Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть финансовую политику государства для чего необходимо решить ряд конкретных задач:
разобрать теоретические аспекты финансовой политики государства: ее сущность, задачи, состав и типы;
рассмотреть современное состояние финансовой политики Российской Федерации;
понять экономическое содержание и структуру финан
Содержание
Введение 3
1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства 5
1.1. Понятие финансовой политики 5
1.2. Цели и задачи финансовой политики 8
1.3. Особенности финансовой политики 9
2. Организация финансовой политики государства 13
2.1. Понятие финансового механизма и его структура 13
2.2. Управление финансами в России 16
2.3. Финансовая политика России на современном этапе 18
3. Типы финансовой политики государства 26
3.1. Классический тип 27
3.2. Регулирующий тип 28
3.3.
3.4.
Планово-директивный тип
Выбор финансового типа политики на местном уровне
29
33
4. Заключение 35
Список литературы, нормативных и справо
Бюджет России по-прежнему чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних рынков, в связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе Федерального бюджета РФ, с целью повышения устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры. Стабилизационный фонд формируется за счет 2-х источников, которые связаны с нефтью: часть налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и часть экспортной пошлины на нефть, поступающих в бюджет.
Бюджетная политика разрабатывается и реализуется Министерством финансов РФ. Одним из приоритетов бюджетного трехлетнего плана Минфина объявлены инвестиции в человеческий капитал. Однако инвестиции в науку (около 1.5% ВВП) и образование (3.6% ВВП) осуществляются пока на недостаточном уровне, значительно меньшем в процентах от ВВП, чем в развитых странах. Поэтому инвестиции в человеческий капитал пока не стали приоритетом и в среднесрочных бюджетах.
Как и в предыдущие годы, основная часть средств из федерального бюджета будет распределяется между регионами через 5 фондов.
Наиболее значимый из них - Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). Различия в бюджетной обеспеченности регионов достигают 40 раз. После распределения дотаций из этого Фонда всем регионам гарантируется бюджетная обеспеченность не ниже 64% от среднего уровня.
В 2009-2011 годах из федерального бюджета выделялись средства на развитие инфраструктуры общенационального и межрегионального значения, на стимулирование развития инновационного и информационного секторов экономики.
За счет предоставления государственных гарантий расширяется экспорт машин, оборудования и транспортных средств. Опережающими темпами (в том числе благодаря мерам государственной поддержки) развиваются информационные технологии и связь.
Увеличивается объем средств, направляемых на обеспечение безопасности граждан. Это направление особенно важно для повышения инвестиционной привлекательности страны, развития человеческого капитала, выхода страны из тупикового криминально-бюрократического уклада экономики. Но пока успехи на этом направлении не заметны.
В соответствии с Федеральным Законом от 31 октября 2009 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» представлены следующие основные характеристики бюджета:
Доходы: в 2009 году - 10 927,1 млрд. руб. (18,98% ВВП); в 2010 году - 11 733,6 млрд. руб. (18,81% ВВП) и в 2011 году - 12 839,0 млрд. руб. (18,06% ВВП), из них нефтегазовые: в 2009 году - 4 692,5 млрд. руб. (6,81% к ВВП), в 2010 и 2011 годах 4 536,2 млрд. руб. (5,93% к ВВП) и 4 637,5 млрд. руб. (5,24% к ВВП) соответственно.
Объем Резервного фонда: в 2009 году (на конец года) - 5 147, 5 млрд. руб.; в 2010 году - 5 914,6 млрд. руб. и в 2011 году - 6 761,0 млрд. руб.
Объем
Фонда национального
Объем Инвестиционного фонда: в 2009 году - 252,6 млрд. руб.; в 2010 году - 100,0 млрд. руб.
На обеспечение функционирования и развития автодорог будут направлены 239,2 млрд. руб. в 2009 году, 410,7 млрд. руб. в 2010 году и 529,4 млрд. руб. в 2011 году.
Объем ВВП: в 2009 г. - 51 475 млрд. руб. (106,0% к 2006 году), в 2010 году - 59 146 млрд. руб.; в 2011 году - 67 610 млрд. руб.
Уровень инфляции: в 2009 году - 8,5%; в 2010 году - 7,0%; в 2011 году - 6,8%.
Среднегодовой курс рубля к доллару США: 24,7 в 2009 году; 26,0 - в 2010 году и 27,3 - в 2011 году.
Структура расходов и их динамика представлена в таблице 1.
Таблица 1. Функциональная структура расходов «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»: Федеральный закон РФ от 31 октября 2009 г., №204-ФЗ.
