Автор: Мария Захарова, 14 Ноября 2010 в 17:12, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является попытка охарактеризовать особенности Фонда обязательного медицинского страхования в РФ в целом.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Изучить историю становления и развития системы обязательного медицинского страхования;
- Рассмотреть правовое регулирование деятельности фонда обязательного медицинского страхования в России;
- Изучить развитие системы обязательного медицинского страхования в Великобритании;
- Проанализировать исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по России за период 2006-2008 годов;
- Рассмотреть результаты реализации Федеральной программы
государственных гарантий гражданам РФ на 2009 год;
- Рассмотреть результаты реализации территориальной программы государственных гарантий гражданам РФ, проживающим на территории Оренбургской области;
- Изучить проблемы развития системы обязательного медицинского страхования на современном этапе;
- Рассмотреть концепция развития системы здравоохранения до 2020 года.
Введение………………………………………………………………………...........4
1 Роль системы обязательного медицинского страхования в финансировании…. системы здравоохранения в России…………………………………………. …….6
1.1 История становления и развития системы обязательного медицинского……. страхования …………………………………………….……………………………6
1.2 Правовое регулирование деятельности фонда обязательного медицинского... страхования в России……………………………………………...………………...8
1.3 Развитие системы обязательного медицинского страхования в………………. Великобритании …………………………………………………………………...10
2 Анализ и оценка деятельности обязательного медицинского страхования в….. России ………………………………………………..……………………………..13
2.1 Анализ исполнения бюджета Федерального фонда обязательного…………... медицинского страхования по России за период 2006-2008 годов и плановый…. период 2010-2011 годов……………………………………………..………..……13
2.2 Результаты реализации Федеральной программы государственных гарантий гражданам РФ на 2009 год…………………………………………………………16
2.3 Реализация территориальной программы государственных гарантий……….. гражданам РФ, проживающим на территории Оренбургской области………..18
3 Проблемы и перспективы развития деятельности Федерального фонда……….. обязательного медицинского страхования ………………………………………22
3.1 Проблемы развития системы обязательного медицинского страхования на... современном этапе ………………………………………………………………...22
3.2 Концепция развития системы здравоохранения до 2020 года…………....…25
Заключение………………………………………………………………………….30
Список используемой литературы…………………………………………...........32
Приложение 1 Важнейшая проблема общественного здоровья в РФ…..................34
Приложение 2 Сводная таблица расходов бюджетов бюджетной системы……… Российской Федерации на здравоохранение с 2010 по 2020 годы ….………….36
Будет
продолжена реализация Приоритетного
национального проекта «
- формирование здорового образа жизни;
- развитие первичной медико-санитарной помощи и медицинской профилактики;
- совершенствование специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи при социально-значимых заболеваниях, включая сердечнососудистые, онкологические, комбинированные травмы при дорожно-транспортных происшествиях;
- развитие службы крови;
- совершенствование медицинской помощи матерям и детям. (см.приложение 3)
Основные
этапы и ожидаемые результаты
реализации Концепции развития здравоохранения
Российской Федерации до 2020 года.
В
медицинской отрасли давно
Опыт
последних лет показал, что главной
проблемой здравоохранения
Российскому здравоохранению нужен новый подход, способный сделать пациента платежеспособным и наделить его правом контроля качества и оплаты полученных медицинских услуг. Это ни в коем случае не означает, что медицина для граждан должна стать платной. Государство сделает гражданина платежеспособным при помощи системы накопительных счетов, оно легализует процесс оплаты услуг.
Появление
системы медицинских
новым этапом развития отечественного здравоохранения и обязательного
медицинского страхования.
Открытие гражданином накопительного счета в банке уполномоченных является первым и обязательным условием работы системы медицинского накопительного страхования (далее по тексту МНС). Однако расходование этих денег с медицинского счета должно быть ограничено исключительно медицинскими и медикаментозными затратами. Источники пополнения МНС для частных предпринимателей, иностранцев и трудовых мигрантов - это собственные доходы и сбережения. Для наемных работников компаний всех форм собственности - денежные средства компании до уплаты налогов (от дохода). Для государственных служащих, военнослужащих и лиц, работающих по контракту на государство, - из государственных доходов. Для пенсионеров, малообеспеченных и инвалидов - это средства местных бюджетов за счет общеналоговых поступлений. При расчете размера взносов различным группам населения можно использовать известные всем группы здоровья и актуарные расчеты, на которые очень часто ссылаются страховые компании.
Крайне важно, что именно на медицинских накопительных счетах могут слиться воедино суммы, растворяющиеся сейчас в фондах, страховых компаниях, кассах поликлиник или карманах белых халатов. Именно туда работодатель будет переводить 3, 1 % фонда оплаты труда, взимаемые сегодня в рамках единого социального налога (далее по тексту ЕСН) на ОМС.
Средства на счете делятся на две части. Первый платеж идет на ежегодное обязательное страхование на случай госпитализации. Оставшиеся средства используются для оплаты консультативных, диагностических и лечебных услуг амбулаторного характера.
Примечательно, что система МНС способна активировать не только потребительское, но и гражданское сознание пациента, заинтересованного в максимальном пополнении счета работодателем и, следовательно, в выведении из тени своей зарплаты. В данном случае интересы конкретного гражданина будут совпадать с интересами государства, которое также рассчитывает на рост отчислений по ЕСН для реализации своих социальных программ.
