Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:48, курсовая работа
Цель данной работы – анализ особенностей бюджетного финансирования театров, как учреждений культуры.
При изучении данной темы, мной были поставлены следующие задачи:
рассмотрение роли театров в сохранении российской культуры, изучение методов финансирования театров, описание особенностей муниципальных театров.
Объектом исследования в работе выступает проблема финансирования деятельности театров.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок финансирования театров в РФ
Нормативы бюджетного финансирования государственных и муниципальных театров пересматриваются в текущем году в случае:
а) существенных изменений условий деятельности театра (переезд в другое здание, реконструкция и техническое перевооружение и т.п.);
б) реализации мероприятий по пересмотру ставок, должностных окладов и т.п.;
в) разовых существенных изменений цен на основные материалы и тарифов на услуги, используемые театром.
Театр самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы ее развития, исходя из целей, предусмотренных его уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческо-производственного и социального развития театра.
Театр самостоятельно устанавливает цены на билеты. Цены (тарифы) на другие платные услуги и продукцию, реализуемые театром, устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Нормативные расходы театра состоят из:
Нормативные расходы на оплату труда определяются путем суммирования произведений по каждому виду персонала среднемесячной заработной платы на нормативную или расчетную численность и умножением полученной суммы на 12 месяцев.
Среднемесячная заработная плата устанавливается в расчетах, исходя из действующих в РФ, республиках в составе РФ, краях, областях, городах Москве и Санкт - Петербурге в текущем году схем должностных окладов работников театров с учетом коэффициента роста средней заработной платы за предыдущий год, а также районных коэффициентов к заработной плате в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Расчет производится по видам персонала (артистический персонал, художественный персонал, другой персонал) усреднением приведенных в схемах окладов, соответствующих виду театра и виду персонала.
Нормативная численность артистического и художественного персонала определена общереспубликанскими нормативами: театр оперы и балета - 400 и 60 человек; театр музыкальной комедии - 180 и 28 человек; драматический театр и театр юного зрителя - 40 и 15 человек; театр кукол - 20 и 11 человек;
Расчетная численность другого (кроме артистического и художественного) персонала определяется в зависимости от вида театра и строительного объема (в тыс. куб. метров) его основного здания (без учета других зданий производственного и социально - бытового назначения).
Нормативные расходы по материальным и приравненным к ним затратам включают в себя:
Начисления на сумму нормативной заработной платы, определенной в п. 6.1 в установленном в РФ размере (в процентах).
Нормативные затраты на создание нового и прокат текущего репертуара (создание новых постановок, пополнение, содержание и текущий ремонт материального оформления спектаклей, исходящий реквизит, грим, билеты), которые определяются на уровне не ниже общереспубликанских нормативов по финансовому обеспечению творческого процесса, установленных в следующих размерах (по видам театров):
Указанные нормативные суммы ежегодно, начиная с расчета финансирования на 1992 год, корректируются с учетом изменения оптовых цен и тарифов по общегосударственной методологии. Кроме того, учредитель в зависимости от специфики национальных, социальных и экономических условий может увеличивать размер этих нормативных затрат.
По театрам, которые не могут быть однозначно отнесены ни к одному из указанных выше видов, нормативные затраты на создание нового и прокат текущего репертуара устанавливаются договором между театром и его учредителем. Возникающие при этом разногласия разрешаются Министерством культуры РФ.
Расчетные расходы на содержание собственных зданий, оборудования, транспорта и / или затраты на их аренду; к ним относятся:
Указанные расходы не включают в себя заработную плату работников
театра (она учтена в п. 6.1), а также затраты по содержанию, аренде
зданий, оборудования, транспорта, не связанных с основными видами
деятельности.
Расчет нормативных затрат на содержание собственных зданий, оборудования, транспорта и / или затрат на их аренду производится исходя из фактически складывающихся расходов в предшествующем году, с учетом их возможного увеличения (переезд в новое здание, его реконструкция, техническое перевооружение; изменение оптовых цен, тарифов на коммунальные услуги и т.п.).
Расчет затрат на рекламу производится исходя из сложившегося в среднем за последние три года соотношения между общей суммой этих расходов (обязательные отчисления - авторам, Союзу театральных деятелей и др., комиссионные расходы по реализации билетов, расходы на рекламу) и сборами данного театра; рассчитываемый показатель берется в той же пропорции от суммы нормативных доходов, определенной в соответствии с пунктом 5 настоящей Методики.
