Финансовая политика государства»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть финансовую политику государства для чего необходимо решить ряд конкретных задач:
разобрать теоретические аспекты финансовой политики государства: ее сущность, задачи, состав и типы;
рассмотреть современное состояние финансовой политики Российской Федерации;
понять экономическое содержание и структуру финан

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства 5
1.1. Понятие финансовой политики 5
1.2. Цели и задачи финансовой политики 8
1.3. Особенности финансовой политики 9
2. Организация финансовой политики государства 13
2.1. Понятие финансового механизма и его структура 13
2.2. Управление финансами в России 16
2.3. Финансовая политика России на современном этапе 18
3. Типы финансовой политики государства 26
3.1. Классический тип 27
3.2. Регулирующий тип 28
3.3.
3.4.
Планово-директивный тип
Выбор финансового типа политики на местном уровне
29
33
4. Заключение 35
Список литературы, нормативных и справо

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ КУРСОВАЯ..doc

— 344.00 Кб (Скачать)

     Бюджет  России по-прежнему чрезмерно зависит  от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних рынков, в связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе Федерального бюджета РФ, с целью повышения устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры. Стабилизационный фонд формируется за счет 2-х источников, которые связаны с нефтью: часть налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и часть экспортной пошлины на нефть, поступающих в бюджет.

     Бюджетная политика разрабатывается и реализуется  Министерством финансов РФ. Одним из приоритетов бюджетного трехлетнего плана Минфина объявлены инвестиции в человеческий капитал. Однако инвестиции в науку (около 1.5% ВВП) и образование (3.6% ВВП) осуществляются пока на недостаточном уровне, значительно меньшем в процентах от ВВП, чем в развитых странах. Поэтому инвестиции в человеческий капитал пока не стали приоритетом и в среднесрочных бюджетах.

     Как и в предыдущие годы, основная часть  средств из федерального бюджета будет распределяется между регионами через 5 фондов.

     Наиболее  значимый из них - Фонд финансовой поддержки  субъектов  РФ (ФФПР). Различия в бюджетной обеспеченности регионов достигают 40 раз. После распределения дотаций из этого Фонда всем регионам гарантируется бюджетная обеспеченность не ниже 64% от среднего уровня.

     В 2009-2011 годах из федерального бюджета выделялись средства на развитие инфраструктуры общенационального и межрегионального значения, на стимулирование развития инновационного и информационного секторов экономики.

     За  счет предоставления государственных гарантий расширяется экспорт машин, оборудования и транспортных средств. Опережающими темпами (в том числе благодаря мерам государственной поддержки) развиваются информационные технологии и связь.

     Увеличивается объем средств, направляемых на обеспечение безопасности граждан. Это направление особенно важно для повышения инвестиционной привлекательности страны, развития человеческого капитала, выхода страны из тупикового криминально-бюрократического уклада экономики. Но пока успехи на этом направлении не заметны.

     В соответствии с Федеральным Законом  от 31 октября 2009 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» представлены следующие основные характеристики бюджета:

     Доходы: в 2009 году - 10 927,1 млрд. руб. (18,98% ВВП); в 2010 году - 11 733,6 млрд. руб. (18,81% ВВП) и в 2011 году - 12 839,0 млрд. руб. (18,06% ВВП), из них нефтегазовые: в 2009 году - 4 692,5 млрд. руб. (6,81% к ВВП), в 2010 и 2011 годах 4 536,2 млрд. руб. (5,93% к ВВП) и 4 637,5 млрд. руб. (5,24% к ВВП) соответственно.

     Объем Резервного фонда: в 2009 году (на конец года) - 5 147, 5 млрд. руб.; в 2010 году - 5 914,6 млрд. руб. и в 2011 году - 6 761,0 млрд. руб.

     Объем Фонда национального благосостояния: в 2009 году - 3 331,1 млрд. руб.; в 2010 году - 4 588,1 млрд. руб.; в 2011 году - 6 080,1 млрд. руб.

     Объем Инвестиционного фонда: в 2009 году - 252,6 млрд. руб.; в 2010 году - 100,0 млрд. руб.

     На  обеспечение функционирования и  развития автодорог будут направлены 239,2 млрд. руб. в 2009 году, 410,7 млрд. руб. в 2010 году и 529,4 млрд. руб. в 2011 году.

     Объем ВВП: в 2009 г. - 51 475 млрд. руб. (106,0% к 2006 году), в 2010 году - 59 146 млрд. руб.; в 2011 году - 67 610 млрд. руб.

     Уровень инфляции: в 2009 году - 8,5%; в 2010 году - 7,0%; в 2011 году - 6,8%.

     Среднегодовой курс рубля к доллару США: 24,7 в 2009 году; 26,0 - в 2010 году и 27,3 - в 2011 году.

     Структура расходов и их динамика представлена в таблице 1.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1. Функциональная структура расходов «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»: Федеральный закон РФ от 31 октября 2009 г., №204-ФЗ.

