Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования

Автор: Мария Захарова, 14 Ноября 2010 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является попытка охарактеризовать особенности Фонда обязательного медицинского страхования в РФ в целом.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- Изучить историю становления и развития системы обязательного медицинского страхования;

- Рассмотреть правовое регулирование деятельности фонда обязательного медицинского страхования в России;

- Изучить развитие системы обязательного медицинского страхования в Великобритании;

- Проанализировать исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по России за период 2006-2008 годов;

- Рассмотреть результаты реализации Федеральной программы

государственных гарантий гражданам РФ на 2009 год;

- Рассмотреть результаты реализации территориальной программы государственных гарантий гражданам РФ, проживающим на территории Оренбургской области;

- Изучить проблемы развития системы обязательного медицинского страхования на современном этапе;

- Рассмотреть концепция развития системы здравоохранения до 2020 года.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...........4

1 Роль системы обязательного медицинского страхования в финансировании…. системы здравоохранения в России…………………………………………. …….6

1.1 История становления и развития системы обязательного медицинского……. страхования …………………………………………….……………………………6

1.2 Правовое регулирование деятельности фонда обязательного медицинского... страхования в России……………………………………………...………………...8

1.3 Развитие системы обязательного медицинского страхования в………………. Великобритании …………………………………………………………………...10

2 Анализ и оценка деятельности обязательного медицинского страхования в….. России ………………………………………………..……………………………..13

2.1 Анализ исполнения бюджета Федерального фонда обязательного…………... медицинского страхования по России за период 2006-2008 годов и плановый…. период 2010-2011 годов……………………………………………..………..……13

2.2 Результаты реализации Федеральной программы государственных гарантий гражданам РФ на 2009 год…………………………………………………………16

2.3 Реализация территориальной программы государственных гарантий……….. гражданам РФ, проживающим на территории Оренбургской области………..18

3 Проблемы и перспективы развития деятельности Федерального фонда……….. обязательного медицинского страхования ………………………………………22

3.1 Проблемы развития системы обязательного медицинского страхования на... современном этапе ………………………………………………………………...22

3.2 Концепция развития системы здравоохранения до 2020 года…………....…25

Заключение………………………………………………………………………….30

Список используемой литературы…………………………………………...........32

Приложение 1 Важнейшая проблема общественного здоровья в РФ…..................34

Приложение 2 Сводная таблица расходов бюджетов бюджетной системы……… Российской Федерации на здравоохранение с 2010 по 2020 годы ….………….36

Работа содержит 1 файл

ФФОМС-курсовая работа-Захаровой М_22 группа.doc

— 590.50 Кб (Скачать)

       Будет продолжена реализация Приоритетного  национального проекта «Здоровье» по следующим направлениям:

       - формирование здорового образа жизни;

       - развитие первичной медико-санитарной помощи и медицинской профилактики;

       - совершенствование специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи при социально-значимых заболеваниях, включая сердечнососудистые, онкологические, комбинированные травмы при дорожно-транспортных происшествиях;

       - развитие службы крови;

       - совершенствование медицинской помощи матерям и детям.  (см.приложение 3)

       Основные  этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции развития здравоохранения  Российской Федерации до 2020 года.                                   (см. приложение 2)

       В медицинской отрасли давно замкнулся  порочный круг - пациент платит и  требует, но бесправен, врачи получают деньги, часто нелегально, и также  бесправны. Они не могут реализовать свой профессиональный потенциал. В итоге не довольны все.

       Опыт  последних лет показал, что главной  проблемой здравоохранения является не столько недостаток выделяемых средств, сколько отсутствие эффективного механизма  увеличения количества и повышения качества медицинских услуг, их доступности для всех слоев населения. Доля платности медицинской помощи увеличивается, и при этом подавляющее большинство медиков получает более чем скромную зарплату.

       Российскому здравоохранению нужен новый  подход, способный сделать пациента платежеспособным и наделить его правом контроля качества и оплаты полученных медицинских услуг. Это ни в коем случае не означает, что медицина для граждан должна стать платной. Государство сделает гражданина платежеспособным при помощи системы накопительных счетов, оно легализует процесс оплаты услуг.

       Появление системы медицинских накопительных  счетов может стать 

новым этапом развития отечественного здравоохранения  и обязательного 

медицинского  страхования.

       Открытие гражданином накопительного счета в банке уполномоченных является первым и обязательным условием работы системы медицинского накопительного страхования (далее по тексту МНС). Однако расходование этих денег с медицинского счета должно быть ограничено исключительно медицинскими и медикаментозными затратами. Источники пополнения МНС для частных предпринимателей, иностранцев и трудовых мигрантов - это собственные доходы и сбережения. Для наемных работников компаний всех форм собственности - денежные средства компании до уплаты налогов (от дохода). Для государственных служащих, военнослужащих и лиц, работающих по контракту на государство, - из государственных доходов. Для пенсионеров, малообеспеченных и инвалидов - это средства местных бюджетов за счет общеналоговых поступлений. При расчете размера взносов различным группам населения можно использовать известные всем группы здоровья и актуарные расчеты, на которые очень часто ссылаются страховые компании.