Указанные затраты
Внебюджетные источники финансирования театра подразделяются, как уже указывалось, на доходы от собственной деятельности и "внешние поступления". Доходы от собственной деятельности государственных и муниципальных театров в свою очередь делятся на доходы от основной деятельности, т.е. от платных форм творческой деятельности (прежде всего сборы от продажи билетов), и на доходы от предпринимательской деятельности.
Многие театры, особенно обладающие современной материально-технической базой, расширяют круг услуг, предоставляемых за плату. Это платные экскурсии по музею театра (там, где он существует), продажа абонементов, показ спектаклей с переводом на другие языки; некоторые театры открывают платные стоянки для автомобилей зрителей и т.д. Тем не менее доля собственных доходов театров пока несущественна. Возможности получения дополнительных сборов от продажи билетов лимитированы вместимостью зрительных залов, допустимым количеством спектаклей, уровнем цен на билеты, резкое повышение которых приведет к уменьшению числа зрителей.
Кроме того, существуют ограничения также на ведение предпринимательской деятельности, предопределяемые некоммерческим статусом театров. В соответствии с современным налоговым законодательством театры должны платить налог на прибыль, полученную от ведения предпринимательской деятельности, НДС, перечислять с выручки налоги в дорожные фонды, что не способствует развитию предпринимательской деятельности.
До недавнего времени было довольно сложно разграничить виды основной и предпринимательской деятельности театров. Только в новом Положении о театре в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.99 г. N 329, дано четкое определение основных видов деятельности театров.
В условиях, когда внутренние источники финансирования практически исчерпаны, следует обратить внимание на расширение практики использования авторских и смежных прав в области театрального искусства. Это, например, уступка прав на постановку спектакля другим театрам, продажа права на кино-, радио и телепостановку и т.п.
Существует ряд нетрадиционных источников формирования финансовых средств театров. Основной из них - спонсорские взносы коммерческих структур, прежде всего банков. Можно выделить два вида спонсирования театрального искусства: постоянную финансовую помощь и разовые спонсорские вклады.
Государство установило льготы в налогообложении, которые должны способствовать привлечению средств от коммерческого сектора. Так, согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с последующими изменениями и дополнениями) доля не подлежащей налогообложению прибыли, безвозмездно перечисляемая учреждениям культуры и искусства, составляет 5%. Однако эта льгота сохранена только для юридических лиц, выделяющих средства государственным (даже не муниципальным) учреждениям культуры и искусства. Причем если налогооблагаемая прибыль организации составляет 1 млн руб., то при перечислении денежных средств государственным театрам она может быть уменьшена лишь на 50 тыс. руб.
Распространенное мнение, что основным мотивом спонсорства и благотворительности являются налоговые льготы, неверно. Пожертвования на театральное искусство дают возможность получить признание. Поддержка проектов, имеющих общественный резонанс, или престижных театральных коллективов основана на определенных стимулах. От признания фирмы, ее известности не в последнюю очередь зависят ее предпринимательский успех, прибыль. И в этом случае действительно можно говорить об опосредованной экономической выгоде.
Представляется целесообразным обратиться к новым формам привлечения спонсорских средств. Речь идет о размещении информации в глобальной компьютерной сети "Internet". Крупные театры могут иметь (а некоторые уже имеют) там свою страничку. Более мелкие театры могут для этого объединиться. Существует большая вероятность того, что среди пользователей данной системы могут оказаться организации и люди, которые заинтересуются творчеством того или иного коллектива и станут его спонсорами.
Важным
звеном в системе поддержки
Фонды, как правило, занимаются долгосрочными программами развития искусства. Но это не значит, что фонды полностью финансируют такие программы. Их субсидии носят одноразовый или непродолжительный характер и призваны помочь реализации программы на начальной стадии.
На практике бюджетные ассигнования представляют собой в основном текущее финансирование. В соответствии с принятыми нормативными документами (Положение 1995г., Положение о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.99 г. N 329) деятельность государственных и муниципальных театров должна финансироваться в объеме, обеспечивающем:
Один из вариантов пусть не решения, но "смягчения" проблемы - передача помещений, занимаемых театрами, в их оперативное управление, как это предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 1.07.96 г. N 1010 "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации". Это позволит сэкономить бюджетные средства, выделяемые на арендную плату, и направить их на заключение социально-творческих (целевых) заказов.