Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:42, лекция
Вопрос 1. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для нормального функционирования социально–экономической системы, для выполнения государством своих функций и задач.
Перечень мер, которые входят в финансовую политику, представляет собой конкретные цели и задачи.
Содержание финансовой политики. Финансовая стратегия и тактика.
Требования к формированию финансовой политики.
Финансовая политика на современном этапе.
Все, без исключения органы государственной власти и управления осуществляют финансовую деятельность, а, следовательно, и управление ею, так как выполнение всех функций государства связано с использованием финансов.
Органы законодательной власти осуществляют решение общих финансовых вопросов, от которых зависит в целом деятельность соответствующих территорий.
Главным образом, это: утверждение бюджетов, установление и отмена налогов, сборов, других обязательных платежей, решение вопросов о налоговых и финансовых льготах, о выпуске государственных займов и другие вопросы, связанные с принятием законов в области финансов.
Органы исполнительной власти осуществляют меры по реализации принятых законов, принимают участие в составлении бюджетов, отчётов об их исполнении, осуществляют исполнение бюджетов, формируют направление финансовой и денежно-кредитной политики, регулируют валютные отношения, а также деятельность финансовых рынков.
Органы финансового управления осуществляют управление финансами в рамках своих сфер ведения.
Органы государственной власти и управления выполняют функции по управлению финансами наряду со своими основными функциями в пределах, соответствующих территорий, отраслей и ведомств.
Но, помимо выше названых структур существует совокупность органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, составляет их компетенцию. Это и есть финансовый аппарат государства, т.е. система финансово-кредитных органов, специально созданная для управления финансами и осуществления финансового контроля.
Финансовый аппарат государства состоит:
- Счётная палата РФ;
- Министерство финансов РФ и подведомственные ему службы: Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная налоговая служба РФ;
- Федеральная таможенная служба РФ;
- Федеральная служба по финансовым рынкам
Все эти органы организуют осуществление единой государственной финансовой политики.
В их задачи входит:
Счётная палата Российской Федерации — парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации.
Статус Счётной палаты Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счётная палата Российской Федерации — это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.
Государственная Дума утверждает председателя палаты, Совет Федерации – его заместителя. Каждая палата назначает также по шесть аудиторов Счетной палаты – государственных служащих высшего ранга, возглавляющих основные направления контроля. Председатель палаты, его заместитель и аудиторы составляют Коллегию Счетной палаты.
Срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты – шесть лет. В течение этого срока они обладают гарантиями профессиональной независимости и могут быть освобождены от должности только в случаях, четко определенных законом.
Деятельность Счетной палаты
не может быть приостановлена
в связи с роспуском
Задачами Счетной палаты являются:
Счетная палата обеспечивает
единую систему контроля за
исполнением федерального
Реализуя планы, палата осуществляет комплексные ревизии, тематические проверки, другие контрольные мероприятия. По итогам мероприятий составляется отчет, за достоверность которого соответствующие должностные лица палаты несут персональную ответственность. Утверждает отчеты и принимает по ним решения Коллегия Счетной палаты.
Все государственные органы и
любые организации обязаны
Выявляя финансовые нарушения,
отклонения от установленных
бюджетных показателей,
Особенностью и одновременно
недостатком организационного
Ограничивает возможности
Функции, аналогичные функциям федеральной Счетной палаты в отношении государственных средств субъектов РФ, выполняют контрольно-счетные органы, создаваемые представительными органами республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Например, в столице на основании Устава города и закона, принятого Московской городской Думой, действует Контрольно-счетная палата Москвы. Во Владимировской области подобный орган именуется Счетной палатой, а в Республике Башкортостан функции финансового контроля возложены на Государственный контрольный комитет. Поскольку субъекты Федерации обладают самостоятельностью, в том числе и в финансовой сфере, создаваемые ими контрольные органы Счетной палате РФ не подчинены.
Эффективность деятельности территориальных контрольных органов снижает то, что в стране не установлена обязательность таких органов для каждого субъекта Федерации, нет единого порядка их организации и определения полномочий. Поэтому во многих субъектах Федерации они просто не созданы, а часть действующих не имеет достаточных полномочий, чтобы осуществлять действенный контроль.
С целью повышения
Ассоциация будет
Опыт создания федеральной и
местных счетных палат как
независимых органов
Федеральная счетная палата
Палата постоянно контролирует
все бюджетное финансирование, федеральные
предприятия с 50-процентной
Никто не имеет права давать
Счетной палате поручения.
Решения Счетная палата
Результаты конкретных
Министерство финансов осуществляет общее руководство организации финансов в стране. Структура Минфина была перестроена в начале 90-х в целях приближения к требованиям и условиям рыночной экономики.
Основными задачами Министерства финансов являются: