Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:42, лекция

Описание работы

Вопрос 1. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для нормального функционирования социально–экономической системы, для выполнения государством своих функций и задач.
Перечень мер, которые входят в финансовую политику, представляет собой конкретные цели и задачи.

Содержание

Содержание финансовой политики. Финансовая стратегия и тактика.
Требования к формированию финансовой политики.
Финансовая политика на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

ТЕМЫ 3,4,5 .doc

— 186.00 Кб (Скачать)

 

ТЕМА 3.

Финансовая  политика государства.

План лекции:

    1. Содержание финансовой политики. Финансовая стратегия и тактика.
    2. Требования к формированию финансовой политики.
    3. Финансовая политика на современном этапе.

 

Вопрос 1.  Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для нормального функционирования социально–экономической системы, для выполнения государством своих функций и задач.

Перечень мер, которые входят в финансовую политику, представляет собой конкретные цели и задачи.

Главной целью финансовой политики является увеличение объема финансовых ресурсов на базе экономического роста, необходимых для наиболее полного  удовлетворения потребностей общества.

Финансовая политика является составной  частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные  направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

       В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

       Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:

-денежно-кредитная политика;

-налоговая политика;

-бюджетная политика;

-политика в области  международных финансов.

            Содержание финансовой политики  включает в себя широкий комплекс  мероприятий: 

       -   разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

       -     создание адекватного финансового механизма;

        - управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

      Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансовых ресурсов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.

Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач, связанных с общегосударственными и общенациональными потребностями.

Она обычно формируется  в виде глобальных целевых программ государства обеспечивающих концентрацию финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Средний срок стратегического  прогнозирования составляет 3-5 лет.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного, менее длительного периода времени. Она связана с перегруппировкой финансовых ресурсов, с изменением способов организации финансовой связи. Финансовая тактика обычно включает разработку конкретных программ действий, обоснование и расчет необходимых ресурсов и средств.

Финансовая стратегия  относительно стабильна. Финансовая тактика  отличается гибкостью, довольно часто  меняется, так как экономические  условия, социальные факторы, на базе которых она строится, отличаются динамичностью.

Поскольку финансовая стратегия  и тактика – это две части  единого целого, они взаимосвязаны  и взаимозависимы.

Финансовая тактика  действует в рамках целей и  направлений, намеченных финансовой стратегией. Финансовая тактика зависит от финансовой стратегии, и стратегия влияет на тактику.

С другой стороны, финансовая стратегия может быть изменена в  зависимости от результатов проведения тактики. Если результаты решения тактических  задач свидетельствуют об изменении  политических, социальных, экономических и других условий, на базе которых формировалась стратегия, то последняя должна быть изменена.

 

Вопрос 2.  Финансовая политика должна быть сформирована таким образом, чтобы ее реализация приводила к наилучшим результатам. То есть финансовая политика должна быть качественной.

Качество финансовой политики во многом зависит от выполнения условий или требований к ее формированию.

Основные условия:

  1. Учет конкретных исторических условий и особенностей текущего момента. Это означает, что финансовая политика должна исходить из целей и потребностей развития общества на данном конкретном этапе, должна учитывать особенности внешней и внутренней обстановки, реальных экономических, финансовых возможностей государства в данный момент.
  2. Научный подход к выработке финансовой политики. Это знание и изучение всех факторов экономического и социального развития, соответствие финансовой политики объективным закономерностям общественного развития, знание и учет выводов финансовой теории и т.д.
  3. Комплексный подход к выработке и проведению финансовой политики. Его можно рассматривать с двух сторон:  - во-первых, он заключается в согласовании финансовой политики во всех сферах и звеньях финансовой системы; - во-вторых, обеспечение тесных взаимосвязей между функциональными составными частями финансовой политики.
  4. Результативность финансовой политики. Мероприятия финансовой политики должны предусматривать отдачу полезных результатов и постоянный их рост.

 

Вопрос 3.  Финансовая политика государства и ее цели, задачи и мероприятия вытекают из главных стратегических задач общенациональной социально-экономической политики. В настоящее время эти задачи следующие:

    1. Преодоление спада производства, обеспечение его роста.
    2. Обеспечение прогрессивного научно- технического развития во всех областях.
    3. Повышение социальной защищенности населения, подъем уровня благосостояния.

Отсюда вытекают следующие  главные цели финансовой политики:

- финансовая поддержка  предпринимательства, главным образом,  малого и среднего, ограничение  монополизма;

- усиление влияния  финансов на структурную перестройку  экономики;

- стабилизация кредитно-денежной  системы, перестройка и повышение  эффективности деятельности банковской  системы;

- увеличение и укрепление  доходной базы бюджета, главным  образом, за счет совершенствования налоговой системы;

- сокращение нерациональных  государственных расходов:

1) снижение расходов  на аппарат государственного  управления,

2) повысить эффективность  и определить приоритеты в  направлениях использования бюджетных  средств,

3) уменьшение дотаций  и льгот,

4) уменьшение расходов  по обслуживанию государственного  долга за счет его реструктуризации.