Наименование | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | Темп прироста | |||
млрд руб | % | млрд руб | % | млрд руб | % | |||
Всего | 7021,9 | 9024,7 | 28,5 | 10342,3 | 14,3 | 11317,7 | 9,7 | 161 |
Общегосуд-ные вопросы | 870,3 | 1317,4 | 41,4 | 1236,8 | -6,1 | 1203,9 | -2,7 | 138 |
Национальная оборона | 1015,7 | 1277,5 | 25,7 | 1390,7 | 8,9 | 1480,5 | 6,5 | 146 |
Национальная безопасность | 827,2 | 1085,9 | 31,3 | 1198,3 | 10,4 | 1266,1 | 5,7 | 153 |
Национальная экономика | 771,3 | 1039,4 | 34,8 | 1181,2 | 13,6 | 1384,8 | 17,2 | 180 |
ЖКХ | 64 | 107,7 | 68,2 | 118,3 | 9,8 | 110,3 | -6,4 | 171 |
Охрана окружающей среды | 9,9 | 13,8 | 39,7 | 17,7 | 6,3 | 15,1 | 2,6 | 150 |
Культура | 93,7 | 113,9 | 21,6 | 114,4 | 0,4 | 114,4 | 0 | 123 |
Образование | 336,1 | 423,1 | 25,9 | 468,8 | 10,8 | 484,9 | 3,4 | 144 |
Здравоохранение и спорт | 230 | 365,8 | 59,1 | 379,4 | 3,7 | 382,2 | 0,8 | 166 |
Социальная политика | 275,6 | 297,7 | 8 | 338,6 | 13,7 | 307,9 | -9,1 | 112 |
Межбюджетные трансферты | 2527,3 | 2982 | 18 | 3621,1 | 21,4 | 4001,7 | 10,5 | 158 |
Продолжится реализация приоритетных национальных проектов:
- «Образование» - объем расходов в 2010 году - 30,9 млрд. руб., в 2011 году - 7,9 млрд. руб. и в 2012 году - 7,9 млрд. руб.;
- «Здоровье» - в 2010 году - 111,9 млрд. руб., в 2011 году - 105,9 млрд. руб. и в 2012 году 109,3- млрд. руб.;
- «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» - в 2010 году - 91,2 млрд. руб., в 2011 году - 69,1 млрд. руб., в 2012 году - 10,6 млрд. руб.
-
Государственная программа
Как видно, по многим ключевым позициям прогнозируется рост. Бюджет 2010 г. назван социальным бюджетом, в виду больших расходов на социальную сферу.
Однако нужно заметить, что прогнозы социально-экономического развития и сам бюджет начинали разрабатываться без учета влияния мирового финансового кризиса.
Инновационный
этап функционирования финансовой системы
и проведения финансовой политики потребует
существенного изменения
Таблица 2. Сценарные условия функционирования экономики РФ
2007 г | 2008 г | 2009 г | 2010 г | 2011 г | |
ВВП, % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том
числе:
Инновационный сектор |
10,9 | 10,9 | 11,0 | 11,2 | 11,5 |
Из
него:
машиностроение |
2,8 | 2,9 | 3,0 | 3,1 | 3,2 |
Изменение финансовой политики в аспекте инновационного развития страны обусловливает решение ряда задач: повышение в течение среднесрочного периода (к 2011 г.) потенциала расходов бюджетной системы России до 50-55% ВВП (среднеевропейский уровень), направление его прироста (около 20% ВВП) на ускоренное инновационное развитие уже в предстоящем среднесрочном отрезке; переход к инновационно-инвестиционному типу антиинфляционной политики на основе эквивалентной и сбалансированной взаимосвязи потока денежных ресурсов и потока товарных (инновационных) ресурсов с активным развитием внутреннего инновационного рынка и интенсивным использованием инновационного потенциала мирового рынка, инновационного рынка отдельных развитых стран Запада и Востока.
Основные
факторы подавления инфляции лежат
в сфере инновационной
Важной составной частью финансовой политики Российской Федерации на современном этапе является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных социальных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности. Эффективная реализация этой составляющей финансовой политики в первую очередь влияет на социальное развитие общества, улучшение условий жизни и благосостояние населения. В настоящее время социальная политика должна обеспечить формирование условий для роста экономики государства, что обусловливает необходимость решения следующих основных задач политики в области государственного социального страхования и в целом социальной защиты населения:
- упорядочение
системы социальных пособий и
- сохранение
стабильности доходов
- разработка механизма обеспечения денежных выплат по принятым ранее и не исполненным до настоящего времени социальным обязательствам государства (не финансируемым социальным мандатам);
- использование механизма с финансирования социальных выплат за счет бюджетов разных уровней бюджетной системы, что будет способствовать поддержанию стабильности финансовой базы реализации социальных гарантий населению в условиях снижения ставки единого социального налога;
- применение
методов финансирования
- законодательное определение порядка финансирования накопительной части трудовых пенсий, определение ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовых пенсий, а также особенностей инвестирования пенсионных накоплений в пользу граждан пред пенсионного и пенсионного возраста;
- усиление контроля за целевым и эффективным расходованием средств государственных социальных внебюджетных фондов.
Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.
Анализ финансовой политики, применявшейся в различных государствах, позволяет выделить три ее основных типа:
Основу каждой из них составляли соответствующие экономические теории.
До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723-1790) и Д.Рикардо (1772-1823) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.
Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была сосредоточена, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).