       Крайне  важно, что именно на медицинских  накопительных счетах могут слиться  воедино суммы, растворяющиеся сейчас в фондах, страховых компаниях, кассах поликлиник или карманах белых халатов. Именно туда работодатель будет переводить 3, 1 % фонда оплаты труда, взимаемые сегодня в рамках единого социального налога (далее по тексту ЕСН)  на ОМС.

       Средства  на счете делятся на две части. Первый платеж идет на ежегодное обязательное страхование на случай госпитализации. Оставшиеся средства используются для оплаты консультативных, диагностических и лечебных услуг амбулаторного характера.

       Примечательно, что система МНС способна активировать не только потребительское, но и гражданское сознание пациента, заинтересованного в максимальном пополнении счета работодателем и, следовательно, в выведении из тени своей зарплаты. В данном случае интересы конкретного гражданина будут совпадать с интересами государства, которое также рассчитывает на рост отчислений по ЕСН для реализации своих социальных программ.

       Особенность МНС в отличие от нынешних взносов  на систему ОМС

заключается еще и в том, что счет будет накопительным. Часть ежегодного взноса гражданин будет обязан потратить на покупку страхового полиса на случай госпитализации, но часть средств, которая предназначена на оплату амбулаторных медицинских услуг, остается полностью в его распоряжении.

       Те, кто за здоровьем следит, всего за несколько лет смогут накопить существенную сумму у себя на счете. Таким образом, граждане будут рассчитывать не только на социальные обязательства государства, но и на свой собственный медицинский капитал, который можно потратить в том числе и на оздоровительные услуги. Средства медицинского накопительного счета должны переходить и по наследству, что, помимо прочего, будет еще и дополнительным обстоятельством в пользу укрепления авторитета семьи.

       Однако  проведение столь существенной реформы потребует от руководства страны стратегически выверенного решения проблем в других сферах. В частности, медицинские накопительные счета потребуют высокой степени надежности банков, которые будут их обслуживать, иного информационного обеспечения медицинской отрасли и технологической совместимости страховых компаний, лечебно-профилактических учреждений, аптек. Потребуется и совсем другая степень ответственности чиновников от здравоохранения, ибо даже небольшая ошибка при реализации такой реформы вызовет необратимую и фатальную потерю доверия со стороны населения.

       Предстоит комплексно, поэтапно, с определенным переходным периодом, с экономическими расчетами и организационными решениями  начать огромную по масштабности и  ответственности работу. Предстоит создать команду управленцев, знающих реальный опыт зарубежного и существующую практику отечественного здравоохранения, способных системно и стратегически мыслить. 
 
 
 

       Заключение

       Вся система медицинского страхования  создается ради основной цели - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. В современных страховых системах под профилактикой понимаются меры по снижению частоты страховых случаев, но отнюдь не ответственность страховой системы за профилактику в широком понимании, которая остается на ответственности государственной системы здравоохранения.

       Главная цель введения медицинского страхования - создать рыночную среду для работы учреждений здравоохранения, что в свою очередь позволит мобилизовать дополнительные денежные ресурсы со стороны предприятий и населения путем дополнительного страхования.

       Главной задачей Территориального Фонда  Обязательного Медицинского Страхования  является обеспечение реализации Обязательного Медицинского Страхования на каждой территории субъектов РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости. На ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС.

       Таким образом, формирование бюджета территориального фонда ОМС и его использования  в настоящее время сталкивается с большим числом проблем, связанных  как с внешними, так и с внутренними  факторами Основными из которых  являются:

       - недостаточный тариф страховых взносов;

       - неполнота сборов страховых взносов  с работодателей вследствие неплатежей, а также сокрытие доходов физических  и юридических лиц;

       - прямые и косвенные попытки  изъятия средств ОМС (включение  страховых взносов в систему  федеральных налогов, изъятие средств фондов в бюджет или их консолидация в бюджеты);

       - низкая заинтересованность граждан  в системе обязательного 

       медицинского  страхования;

       - нарастание безработицы, что приводит  к уменьшению финансовых средств  системы ОМС; 

       - неудовлетворительная координация деятельности государственных внебюджетных фондов

       -задержка  с принятием профессиональных  медицинских стандартов, порядка  взаиморасчетов между субъектами  Российской Федерации в системе  обязательного медицинского страхования;

       - медленный переход лечебно-профилактических учреждений в статус “самостоятельно хозяйствующего субъекта”.