Наименование 2009 2010 2011 2012 Темп  прироста
млрд  руб % млрд руб % млрд руб %
Всего 7021,9 9024,7 28,5 10342,3 14,3 11317,7 9,7 161
Общегосуд-ные вопросы 870,3 1317,4 41,4 1236,8 -6,1 1203,9 -2,7 138
Национальная  оборона 1015,7 1277,5 25,7 1390,7 8,9 1480,5 6,5 146
Национальная  безопасность 827,2 1085,9 31,3 1198,3 10,4 1266,1 5,7 153
Национальная  экономика 771,3 1039,4 34,8 1181,2 13,6 1384,8 17,2 180
ЖКХ 64 107,7 68,2 118,3 9,8 110,3 -6,4 171
Охрана  окружающей среды 9,9 13,8 39,7 17,7 6,3 15,1 2,6 150
Культура 93,7 113,9 21,6 114,4 0,4 114,4 0 123
Образование 336,1 423,1 25,9 468,8 10,8 484,9 3,4 144
Здравоохранение и спорт 230 365,8 59,1 379,4 3,7 382,2 0,8 166
Социальная  политика 275,6 297,7 8 338,6 13,7 307,9 -9,1 112
Межбюджетные  трансферты 2527,3 2982 18 3621,1 21,4 4001,7 10,5 158

 

     Продолжится реализация приоритетных национальных проектов:

     - «Образование» - объем расходов  в 2010 году - 30,9 млрд. руб., в 2011 году - 7,9 млрд. руб. и в 2012 году - 7,9 млрд. руб.;

     - «Здоровье» - в 2010 году - 111,9 млрд. руб., в 2011 году - 105,9 млрд. руб. и в 2012 году 109,3- млрд. руб.;

     - «Доступное и комфортное жилье  - гражданам России» - в 2010 году - 91,2 млрд. руб., в 2011 году - 69,1 млрд. руб., в 2012 году - 10,6 млрд. руб.

     - Государственная программа развития  сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродуктов, сырья и продовольствия: на 2010 год - 120 млрд. руб.; на 2011 год - 140 млрд. руб. и 2012 год - 146 млрд. руб.

     Как видно, по многим ключевым позициям прогнозируется рост. Бюджет 2010 г. назван социальным бюджетом, в виду больших расходов на социальную сферу.

     Однако  нужно заметить, что прогнозы социально-экономического развития и сам бюджет начинали разрабатываться без учета влияния мирового финансового кризиса.

Инновационный этап функционирования финансовой системы  и проведения финансовой политики потребует  существенного изменения финансовых пропорций и перераспределения финансовых потоков. Российская экономика находится в настоящее время в глубокой «инновационной яме» (таблица 2).

Таблица 2. Сценарные условия функционирования экономики РФ

  2007 г 2008 г 2009 г 2010 г 2011 г
ВВП, % 100 100 100 100 100
В том числе:

Инновационный сектор

10,9 10,9 11,0 11,2 11,5
Из  него:

машиностроение

2,8 2,9 3,0 3,1 3,2

     Изменение финансовой политики в аспекте инновационного развития страны обусловливает решение  ряда задач: повышение в течение  среднесрочного периода (к 2011 г.) потенциала расходов бюджетной системы России до 50-55% ВВП (среднеевропейский уровень), направление его прироста (около 20% ВВП) на ускоренное инновационное развитие уже в предстоящем среднесрочном отрезке; переход к инновационно-инвестиционному типу антиинфляционной политики на основе эквивалентной и сбалансированной взаимосвязи потока денежных ресурсов и потока товарных (инновационных) ресурсов с активным развитием внутреннего инновационного рынка и интенсивным использованием инновационного потенциала мирового рынка, инновационного рынка отдельных развитых стран Запада и Востока.

     Основные  факторы подавления инфляции лежат  в сфере инновационной деятельности предприятий и ускорения развития отечественного производства. Именно они обеспечивают достижение баланса между ростом денежного предложения и ростом товарного предложения.

     Важной  составной частью финансовой политики Российской Федерации на современном этапе является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных социальных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности. Эффективная реализация этой составляющей финансовой политики в первую очередь влияет на социальное развитие общества, улучшение условий жизни и благосостояние населения. В настоящее время социальная политика должна обеспечить формирование условий для роста экономики государства, что обусловливает необходимость решения следующих основных задач политики в области государственного социального страхования и в целом социальной защиты населения:

 - упорядочение  системы социальных пособий и льгот, которые должны получить адресный характер, предполагающий их предоставление социально уязвимым слоям населения;

 - сохранение  стабильности доходов государственных  социальных внебюджетных фондов, которые зависят прежде всего от размера поступлений единого социального налога, с целью обеспечения уровня пенсий, адекватного прожиточному минимуму, гарантированного уровня предоставления медицинской помощи и социальных выплат по временной нетрудоспособности;

 - разработка механизма обеспечения денежных выплат по принятым ранее и не исполненным до настоящего времени социальным обязательствам государства (не финансируемым социальным мандатам);

 - использование  механизма с финансирования социальных выплат за счет бюджетов разных уровней бюджетной системы, что будет способствовать поддержанию стабильности финансовой базы реализации социальных гарантий населению в условиях снижения ставки единого социального налога;

 - применение  методов финансирования учреждений  социальной сферы по принципу «деньги следуют за потребителем», который предполагает введение по душевого финансирования, использование страховых механизмов мобилизации финансовых ресурсов в социальную сферу и использование государственного социального заказа;

 - законодательное определение порядка финансирования накопительной части трудовых пенсий, определение ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовых пенсий, а также особенностей инвестирования пенсионных накоплений в пользу граждан пред пенсионного и пенсионного возраста;

     - усиление контроля за целевым и эффективным расходованием средств государственных социальных внебюджетных фондов.

 
 
  1. ТИПЫ  ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
 

       Развитие  государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

       Анализ  финансовой политики, применявшейся  в различных государствах, позволяет выделить три ее основных типа:

  1. классический;
  2. регулирующий;
  3. планово-директивный.

Основу  каждой из них составляли соответствующие  экономические теории.

 
 
 
 
 
 
 
 
    1. КЛАССИЧЕСКИЙ  ТИП
 

       До  конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723-1790) и Д.Рикардо (1772-1823) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

       Финансовый  механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была сосредоточена, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

Информация о работе Финансовая политика государства»