Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:42, лекция

Описание работы

Вопрос 1. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для нормального функционирования социально–экономической системы, для выполнения государством своих функций и задач.
Перечень мер, которые входят в финансовую политику, представляет собой конкретные цели и задачи.

Содержание

Содержание финансовой политики. Финансовая стратегия и тактика.
Требования к формированию финансовой политики.
Финансовая политика на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

ТЕМЫ 3,4,5 .doc

— 186.00 Кб (Скачать)

          Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.

       Главное управление федерального казначейства и его территориальные органы выполняют основные задачи, такие как: организация, осуществление и контроль над исполнением федерального бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета, исходя из принципа единства кассы.

На казначейскую систему возложен учет всех операций по государственным финансовым ресурсам в безналичной форме.

Федеральная налоговая  служба РФ и ее органы на местах – налоговые инспекции.

Главные функции налоговой  службы:

  1. контроль за соблюдением налогового законодательства;
  2. контроль за правильностью исчисления и сроками уплаты налогов и других обязательных платежей;
  3. методическая работа по совершенствованию налоговой системы.

Федеральная таможенная служба РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин РФ. В его обязанности входит:

  1. проведение налоговых проверок по налогам, взимаемых таможенными органами;
  2. проверка всех документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;
  3. приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
  4. проведение взимания недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

 

ТЕМА 5:

Содержание  процесса управления финансами.

План лекции:

1.Финансовое планирование.

2.Финансовый механизм.

3.Финансовое стимулирование.

4.Финансовый контроль.

 

Вопрос 1.  По содержанию деятельности процесс управления финансами делится на: планирование, стимулирование, организацию. контроль и регулирование.

Рассмотрим содержание, формы и методы финансового планирования.

Планирование – одна из важнейших функций управления наряду с целеполаганием, так как она начинает процесс управления.

По содержанию, это  сложная функция, поэтому целесообразно  рассматривать её как единство трёх подфункций, на которые она раскладывается: прогнозирование, моделирование и программирование.

Прогнозирование - научное  предвидение. На основе научно-обоснованных методов прогнозирования и с  учётом действующих, а также предполагаемых факторов и условий определяются укрупнённые примерные параметры состояний и динамики тех или иных объектов или процессов.

Моделирование – формирование экономической модели объекта. Экономическая  модель в планировании - это план, т. е. через систему экономических показателей и параметров план описывает состояние объекта на определённый период времени.

Программирование –  разработка программ практических действий по реализации сформированных планов. Программа содержит конкретные мероприятия, привязанные к срокам и датам, содержащие расчёты и обоснования, требуемые для реализации планов, ресурсов, средств и т. д.

Финансовое планирование – это процесс научного формирования показателей и параметров, состояния  и движения финансовых средств субъектов  и соответствующих им финансовых отношений на определённый период.  Реализация финансового планирования происходит в форме формирования соответствующих финансовых плановых документов, в которые те или иные показатели и параметры сведены в единый комплекс. Содержание финансового планирования составляет деятельность специалистов и соответствующих финансовых структур по формированию плановых финансовых документов. Т. о., результатом финансового планирования является составление финансовых планов различных субъектов. В зависимости от уровня финансового планирования, можно говорить о планировании финансов на федеральном уровне, уровне субъектов федерации и местном уровне. С другой стороны, можно говорить об отраслевом планировании финансов и территориальном, а также можно говорить о планировании финансов на макро- и микроэкономическом уровнях.

В зависимости от содержания, характера планируемых целей  и задач и от периода времени  различают формы планирования: стратегическое, текущее, оперативное.

Стратегическое, по сути, представляет собой прогнозирование и связано с формированием укрепленных и приближённых параметров и показателей финансового развития на достаточно долговременные перспективы.

Текущее охватывает временной  период – год. Формируются годовые  финансовые планы субъектов, которые охватывают все параметры финансовой деятельности, структуры и объёма финансовых ресурсов, источники их формирования, направления использования.

Оперативное финансовое планирование реализуется в виде оперативных плановых финансовых документов, показатели которых являются детализацией и конкретизацией показателей годовых финансовых планов. Временной период – полугодие, квартал, месяц, декада и т. д.

 

Методы  финансового планирования.

Качество финансового  планирования, в большей степени, зависит от использования методов планирования, от того, насколько выбранный метод соответствует объекту, условиям и факторам планирования.

Методы финансового  планирования – это конкретные способы  и приёмы, алгоритмы определения  показателей и параметров финансовых планов.

  1. Метод экстраполяции – метод прогнозирования;
  2. Методы экономико-математического моделирования;
  3. Вариантный метод;
  4. Коэффициентный метод (расчетный);
  5. Аналитический пофакторный;
  6. Нормативный метод;
  7. Балансовый метод;
  8. Метод денежных потоков.

 

МЕТОД ЭКСТРАПОЛЯЦИИ

Показатели определяются на основе их динамики, обобщаются данные о величине показателя за предыдущие периоды времени и устанавливается  определённая тенденция динамики этого  показателя. Она продолжается и прогнозируется и на последующий период прогнозирования. Качество и реальность получаемых результатов зависит от:

  1. выбора системы параметров хозяйствующих объектов;
  2. выбора пределов экстраполяции;
  3. степень учёта возможных факторов, которые будут влиять на значение показателей;
  4. количество показателей, которые обобщаются за предшествующие периоды.

 

МЕТОД ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО  МОДЕЛИРОВАНИЯ.