       Вышеперечисленные и другие проблемы, существующие при  введении ОМС, не только вызывает споры  и дискуссии о путях его  введения, но иногда ставят вопрос и  о целесообразности реформирования здравоохранения. Каждый регион осуществляет переход к ОМС в силу своего разумения и понимания проблемы и самостоятельно выбирает конкретную схему реализации такого перехода 
 
 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  используемой литературы

  1. Гражданский кодекс РФ, ч.1,2, Информационная система «Гарант».
  2. ФЗ РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 ред. от 29.12.2008г., «О медицинском страховании граждан в РФ».
  3. ФЗ РФ от 21 июля 2007 года № 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ на 2008 год и на период 2009-2010 годы»
  4. ФЗ РФ от 25 ноября 2008 г. № 215-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 года N 913 «О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2009 год»
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года N 255 «О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией»
  7. Закон Оренбургской области «О бюджете Территориального Фонда обязательного медицинского страхования по Оренбургской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
  8. Загородников С. В. Финансы и кредит: учеб. пособие / С. В. Загородников.- 2-е изд., - Москва: Издательство «ОМЕГА - Л», 2008 -288с
  9. Нешитой А.С. Бюджетная система РФ учебник - 5 изд., исп. и доп. - М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» 2006 - 308с.
  10. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит – М: «Финансы». Издательское объединение «ЮНИТИ» 1997- 477с.
  11. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов.-М: «ЮНИТИ»-2007
  12. Александров И.М. Бюджетная система РФ: учебник- 2-е изд. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»2007 - 486с.
  13. Гузеев М.А. Муниципальные финансы: проблемы и тенденции развития - М. 2006 - 228с.
  14. Что должен знать страхователь об обязательном медицинском страховании. / Под ред. проф. И.В. Полякова и канд. мед. наук В.В. Гришина.- М., 2005.- 197с.
  15. Кузьменко М.М., Баранов В.В., Шименко Ю.В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики/Под ред. Э.А.Нечаева, Е.Н. Жильцова - М.: Медицина, 2007г. 128с.
  16. Гришин В.В., Семенов В.Ю. Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование. М., 2006.- 208с.
  17. Таранов А.М. Центральная проблема ОМС - неисполнение обязательств регионов//Медицинское обозрение 2007№ 13
  18.   Лаврова Ю. Обязательное медицинское страхование - опыт ФРГ//Финансы 2003 № 8, 64с.
  19. Гришин В.В. Обязательное медицинское страхование: состояние, анализ, пути развития. Экономика и жизнь 2004 № 3 с. 15
  20. Стародубцев В.И. Савельева Е.Н. Особенности медицинского страхования в современной России. Российский медицинский журнал 1996 г. № 1 с. 8-11
  21. Андреева О., Тэгай Н. Контроль качества медицинской помощи - основа защиты прав пациентов//Медицинский вестник 2007 № 34
  22. http://www.medvestnik.ru
  23. http://www.rosmedstrah.ru
  24. http://www.minzdrav-rf.ru
  25. http://www.minzdrav.orb.ru
 
 

       Приложение 1

       

         
 

Приложение 2

Сводная таблица расходов бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации на здравоохранение с 2010 по 2020 годы

Направления расходов 2010 2011 2012 2013 2014
Расходы террпрограммы ОМС  1460,5 1686,5 1951,2 2230,0 2535,2
в том числе за счет дотаций из федерального бюджета 125,0 133,9 143,9 153,5 162,8
Прямые  расходы субъектов РФ и муниципальных  образований на медпомощь 486,8 562,2 650,4 743,3 845,1
Прочие  расходы на здравоохранение субъектов  РФ и муниципальных образований 214,2 247,4 286,2 327,1 371,8
Расходы федерального бюджета на ФГУ 87,3 93,2 112,2 134,4 158,6
Инвестиционные  расходы за счет федерального бюджета 27,0 19,6 47,2 56,6 76,6
Расходы федерального бюджета на образование 20,5 20,9 26,9 28,7 33,0
Расходы федерального бюджета на прикладную науку 4,6 4,8 5,2 7,2 11,8
Расходы федерального бюджета на фундаментальную  науку 7,8 8,3 17,8 18,8 28,2
Приоритетный  национальный проект "Здоровье" 157,7 173,6 194,0    
Информатизация  здравоохранения, в том числе текущие расходы 5,1 5,1 5,0 0,5 0,6
Высокотехнологичная медицинская помощь       70,7 89,9
Программы за счет федерального бюджета, в том  числе направляемые в ТФОМС       148,3 157,2
Лекарственное обеспечение 86,8 90,9 159,7 179,5 202,0
ИТОГО 2558,3 2912,5 3455,8 3945,1 4510,0
В том числе  по федеральному бюджету 521,7 550,4 711,9 798,2 920,6

Информация о работе Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования