Думы. Средства на содержание  Счетной палаты предусматриваются  в федеральном бюджете отдельной  строкой. Так практически реализуется  принцип независимости контроля.

       Задачами  Счетной палаты являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных организациях РФ;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

         Счетная палата обеспечивает  единую систему контроля за  исполнением федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводит контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности. Она строит свою работу на основе годовых и текущих планов, которые утверждает Коллегия Счетной палаты.

          Реализуя планы, палата осуществляет комплексные ревизии, тематические проверки, другие контрольные мероприятия. По итогам мероприятий составляется отчет, за достоверность которого соответствующие должностные лица палаты несут персональную ответственность. Утверждает отчеты и принимает по ним решения Коллегия Счетной палаты.

           Все государственные органы и  любые организации обязаны представлять  Счетной палате информацию, необходимую  для выполнения ее задач, оказывать  содействие ее деятельности. За  отказ в представлении информации, представление заведомо неполной или ложной информации Счетной палате установлена уголовная ответственность.

          Выявляя финансовые нарушения,  отклонения от установленных  бюджетных показателей, Счетная  палата должна анализировать причины и готовить необходимые предложения. Руководителям органов государственной власти, проверяемых организаций палата направляет представления по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба, привлечению к ответственности виновных. В случаях, когда выявленные нарушения наносят прямой непосредственный ущерб и требуется их безотлагательное пресечение или создаются препятствия для проведения контрольных мероприятий, Счетная палата имеет право давать администрации обязательные для исполнения предписания.

           Особенностью и одновременно  недостатком организационного строения  Счетной палаты, ограничивающим  ее практические возможности,  является отсутствие территориальных  подразделений. Ревизии  и проверки  на местах проводятся путем командирования инспекторов палаты из Москвы в республики, края, области, округа. Командировки требуют значительных расходов, осложняются временными и кадровыми ограничениями.

          Ограничивает возможности Счетной  палаты и то, что она неправомочна защищать интересы государства путем прямого обращения в суд. Палате приходится направлять материалы по результатам проверок, требующим судебного разбирательства, в прокуратуру. Это затягивает возмещение ущерба, снижает эффективность контроля.

          Функции, аналогичные функциям федеральной Счетной палаты в отношении государственных средств субъектов РФ, выполняют контрольно-счетные органы, создаваемые представительными органами республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

           Например, в столице на основании Устава города и закона, принятого Московской городской Думой, действует Контрольно-счетная палата Москвы. Во Владимировской области подобный орган именуется Счетной палатой, а в Республике Башкортостан функции финансового контроля возложены на Государственный контрольный комитет. Поскольку субъекты Федерации обладают самостоятельностью, в том числе и в финансовой сфере, создаваемые ими контрольные органы Счетной палате РФ не подчинены.

           Эффективность деятельности территориальных контрольных органов снижает то, что в стране не установлена обязательность таких органов для каждого субъекта Федерации, нет единого порядка их организации и определения полномочий. Поэтому во многих субъектах Федерации они просто не созданы, а часть действующих не имеет достаточных полномочий, чтобы осуществлять действенный контроль.

            С целью повышения эффективности  системы государственного финансового  контроля в РФ, координации деятельности  контрольно-счетных органов субъектов Федерации и укрепления сотрудничества между ними образована общественная Ассоциация контрольно-счетных органов страны.

            Ассоциация будет содействовать  формированию современной правовой  базы государственного финансового  контроля, в первую очередь принятию федерального закона о контроле, разработке и внедрению унифицированной системы контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов, расширять и совершенствовать проведение совместных контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий.

            Опыт создания федеральной и  местных счетных палат как  независимых органов финансового  контроля позаимствован нашей  страной из практики экономически  развитых стран. Обычно в качестве наиболее близкого примера приводят деятельность родственных учреждений Германии, которая, как и наша страна, представляет собой федеративную республику.

            Федеральная счетная палата Федеративной  Республики Германии является  верховным федеральным учреждением и, как независимый орган финансового контроля, подчиняется только закону.

            Палата постоянно контролирует  все бюджетное финансирование, федеральные  предприятия с 50-процентной долей  участия государства, другие организации и ведомства, если в их распоряжение поступают государственные средства. Она может организовывать филиалы на местах и временные ревизионные группы. Палата имеет право по своему усмотрению ограничивать размеры ревизии и оставлять счета без проверки. Основная цель проверок палаты- установить правильность и экономическую эффективность произведенных расходов.

           Никто не имеет права давать  Счетной палате поручения. Вмешательство  в работу, которую она в пределах  установленной законом компетенции  планирует самостоятельно, недопустимо. Президент и вице-президент палаты назначаются сроком на 12 лет. Они, а также члены палаты – заведующие ревизионными отделами и секторами – обладают независимостью, подобной судейской, и не могут быть сняты со своих постов без их собственного согласия. Законом гарантирована и независимость ревизорского персонала.

         Решения Счетная палата принимает  коллегиально; текущие – на малых  (отраслевых) коллегиях по направлениям  контроля, в которые входят руководители  соответствующих ревизионных секторов и отделов, президент или вице-президент палаты. Решения по наиболее принципиальным вопросам, а также в спорных случаях принимаются на заседаниях Большого сената в составе президента, вице-президента, руководителей всех отделов, трех секторов и двух докладчиков.

         Результаты конкретных проверок  палата направляет для принятия  мер соответствующим органам,  в необходимых случаях и Министерству  финансов. Об итогах работы за  год представляется отчет парламенту  и федеральному правительству. Содержание отчета, данные отдельных проверок доводятся до сведения общественности на прессконференциях президента Счетной палаты и путем публикации.

 

Министерство финансов осуществляет общее руководство организации финансов в стране. Структура Минфина была перестроена в начале 90-х в целях приближения к требованиям и условиям рыночной экономики.

Основными задачами Министерства финансов являются:

  • разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;
  • составление проекта и исполнение федерального бюджета;
  • обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей;
  • разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;
  • совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
  • осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;
  • мероприятия в области государственных кредитов, привлечение денежных заемных средств в России и за рубежом, предоставление кредитов субъектам хозяйствования, управление государственным долгом.

Информация о работе Финансовая политика государства