Этот метод заключается  в построении математических моделей, описывающих и имитирующих состояние  и протекание реальных экономических  процессов с помощью специальных математических символов и приёмов (уравнения, неравенства, матрицы, таблицы, график). При экономико-математическом моделировании устанавливается зависимость между функцией (выступает финансовым показателем) и переменными (выступают факторы, влияющие на величину финансового показателя).

Несколько десятилетий  практическое использование экономико-математических методов показали, что их применение связано с рядом серьёзных  недостатков, таких как:

  1. никакая, даже самая сложная математическая модель не может объективно и точно сымитировать процессы, проходящие в экономике, по двум главным причинам: огромное количество случайных факторов, невозможность учёта психологического фактора.
  2. Огромные затраты на разработку и использование экономико-математических методов

ВАРИАНТНЫЙ  МЕТОД

Этот метод состоит  в разработке альтернативных вариантов  плановых расчётов, из которых по важным для субъекта критериям выбирается наилучший вариант.

 

КОЭФФИЦИЕНТНЫЙ  МЕТОД

Основывается на анализе  достигнутой величины базисного показателя. Он обычно определяется как среднее значение из величин базисного показателя за ряд предыдущих лет и установленных экспертных индексов его изменения в планируемом периоде. Здесь важным моментом является экспертная оценка, на основе которой устанавливаются индексы. Расчёты и результаты, полученные этим методом, являются неточными, приближёнными. Он может использоваться только в условиях стабильности и определённости действующих факторов.

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОФАКТОРНЫЙ МЕТОД

Этот метод предполагает наличие некоторого базисного показателя, характеризующего ту или иную сторону эффективности финансовой деятельности. Планируемое значение показателя определяется в несколько этапов. При этом, на первом этапе рассчитывается величина планируемого показателя, исходя из условий эффективности работы базисного периода.  Далее, выявляется технико-экономические факторы интенсивности, и величина планируемого показателя корректируются с учётом влияния на него этих факторов. Достоинство этого метода в том, что он позволяет достигнуть улучшения результатов деятельности за счёт интенсификации деятельности.  Сфера использования этого метода ограничивается теми производствами, которые имеют достаточно длительный период функционирования.

 

НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД

На основе заранее установленных норм и нормативов по известному алгоритму рассчитывается величина планируемого показателя.

 

 

БАЛАНСОВЫЙ  МЕТОД

Этот метод заключается  в согласовании и взаимной количественной и качественной увязке источников и  величины доходов субъекта с направлениями и объёмами его расходов. В процессе использования балансового метода формируются различные формы балансов, представляющие собой таблицы финансовых показателей.

 

МЕТОД ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ

Этот метод является универсальным при составлении  финансовых планов. Планирование денежных потоков осуществляется на основе ожидаемых поступлений денежных средств и объёмов их использования. Проводится увязка этих разнонаправленных потоков по срокам и датам.

 

Вопрос 2.   Финансовый механизм – это организационный инструмент реализации целей финансовой политики и практического осуществления управления финансами. Он представляет собой совокупность форм, видов, методов и приёмов организации финансовых отношений, способов их количественного определения.

Финансовые отношения объективны, а финансовый механизм субъективен, то есть, формы, методы и виды организации финансовых отношений формируются субъективно, исходя из сложившихся условий хозяйствования и предоставления людей.

Классификация финансового  механизма.

  1. По основным элементам (структурным частям) финансовый механизм делится на:

- принципы, методы и  структуру распределения общественного  продукта, национального дохода, прибыль  и других объектов финансового  распределения;

- формы денежного накопления;

- виды и системы платежей, в том числе, налоговых;

- способы количественного  определения финансовых нормативов  и их видов;

- способы формирования  доходов субъектов и осуществление  их расходов;

- формы, виды, методы  финансового планирования, контроля, стимулирования и регулирования;

- формы и способы  формирования финансовой информации  и документации.

     2.   По функциональным звеньям:

- финансовый механизм  амортизации;

- финансовый механизм  ценообразования;

- налоговый механизм;

- бюджетный механизм;

- кредитный механизм;

- инвестиционный механизм.

Финансовый механизм - это комплекс организационных инструментов и рычагов, с помощью которых  субъект управления оказывает реальное управленческое воздействие на объект управления, т. е., на финансовые отношения. Построение финансового механизма, его «конструирование» должно базироваться на ряде обязательных требований или принципов. Только в этом случае финансовый механизм будет действовать и с его помощью будут достигнуты желаемые результаты.

Существуют 4 требования:

  1. в соответствии целям и задачам финансовой политики;
  2. функциональность;
  3. действительность;
  4. правовое обеспечение.
  5. Поскольку финансовый механизм – это организационный инструмент управления, он должен быть направлен на полную реализацию целей управления, т. е., целей и задач финансовой политики.
  6. Функциональность обеспечивается правильным конструктивным его построением, которое состоит во взаимосвязанности и взаимообусловленности единой целевой направленности всех структурных элементов финансового механизма. Именно это поддерживает его в рабочем состоянии и позволяет ему выполнять заложенные в него функции.
  7. Действительность. Финансовый механизм должен оказывать реальное интенсивное воздействие на субъект управления. Действительность может быть обеспечена только тогда, когда воздействие рычагов и инструментов, а также, в целом финансового механизма будет направлена на реальные объективные и насущные интересы субъектов.
  8. Правовое обеспечение – принципы, формы и способы организации финансовых отношений, являясь субъективными, должны базироваться на действующем в государстве финансовом праве. Иначе говоря, соответствовать тем законодательным правовым нормативным актам, которые регламентируют финансовую деятельность и финансовые отношения в государстве.

Информация о работе Финансовая политика государства