Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:42, лекция
Вопрос 1. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для нормального функционирования социально–экономической системы, для выполнения государством своих функций и задач.
Перечень мер, которые входят в финансовую политику, представляет собой конкретные цели и задачи.
Содержание финансовой политики. Финансовая стратегия и тактика.
Требования к формированию финансовой политики.
Финансовая политика на современном этапе.
ТЕМА 3.
Финансовая политика государства.
План лекции:
Вопрос 1. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для нормального функционирования социально–экономической системы, для выполнения государством своих функций и задач.
Перечень мер, которые входят в финансовую политику, представляет собой конкретные цели и задачи.
Главной целью финансовой политики является увеличение объема финансовых ресурсов на базе экономического роста, необходимых для наиболее полного удовлетворения потребностей общества.
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.
Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:
-денежно-кредитная политика;
-налоговая политика;
-бюджетная политика;
-политика в области международных финансов.
Содержание финансовой
- разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;
- создание адекватного финансового механизма;
- управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансовых ресурсов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.
Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач, связанных с общегосударственными и общенациональными потребностями.
Она обычно формируется в виде глобальных целевых программ государства обеспечивающих концентрацию финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.
Средний срок стратегического прогнозирования составляет 3-5 лет.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного, менее длительного периода времени. Она связана с перегруппировкой финансовых ресурсов, с изменением способов организации финансовой связи. Финансовая тактика обычно включает разработку конкретных программ действий, обоснование и расчет необходимых ресурсов и средств.
Финансовая стратегия относительно стабильна. Финансовая тактика отличается гибкостью, довольно часто меняется, так как экономические условия, социальные факторы, на базе которых она строится, отличаются динамичностью.
Поскольку финансовая стратегия и тактика – это две части единого целого, они взаимосвязаны и взаимозависимы.
Финансовая тактика действует в рамках целей и направлений, намеченных финансовой стратегией. Финансовая тактика зависит от финансовой стратегии, и стратегия влияет на тактику.
С другой стороны, финансовая стратегия может быть изменена в зависимости от результатов проведения тактики. Если результаты решения тактических задач свидетельствуют об изменении политических, социальных, экономических и других условий, на базе которых формировалась стратегия, то последняя должна быть изменена.
Вопрос 2. Финансовая политика должна быть сформирована таким образом, чтобы ее реализация приводила к наилучшим результатам. То есть финансовая политика должна быть качественной.
Качество финансовой политики во многом зависит от выполнения условий или требований к ее формированию.
Основные условия:
Вопрос 3. Финансовая политика государства и ее цели, задачи и мероприятия вытекают из главных стратегических задач общенациональной социально-экономической политики. В настоящее время эти задачи следующие:
Отсюда вытекают следующие главные цели финансовой политики:
- финансовая поддержка
предпринимательства, главным
- усиление влияния
финансов на структурную
- стабилизация кредитно-
- увеличение и укрепление
доходной базы бюджета,
- сокращение нерациональных государственных расходов:
1) снижение расходов на аппарат государственного управления,
2) повысить эффективность
и определить приоритеты в
направлениях использования
3) уменьшение дотаций и льгот,
4) уменьшение расходов
по обслуживанию
- дальнейшее развитие
и совершенствование
- укрепление финансового контроля;
- усиление работы по привлечению иностранных инвестиций.
(Самостоятельно изучить основные направления бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики: стратегические и тактические задачи). на. офиц. сайте Министерства финансов РФ есть доклад : «направления бюджетно-налговой политики на 2012г. и на плановый период..», кроме того, почитать бюджетное послание президента совету федерации и др. источники. В рамках ден.- кредит. политики посмотреть политику, «дорогих денег» и политику «дешевых денег», а также Инструменьты регулирования ЦБ РФ в рамках этих политик: операции на открытом рынке , установление нормы обязательных резервов, дисконтную политику. Кроме того знать, для чего проводятся валютные интервенции, устанавливается валютный коридор.
ТЕМА 4.
Управление финансами
План лекции:
Вопрос 1. Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенных результатов.
Любая управляемая система характеризуется субъектом управления, объектом управления, целью управления.
Объект управления – это совокупность элементов системы, на которые направлено и оказывается управленческое воздействие.
Субъект управления – это совокупность элементов системы, которые осуществляют управленческое воздействие.
Сложноорганизованная система – это система, состоящая из множества разнообразных элементов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи.
Любая сложноорганизованная
система стремится к самосохран
Именно поэтому управление – это неотъемлемая функция сложноорганизованной системы, которая направлена на обеспечение сохранения структуры системы, поддержание режима ее деятельности, на реализацию конкретных программ и целей.
Если говорить об управлении финансами, то субъекты управления – это и есть субъекты финансовых отношений, то есть это юридические и физические лица, органы государственной власти и управления различных уровней, организационные структуры внутри субъектов, а также органы финансового аппарата. Объектами управления выступают различные многообразные виды финансовых отношений.
Цель управления финансами – максимальное обеспечение каждого субъекта финансовыми ресурсами, достаточными для его существования и развития; такое осуществление финансовой деятельности, которое приводит к наиболее эффективному хозяйствованию, способствует экономическому, научно-техническому росту и наилучшему удовлетворению потребностей субъектов.
Если рассматривать
управление как функцию
Планирование
Организация общие
Стимулирование функции
Контроль управления
Регулирование
Процесс управления можно конкретизировать по специфическим областям финансовой деятельности: управление налоговыми отношениями, управление инвестиционной деятельностью, управление процессом ценообразования, управление фондообразованием и т.д.
С точки зрения конкретных объектов управления можно говорить об управлении финансами предприятий, организаций, учреждений, об управлении государственными финансами, об управлении страховыми финансами (данная классификация соответствует делению финансовой системы на сферы и звенья).
С точки зрения масштабов
решения задач и периода
- стратегическое или перспективное управление,
- оперативное управление финансами.
Перспективное (стратегическое) управление финансами направлено на реализацию целей финансовой стратегии и связано с определением объёма и структуры финансовых ресурсов, с определением источников их образования и направлением их использования для осуществления крупномасштабных и долговременных государственных мероприятий и программ.
Оперативное управление финансами заключается в повседневном текущем планировании, контроле и регулировании финансовой деятельности, связано с решением тактических задач, с осуществлением конкретных мероприятий, с выработкой и реализацией финансово-управленческих решений.
Вопрос 2. Органы управления финансами (речь пойдёт об органах управления финансами на макроуровне)
Органы государственной власти и управления. |
Ветви государственной власти и управления |
Уровни государственного управления. | ||
Федеральный |
Уровень субъектов Федерации. |
Местный (муниципальный) | ||
1.Органы законодательной власти.
2. Органы исполнительной власти
3. Органы государственного управления. |
Федеральное собрание, в т.ч. -Совет Федерации; -Гос. Дума.
Президент и его аппарат. Правительство РФ во главе с премьер-министром
Министерства, ведомства, комитеты, службы. |
Думы: областные, Краевые.
Губернаторы
Отделения министерств, ведомств, комитетов и т.д. |
Думы: районные, городские
Мэрия, администрация районов.
Отделения министерств, ведомств и т.д. |