Финансовая политика государства»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть финансовую политику государства для чего необходимо решить ряд конкретных задач:
разобрать теоретические аспекты финансовой политики государства: ее сущность, задачи, состав и типы;
рассмотреть современное состояние финансовой политики Российской Федерации;
понять экономическое содержание и структуру финан

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства 5
1.1. Понятие финансовой политики 5
1.2. Цели и задачи финансовой политики 8
1.3. Особенности финансовой политики 9
2. Организация финансовой политики государства 13
2.1. Понятие финансового механизма и его структура 13
2.2. Управление финансами в России 16
2.3. Финансовая политика России на современном этапе 18
3. Типы финансовой политики государства 26
3.1. Классический тип 27
3.2. Регулирующий тип 28
3.3.
3.4.
Планово-директивный тип
Выбор финансового типа политики на местном уровне
29
33
4. Заключение 35
Список литературы, нормативных и справо

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ КУРСОВАЯ..doc

— 344.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
    1. РЕГУЛИРУЮЩИЙ  ТИП
 

       Бурное  развитие производительных сил поставило  перед государствами еще в XIX веке вопрос об изменении подхода к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в индустриально развитых странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж.Кейнса (1883—1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый  механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

       Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным  механизмом  регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

       Изменяется  система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает  несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем над поступлением налогов, управлением государственным долгом.

       В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную  эффективность в индустриально  развитых странах - в 30 -60-е годы XX века она обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. ПЛАНОВО-ДИРЕКТИВНЫЙ  ТИП
 

       Планово-директивный  тип финансовой политики применялся в странах, использовавших административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

      Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей  финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производилось бы изъятие всех неиспользуемых в соответствии   с государственным планом финансовых   ресурсов. Такое изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

      Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода (с последующими небольшими изменениями). Чистый доход государственных предприятий взимался в бюджет вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) в бюджет поступали все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть, государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода.

      Регулирование использования денежных доходов  населения осуществлялось при помощи подоходного налога. Кроме того, часть средств изымалась путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные средства населения, помещенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального без облигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.

      Изъятие средств у местных органов  власти обеспечивалось ограничением собственных источников доходов местных бюджетов. Система таких местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10-15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых для них из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.

      Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно, а именно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, «долгостроя», военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитии отраслей социальной сферы.

      Управление  финансами осуществлялось из единого центра

-  Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других государственных управленческих органов в области финансов не существовало.

      Планово-директивная  финансовая политика проводилась практически  во всех  бывших социалистических странах. В СССР она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для обеспечения чрезвычайных расходов государства - в годы Великой Отечественной войны, восстановления народного хозяйства и т.п. Однако, использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям:

  • снижению эффективности производства;
  • замедлению развития социальной сферы общества;
  • резкому ухудшению финансового положения государства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Выбор финансового типа политики на местном  уровне.
 

     Развитие  государства связано с изменением финансовой политики. Использование  того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие системы общественных отношений.

Для нормального  развития экономики постоянно требуется  мобилизация временно свободных денежных средств физических и юридических лиц и их распределение и перераспределение на коммерческой основе между различными секторами экономики, поэтому  к современной политики более подходят:

 

     Классический  тип 

     До  конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант.

     Основное  направление:

     · невмешательство государства в экономику;

     · сохранение свободной конкуренции;

     · использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

     Следствием  этого было ограничение государственных  расходов и налогов, обеспечение  условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

     Регулирующий  тип

     В его основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В данной курсовой работе была рассмотрена финансовая политика государства. На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

     Роль  и значение финансовой политики состоит в том, что она кардинально формирует финансовую науку и практику финансовых отношений. Финансовой политике подвластно все в области финансов и не только. Она подчинена и несамостоятельна лишь по отношению к политическому курсу в области экономики. Всякий раз, когда говорим о недостатках инструмента или механизма, о целях и путях их достижения, возникающих задачах и проблемах в области финансов, денежного обращения и кредита,мы занимаемся политикой.

     Финансовая  политика в государстве проводится в соответствие со своими законами, познание и формулирование которых значительно отстало от разработок в области экономических категорий. Вместе с тем финансовая политика это не столько политика, сколько система знаний в области управления финансами, кредитом и денежным оборотом.

     Наука о финансовой политике важный раздел финансовой науки, который структурно и по содержанию в полной мере не оформился. Финансовая политика в современном государстве есть система политических отношений по поводу стратегии организации финансов, текущего и оперативного управления ими. В основе этой системы лежит политический курс и порождаемое им финансовое строительство.

     Изучив  теорию и структуру финансов можно  прийти к выводу, что в современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями. Исходя из чего, трудно выстроить наиболее оптимальную для социально – экономического развития страны финансовую политику.

 

    Следовательно, финансовая политика – это  не только управление финансами, но и воздействие  на среду, в которой осуществляется финансовый процесс. Очень много зависит от общественного мнения, доверия населения к проводимым реформам и нововведениям, что, безусловно, необходимо учитывать при определении финансовой политики и стратегии государства. 

 

        

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ, НОРМАТИВНЫХ И СПРАВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1. Большаков  С.В.Финансовая политика государства и предприятия –М.,2009г .

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ от 31.07.98 г. (элек  тронная версия) http://www.consultant.ru/online/base

3. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политики в 2009–2011 годах.

4. В.Е.Леонтьев, Н.П.Радковская Финансы, деньги, кредит и банки: Учебное     пособие. 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: ИВЭСЭП Знание, 2009

5. Материал Википедии - свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki

6. Оценка экономических итогов 2009 года Президентом РФ. http://www.ancentr.ru/modules/analitical_comments/epfc_20091227.html

7. Официальный сайт: http://pgu.omskportal.ru/web/guest/main

Информация о работе Финансовая политика государства»