Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть финансовую политику государства для чего необходимо решить ряд конкретных задач:
разобрать теоретические аспекты финансовой политики государства: ее сущность, задачи, состав и типы;
рассмотреть современное состояние финансовой политики Российской Федерации;
понять экономическое содержание и структуру финан
Содержание
Введение 3
1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства 5
1.1. Понятие финансовой политики 5
1.2. Цели и задачи финансовой политики 8
1.3. Особенности финансовой политики 9
2. Организация финансовой политики государства 13
2.1. Понятие финансового механизма и его структура 13
2.2. Управление финансами в России 16
2.3. Финансовая политика России на современном этапе 18
3. Типы финансовой политики государства 26
3.1. Классический тип 27
3.2. Регулирующий тип 28
3.3.
3.4.
Планово-директивный тип
Выбор финансового типа политики на местном уровне
29
33
4. Заключение 35
Список литературы, нормативных и справо
Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX веке вопрос об изменении подхода к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в индустриально развитых странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж.Кейнса (1883—1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.
Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.
Изменяется
система управления финансами. Вместо
единого органа управления возникает
несколько самостоятельных
В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в индустриально развитых странах - в 30 -60-е годы XX века она обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.
Планово-директивный тип финансовой политики применялся в странах, использовавших административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производилось бы изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Такое изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.
Для
государственных предприятий
Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога. Кроме того, часть средств изымалась путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные средства населения, помещенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального без облигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.
Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением собственных источников доходов местных бюджетов. Система таких местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10-15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых для них из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.
Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно, а именно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, «долгостроя», военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитии отраслей социальной сферы.
Управление финансами осуществлялось из единого центра
- Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других государственных управленческих органов в области финансов не существовало.
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. В СССР она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для обеспечения чрезвычайных расходов государства - в годы Великой Отечественной войны, восстановления народного хозяйства и т.п. Однако, использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям:
Развитие
государства связано с
Для нормального развития экономики постоянно требуется мобилизация временно свободных денежных средств физических и юридических лиц и их распределение и перераспределение на коммерческой основе между различными секторами экономики, поэтому к современной политики более подходят:
Классический тип
До
конца 20-х годов текущего столетия
основным типом финансовой политики
большинства стран был классиче
Основное направление:
· невмешательство государства в экономику;
· сохранение свободной конкуренции;
· использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.
Регулирующий тип
В его основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе была рассмотрена финансовая политика государства. На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Роль и значение финансовой политики состоит в том, что она кардинально формирует финансовую науку и практику финансовых отношений. Финансовой политике подвластно все в области финансов и не только. Она подчинена и несамостоятельна лишь по отношению к политическому курсу в области экономики. Всякий раз, когда говорим о недостатках инструмента или механизма, о целях и путях их достижения, возникающих задачах и проблемах в области финансов, денежного обращения и кредита,мы занимаемся политикой.
Финансовая политика в государстве проводится в соответствие со своими законами, познание и формулирование которых значительно отстало от разработок в области экономических категорий. Вместе с тем финансовая политика это не столько политика, сколько система знаний в области управления финансами, кредитом и денежным оборотом.
Наука о финансовой политике важный раздел финансовой науки, который структурно и по содержанию в полной мере не оформился. Финансовая политика в современном государстве есть система политических отношений по поводу стратегии организации финансов, текущего и оперативного управления ими. В основе этой системы лежит политический курс и порождаемое им финансовое строительство.
Изучив теорию и структуру финансов можно прийти к выводу, что в современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями. Исходя из чего, трудно выстроить наиболее оптимальную для социально – экономического развития страны финансовую политику.
Следовательно, финансовая политика – это не только управление финансами, но и воздействие на среду, в которой осуществляется финансовый процесс. Очень много зависит от общественного мнения, доверия населения к проводимым реформам и нововведениям, что, безусловно, необходимо учитывать при определении финансовой политики и стратегии государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, НОРМАТИВНЫХ И СПРАВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
1. Большаков С.В.Финансовая политика государства и предприятия –М.,2009г .
2. Бюджетный
кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ
от 31.07.98 г.
(элек тронная версия) http://www.consultant.ru/
3. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политики в 2009–2011 годах.
4. В.Е.Леонтьев, Н.П.Радковская Финансы, деньги, кредит и банки: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: ИВЭСЭП Знание, 2009
5. Материал Википедии - свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki
6.
Оценка экономических
итогов 2009 года Президентом
РФ. http://www.ancentr.ru/modules/
7.
Официальный сайт: http://pgu.omskportal.ru/web/