- дальнейшее развитие  и совершенствование функционирования  финансового рынка;

- укрепление финансового  контроля;

- усиление работы по привлечению иностранных инвестиций.

(Самостоятельно изучить основные направления  бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики: стратегические и тактические задачи). на. офиц. сайте Министерства финансов РФ есть доклад : «направления бюджетно-налговой политики на 2012г. и на плановый период..», кроме того, почитать бюджетное послание президента  совету федерации и др. источники. В рамках ден.- кредит. политики посмотреть политику, «дорогих денег» и политику «дешевых денег»,  а также Инструменьты регулирования ЦБ РФ в рамках этих политик: операции на открытом рынке , установление нормы обязательных резервов, дисконтную политику. Кроме того знать, для чего проводятся валютные интервенции, устанавливается валютный коридор.

 

 

ТЕМА 4.

Управление  финансами

План лекции:

    1. Общее понятие об управлении финансами.
    2. Органы управления финансами.

 

Вопрос 1.  Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенных результатов.

Любая управляемая система характеризуется субъектом управления, объектом управления, целью управления.

Объект управления – это совокупность элементов системы, на которые направлено и оказывается управленческое воздействие.

Субъект управления – это совокупность элементов системы, которые осуществляют управленческое воздействие.

Сложноорганизованная  система – это система, состоящая из множества разнообразных элементов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи.

Любая сложноорганизованная система стремится к самосохранению, устойчивости, воспроизводству, совершенствованию и развитию.

Именно поэтому управление – это неотъемлемая функция сложноорганизованной  системы, которая направлена на обеспечение  сохранения структуры системы, поддержание  режима ее деятельности, на реализацию конкретных программ и целей.

Если говорить об управлении финансами, то субъекты управления –  это и есть субъекты финансовых отношений, то есть это юридические и физические лица, органы государственной власти и управления различных уровней, организационные структуры внутри субъектов, а также органы финансового аппарата. Объектами управления выступают различные многообразные виды финансовых отношений.

Цель управления финансами – максимальное обеспечение каждого субъекта финансовыми ресурсами, достаточными для его существования и развития; такое осуществление финансовой деятельности, которое приводит к наиболее эффективному хозяйствованию, способствует экономическому, научно-техническому росту и наилучшему удовлетворению потребностей субъектов.

Если рассматривать  управление как функцию сложноорганизованных систем, то функция имеет сложное  содержание, то есть раскладывается на ряд последовательно осуществляемых подфункций.

 

 


Планирование

Организация   общие

Стимулирование   функции

Контроль    управления

Регулирование

 

Процесс управления можно  конкретизировать по специфическим  областям финансовой деятельности: управление налоговыми отношениями, управление инвестиционной деятельностью, управление процессом  ценообразования, управление фондообразованием и т.д.

С точки зрения конкретных объектов управления можно говорить об управлении финансами предприятий, организаций, учреждений, об управлении государственными финансами, об управлении страховыми финансами (данная классификация  соответствует делению финансовой системы на сферы и звенья).

С точки зрения масштабов  решения задач и периода времени  различают следующие формы управления финансами:

- стратегическое или  перспективное управление,

- оперативное управление  финансами.

Перспективное (стратегическое) управление финансами направлено на реализацию целей финансовой стратегии и связано с определением объёма и структуры финансовых ресурсов, с определением источников их образования и направлением их использования для осуществления крупномасштабных и долговременных государственных мероприятий и программ.

Оперативное управление финансами заключается в повседневном текущем планировании, контроле и регулировании финансовой деятельности, связано с решением тактических задач, с осуществлением конкретных мероприятий, с выработкой и реализацией финансово-управленческих решений.

 

Вопрос 2.    Органы управления финансами (речь пойдёт об органах управления финансами на макроуровне)

 

Органы государственной власти и управления.

Ветви государственной власти и управления

Уровни государственного управления.

 

Федеральный

Уровень субъектов Федерации.

Местный

(муниципальный)

1.Органы законодательной власти.

 

 

 

 

2. Органы исполнительной власти

 

 

 

 

 

3. Органы государственного управления.

Федеральное собрание, в т.ч.

-Совет Федерации;

-Гос. Дума.

 

 

Президент и его аппарат. Правительство  РФ во главе с премьер-министром

 

 

Министерства, ведомства, комитеты, службы.

Думы:

областные,

Краевые.

 

 

 

 

Губернаторы

 

 

 

 

 

 

 

Отделения министерств, ведомств, комитетов  и т.д.

Думы:

районные,

городские

 

 

 

 

Мэрия, администрация районов.

 

 

 

 

 

Отделения министерств, ведомств и  т.д.

Информация о работе Финансовая политика государства