Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:48, курсовая работа
Цель данной работы – анализ особенностей бюджетного финансирования театров, как учреждений культуры.
При изучении данной темы, мной были поставлены следующие задачи:
рассмотрение роли театров в сохранении российской культуры, изучение методов финансирования театров, описание особенностей муниципальных театров.
Объектом исследования в работе выступает проблема финансирования деятельности театров.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок финансирования театров в РФ
Комментируя подобный рост внебюджетных доходов, следует подчеркнуть, что реализован он был в основном за счет повышения цен на билеты и замещения бесплатных для населения видов культурных услуг на платные. Так, средняя цена билета в театры страны в 2008 году увеличилась по сравнению с 2006 годом в 3,5 раза, в том числе в театры федерального ведения в 4,2 раза, достигнув, например, в Государственном Академическом Мариинском театре 321 руб., в ГАБТе - 308,1 руб. в МХАТе им. Чехова - 156,3 руб. и Государственном Академическом театре им. Евг. Вахтангова - 117,4 руб. В клубных учреждениях и парках многие коллективы самодеятельного искусства ввели плату за показ своих спектаклей, концертов, выставок, а также плату за участие в самодеятельных кружках и коллективах.
В значительной степени доходы возросли и за счет сдачи помещений в аренду. По данным Министерства финансов Российской Федерации они составили в 2008 году - 164,6 млн. рублей, в том числе по федеральным учреждениям 128,6 млн. рублей. При этом поступления от меценатов и спонсоров даже по организациям, профессионально освоившим технологии фандрейзинга, они составляют менее 10% всех их доходов (по данным экспертов Совета Европы примерно такой же удельный вес они занимают в большинстве европейских государств).
Приведенные факторы роста внебюджетных доходов никак нельзя рассматривать в качестве источника благосостояния организаций культуры. Рассчитывать на возможности продолжения многократного повышения цен на культурные услуги и увеличение доходов от арендной платы не приходиться. Этот ресурс - сам по себе более чем сомнительный - исчерпан и, по-видимому, полностью. Кроме того, принципиально важно учитывать социальные последствия такой стратегии. Многократное снижение посещаемости кинотеатров, театров, концертных залов, музейных экспозиций, оскудение книжных фондов библиотек и разрушение недвижимых памятников культуры, качественные изменения в самом содержании культурной деятельности, развитие антисоциальных форм проведения досуга и деформация отношения к труду - вот та цена, которую заплатила отечественная культура за допущенное государством в минувшее десятилетие почти двукратное сокращение (в сопоставимых ценах) расходов на культуру.
Потому в предстоящие годы основные усилия государства должны быть сосредоточены не на сокращении государственных расходов на культуру - продолжение этого «пути в никуда» грозит уже необратимыми последствиями - а на повышении эффективности использования бюджетных средств и восстановление хотя бы того уровня финансирования, который был не в слишком благополучные годы. Понимая, что только бюджетная поддержка отрасли была, есть и останется в будущем гарантией выполнения культурой и искусством тех социальных задач, которые ставит перед ними любое цивилизованное государство, следует ясно сознавать, что сама система бюджетного финансирования культуры нуждается в серьезной модернизации.
Внебюджетные источники финансирования учреждений культуры и искусства
|
Содержание организаций культуры и искусства, в том числе театров, является хотя и важным, но далеко не единственным направлением расходования бюджетных ассигнований на культуру и искусство. Значительная часть средств направляется на финансирование культурных программ, проектов, выплату стипендий, предоставление грантов и т.п. Во многих регионах разработаны и реализуются соответствующие региональные программы в области культуры и искусства.
Необходимость бюджетного финансирования государственных и муниципальных театров определяется самим их правовым статусом. Все они являются некоммерческими и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12.01.96 г. N 7-ФЗ (ред. от 8.07.99 г.) "О некоммерческих организациях".
Из всех организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предусмотренных современным законодательством, государственным и муниципальным театрам пока наиболее адекватна форма учреждения (хотя не исключено и использование других организационно-правовых форм некоммерческих организаций). И все-таки часть театров зарегистрирована как предприятия. Но если нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что учреждение полностью или частично финансируется собственником (в нашем случае - государственными и муниципальными органами власти), то в отношении предприятия такой записи нет. Для государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства в последние годы защищенной была только одна статья - заработная плата работников. Для театров, зарегистрированных в форме предприятия, даже выделение средств на выплату заработной платы ничем не гарантировано, не говоря уже об оплате коммунальных услуг, затратах на новые постановки и т.п. Театр как предприятие, приносящее убытки, даже может попасть под действие законодательства о банкротстве.
Источники финансирования государственных и муниципальных театров - это бюджетные ассигнования и другие поступления от учредителя (капитальные вложения, социально-творческие заказы, текущие ассигнования) и внебюджетные средства - доходы от собственной деятельности (от основных ее видов, от предпринимательской деятельности), а также нетрадиционные внешние источники финансирования (спонсорские взносы, средства благотворительных фондов, общественных организаций и т.п.).
Основным каналом финансирования театров по-прежнему остается прямое выделение бюджетных средств. Что касается структуры бюджетных ассигнований, то капитальные вложения по существу утратили былое значение. Лишь в отдельных городах строятся и реконструируются отдельные объекты.
Так и не получили должного распространения социально-творческие (целевые) заказы учредителя. Социально-творческий заказ является формой прямого единовременного бюджетного финансирования дополнительной деятельности по проведению отдельных мероприятий (выполнению работ, оказанию услуг). Положение о социально-творческом заказе было утверждено Министерством культуры СССР еще в 1989 г. Эта форма зафиксирована и в Положении об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 г. N 609 (далее - Положение 1995 г.).
В Федеральном законе от 28.08.95 г. N 154-ФЗ (ред. от 17.03.97 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 33 "Муниципальный заказ" указано, что органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком по производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории.
Классическими
примерами социально-
Источниками финансирования деятельности театра являются:
а) ассигнования учредителя (учредителей);
б) сборы от продажи билетов на спектакли и другие представления, а также от предоставления сопутствующих услуг;
в) поступления по договорам на проведение работ и оказание услуг, заключенным с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, включая учредителя (учредителей) театра;
г) добровольные взносы и дары, средства, полученные по завещаниям;
д) кредиты банков и иных кредитных организаций;
е)
доходы от предпринимательской
Право театра на получение от российских и иностранных юридических лиц и граждан безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) не ограничивается.
Средства, оставшиеся у театра после выплаты заработной платы работникам, осуществления иных выплат по обязательствам, распределяются театром самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование
Финансирование должно обеспечить:
а) создание необходимых условий для творческой деятельности театра и предотвращение его коммерциализации;
б) комплектование театральных трупп, способных выполнить высокие художественные задачи;
в) создание необходимых условий для работы театра, обеспечивающих наиболее полную реализацию творческого потенциала;
г) необходимый минимум затрат на полноценное художественное воплощение творческих замыслов коллектива театра.
Нормативы финансирования
государственных и
Данные нормативы определяются учредителем театра:
а)
по организации труда - на основании
нормативной численности
б)
по финансовому обеспечению
в)
по организации творческого
Нормативы численности персонала и нормативы финансового обеспечения творческого процесса по видам театров, не предусмотренным пунктом 3 настоящего Положения, устанавливаются договором между театром и его учредителем.
Каждый государственный или муниципальный театр самостоятельно устанавливает показатели численности артистического и художественного персонала, показатели творческо-производственной деятельности с учетом особенностей театра и экономических возможностей коллектива.
Учредитель