Особенность МНС в отличие от нынешних взносов на систему ОМС
заключается еще и в том, что счет будет накопительным. Часть ежегодного взноса гражданин будет обязан потратить на покупку страхового полиса на случай госпитализации, но часть средств, которая предназначена на оплату амбулаторных медицинских услуг, остается полностью в его распоряжении.
Те, кто за здоровьем следит, всего за несколько лет смогут накопить существенную сумму у себя на счете. Таким образом, граждане будут рассчитывать не только на социальные обязательства государства, но и на свой собственный медицинский капитал, который можно потратить в том числе и на оздоровительные услуги. Средства медицинского накопительного счета должны переходить и по наследству, что, помимо прочего, будет еще и дополнительным обстоятельством в пользу укрепления авторитета семьи.
Однако проведение столь существенной реформы потребует от руководства страны стратегически выверенного решения проблем в других сферах. В частности, медицинские накопительные счета потребуют высокой степени надежности банков, которые будут их обслуживать, иного информационного обеспечения медицинской отрасли и технологической совместимости страховых компаний, лечебно-профилактических учреждений, аптек. Потребуется и совсем другая степень ответственности чиновников от здравоохранения, ибо даже небольшая ошибка при реализации такой реформы вызовет необратимую и фатальную потерю доверия со стороны населения.
Предстоит
комплексно, поэтапно, с определенным
переходным периодом, с экономическими
расчетами и организационными решениями
начать огромную по масштабности и
ответственности работу. Предстоит
создать команду управленцев, знающих
реальный опыт зарубежного и существующую
практику отечественного здравоохранения,
способных системно и стратегически мыслить.
Заключение
Вся система медицинского страхования создается ради основной цели - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. В современных страховых системах под профилактикой понимаются меры по снижению частоты страховых случаев, но отнюдь не ответственность страховой системы за профилактику в широком понимании, которая остается на ответственности государственной системы здравоохранения.
Главная цель введения медицинского страхования - создать рыночную среду для работы учреждений здравоохранения, что в свою очередь позволит мобилизовать дополнительные денежные ресурсы со стороны предприятий и населения путем дополнительного страхования.
Главной задачей Территориального Фонда Обязательного Медицинского Страхования является обеспечение реализации Обязательного Медицинского Страхования на каждой территории субъектов РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости. На ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС.
Таким образом, формирование бюджета территориального фонда ОМС и его использования в настоящее время сталкивается с большим числом проблем, связанных как с внешними, так и с внутренними факторами Основными из которых являются:
- недостаточный тариф страховых взносов;
-
неполнота сборов страховых
-
прямые и косвенные попытки
изъятия средств ОМС (
-
низкая заинтересованность
медицинского страхования;
-
нарастание безработицы, что
- неудовлетворительная координация деятельности государственных внебюджетных фондов
-задержка
с принятием профессиональных
медицинских стандартов, порядка
взаиморасчетов между
- медленный переход лечебно-профилактических учреждений в статус “самостоятельно хозяйствующего субъекта”.
Вышеперечисленные
и другие проблемы, существующие при
введении ОМС, не только вызывает споры
и дискуссии о путях его
введения, но иногда ставят вопрос и
о целесообразности реформирования
здравоохранения. Каждый регион осуществляет
переход к ОМС в силу своего разумения
и понимания проблемы и самостоятельно
выбирает конкретную схему реализации
такого перехода
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Сводная таблица расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение с 2010 по 2020 годы
Направления расходов | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Расходы террпрограммы ОМС | 1460,5 | 1686,5 | 1951,2 | 2230,0 | 2535,2 |
в том числе за счет дотаций из федерального бюджета | 125,0 | 133,9 | 143,9 | 153,5 | 162,8 |
Прямые расходы субъектов РФ и муниципальных образований на медпомощь | 486,8 | 562,2 | 650,4 | 743,3 | 845,1 |
Прочие расходы на здравоохранение субъектов РФ и муниципальных образований | 214,2 | 247,4 | 286,2 | 327,1 | 371,8 |
Расходы федерального бюджета на ФГУ | 87,3 | 93,2 | 112,2 | 134,4 | 158,6 |
Инвестиционные расходы за счет федерального бюджета | 27,0 | 19,6 | 47,2 | 56,6 | 76,6 |
Расходы федерального бюджета на образование | 20,5 | 20,9 | 26,9 | 28,7 | 33,0 |
Расходы федерального бюджета на прикладную науку | 4,6 | 4,8 | 5,2 | 7,2 | 11,8 |
Расходы федерального бюджета на фундаментальную науку | 7,8 | 8,3 | 17,8 | 18,8 | 28,2 |
Приоритетный национальный проект "Здоровье" | 157,7 | 173,6 | 194,0 | ||
Информатизация здравоохранения, в том числе текущие расходы | 5,1 | 5,1 | 5,0 | 0,5 | 0,6 |
Высокотехнологичная медицинская помощь | 70,7 | 89,9 | |||
Программы за счет федерального бюджета, в том числе направляемые в ТФОМС | 148,3 | 157,2 | |||
Лекарственное обеспечение | 86,8 | 90,9 | 159,7 | 179,5 | 202,0 |
ИТОГО | 2558,3 | 2912,5 | 3455,8 | 3945,1 | 4510,0 |
В том числе по федеральному бюджету | 521,7 | 550,4 | 711,9 | 798,2 | 920,6 |
Информация о работе Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования