Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования

Автор: Мария Захарова, 14 Ноября 2010 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является попытка охарактеризовать особенности Фонда обязательного медицинского страхования в РФ в целом.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- Изучить историю становления и развития системы обязательного медицинского страхования;

- Рассмотреть правовое регулирование деятельности фонда обязательного медицинского страхования в России;

- Изучить развитие системы обязательного медицинского страхования в Великобритании;

- Проанализировать исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по России за период 2006-2008 годов;

- Рассмотреть результаты реализации Федеральной программы

государственных гарантий гражданам РФ на 2009 год;

- Рассмотреть результаты реализации территориальной программы государственных гарантий гражданам РФ, проживающим на территории Оренбургской области;

- Изучить проблемы развития системы обязательного медицинского страхования на современном этапе;

- Рассмотреть концепция развития системы здравоохранения до 2020 года.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...........4

1 Роль системы обязательного медицинского страхования в финансировании…. системы здравоохранения в России…………………………………………. …….6

1.1 История становления и развития системы обязательного медицинского……. страхования …………………………………………….……………………………6

1.2 Правовое регулирование деятельности фонда обязательного медицинского... страхования в России……………………………………………...………………...8

1.3 Развитие системы обязательного медицинского страхования в………………. Великобритании …………………………………………………………………...10

2 Анализ и оценка деятельности обязательного медицинского страхования в….. России ………………………………………………..……………………………..13

2.1 Анализ исполнения бюджета Федерального фонда обязательного…………... медицинского страхования по России за период 2006-2008 годов и плановый…. период 2010-2011 годов……………………………………………..………..……13

2.2 Результаты реализации Федеральной программы государственных гарантий гражданам РФ на 2009 год…………………………………………………………16

2.3 Реализация территориальной программы государственных гарантий……….. гражданам РФ, проживающим на территории Оренбургской области………..18

3 Проблемы и перспективы развития деятельности Федерального фонда……….. обязательного медицинского страхования ………………………………………22

3.1 Проблемы развития системы обязательного медицинского страхования на... современном этапе ………………………………………………………………...22

3.2 Концепция развития системы здравоохранения до 2020 года…………....…25

Заключение………………………………………………………………………….30

Список используемой литературы…………………………………………...........32

Приложение 1 Важнейшая проблема общественного здоровья в РФ…..................34

Приложение 2 Сводная таблица расходов бюджетов бюджетной системы……… Российской Федерации на здравоохранение с 2010 по 2020 годы ….………….36

Работа содержит 1 файл

ФФОМС-курсовая работа-Захаровой М_22 группа.doc

— 590.50 Кб (Скачать)

       Подушевые нормативы финансового обеспечения  территориальной программы установлены  в расчете на 1 жителя и составляют 6024,0 рубля, в том числе за счет бюджетов - 2879,7 рублей, за счет средств  обязательного медицинского страхования - 3144,3 рубля.

       Объемы  медицинской помощи, которые по прогнозу будут оказаны в рамках Программы  населению Оренбургской области  в 2009 году, в расчете на 1 жителя составят:

    - скорая медицинская помощь - 0,318 вызова;

    - стационарная медицинская помощь  1 -  02,86810 койко-дня;

    - амбулаторно-поликлиническая помощь - 9,198 посещения;

    - лечение в дневных стационарах всех видов - 0,586 дня пребывания.

       Оплата  лечебно-профилактической помощи, оказываемой 

медицинскими  учреждениями (организациями), работающими в системе ОМС, осуществляется в соответствии с положением о порядке оплаты медицинской помощи в системе ОМС, которое в качестве основного метода определяет оплату за фактически выполненные объемы в пределах согласованных заданий (далее - план-задание) по тарифам, утвержденным на 2009 год генеральным тарифным соглашением в системе ОМС.

       Показатели  планов-заданий устанавливаются  исходя из численности застрахованного  по ОМС населения Оренбургской области  по состоянию на 01.10.2008 - 2073,8 тыс. человек и нормативных объемов медицинской помощи в разрезе ее уровней и профилей, утверждаемых правлением Оренбургского областного фонда ОМС.

       План-задание  на год для каждого медицинского учреждения (организации) разрабатывается  с учетом численности застрахованного по ОМС населения Оренбургской области, прикрепленного в установленном порядке к данному медицинскому учреждению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией".

       Оплата  некоторых медицинских услуг (услуг, оказанных застрахованным в иных субъектах Российской Федерации), а  также медицинских услуг некоторых медицинских учреждений (организаций) с небольшими и/или непостоянными объемами медицинской помощи, а именно: Тоцкий гарнизонный госпиталь в/ч 96504, ФГУЗ "Медико-санитарная часть Управления внутренних дел по Оренбургской области", военно-медицинская служба УФСБ России по Оренбургской области, ФГУ Министерства обороны Российской Федерации в/ч 52236, ФГУ "Центр медицинской и социальной реабилитации Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области" осуществляется за фактические объемы оказанных медицинских услуг. 

       3 Проблемы и перспективы развития деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования 

       3.1 Проблемы развития  системы обязательного  медицинского страхования на современном этапе

       В условиях жесткого бюджетного дефицита организация системы ОМС явилась эффективным политическим и экономическим решением, которое положило начало формированию принципиально новой системы правовых и финансовых отношений в сфере оказания медицинской помощи населению, а также более рациональному использованию имеющихся ресурсов здравоохранения.

       Всего в систему здравоохранения за 5 лет дополнительно к бюджетным  средствам направлено свыше 84 млрд. рублей, что составляет более 30 % всех расходов здравоохранения. Основная часть средств (72,4 млрд. руб.) была направлена на финансирование медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования. На протяжении последних трех лет более 50% этих средств расходуется учреждениями здравоохранения на заработную плату медицинских работников, более 18% - на оплату медикаментов.

       Основным  стратегическим направлением работы Федерального и территориальных фондов было и  остается обеспечение выполнения Закона Российской Федерации "О медицинском  страховании граждан".  
Однако даже в тех территориях, где закон исполняется, допускаются непозволительные вольности в его реализации.

       Одной из стратегических задач в ОМС  является обеспечение конституционного права граждан на бесплатную медицинскую  помощь. С этой целью правительством РФ утверждена Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью. Данной программой впервые на уровне нормативного документа вводится понятие подушевого норматива финансирования здравоохранения.

       Реализация  территориальных программ в субъектах  РФ позволит начать

реальную  реструктуризацию медицинской помощи.

       Сумма дефицита средств на финансирование обязательного медицинского страхования  увеличивается с каждым годом. В  результате острой нехватки средств фактическое финансирование территориальных программ обязательного медицинского страхования составило в 2007 г. лишь 37,5% от утвержденного годового объема.

       Подобное  положение предопределяет несбалансированность объемов медицинской помощи, предоставляемой населению по программе государственных гарантий, лишает большинство населения страны возможности получить доступную медицинскую помощь, что ведет к росту социальной напряженности.

       Основными причинами создавшегося финансового  положения являются:

       - невыполнение органами исполнительной власти субъектов российской Федерации закона в части перечисления платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

       - дестабилизация финансово-экономической ситуации в стране;

       - низкий уровень тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающих граждан (3,6% при потребности в 7.2%).

       Другой, более жесткий в социальном плане, вариант развития системы ОМС  в условиях дефицита средств требует  детальной предварительной проработки. Как справедливо отмечено Госналогслужбой, увеличение страхового тарифа ведет лишь к увеличению налоговой нагрузки на работодателей с сомнительными финансовыми результатами. Отсюда возникло предложение, суть которого состоит в сокращении Базовой программы ОМС для определенного контингента высоко обеспеченных граждан, имеющих финансовую возможность оплатить медицинские услуги за счет собственных средств. Естественно, что сокращение Базовой программы не должно затронуть неработающее население. Наиболее трудный вопрос - определение контингента с высоким уровнем доходов, хотя соответствующие наработки должны существовать у органов Госналогслужбы. В качестве критерия оценки уровня доходов граждан может быть использован показатель стоимости минимальной

потребительской корзины.

       О платежах. Особую озабоченность вызывает положение с платежами на обязательное медицинское страхование неработающих граждан РФ.  
Учитывая, что неработающие граждане превышают 60% всей численности населения Российской Федерации, платежи, направляемые в фонды обязательного медицинского страхования на страхование неработающих граждан должны составлять не менее 60-70% всех доходов системы. Реальная ситуация противоположна: поступление бюджетных средств не только в ОМС, но и в целом постоянно сокращается, а страховые взносы работающих вместо дополнительных становятся основными.

       Реализацию  стратегических направлений развития системы резко осложнила кризисная  ситуация в финансовой сфере, которая  сказывается на всех сторонах работы системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования.

       В условиях кризисной ситуации приоритетной задачей Федеральный фонд ОМС  считает финансирование заработной платы медицинских работников.

       В условиях активизации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций по защите прав застрахованных, не исключается дестабилизация работы лечебно-профилактических учреждений. В связи с этим в Федеральном фонде ОМС разработан ряд материалов по вопросам страхования гражданской ответственности медицинских работников. Дальнейшее успешное решение этой проблемы в значительной степени зависит от совместных усилий Минздрава России, Федерального фонда ОМС, медицинских ассоциаций и профсоюзов, естественно, при условии определения источников средств для страхования.

       Совершенствование законодательного регулирования в  сфере оказания медицинской помощи населению на федеральном и региональном уровнях, осуществление мер по реализации закона о медицинском страховании  в субъектах РФ:

       - активизация деятельности территориальных фондов и страховых медицинских организаций по защите прав застрахованных;

       - установление ответственности органов исполнительной власти за невыполнение закона о медицинском страховании в части обязательности платежа на ОМС на неработающих граждан и исключение его из статей расходов, подлежащих секвестированию за счет отнесения его к защищенным статьям;

       Совершенствование мер по повышению качества и доступности  медицинской помощи населению:

       - обеспечение персонификации застрахованного населения и объемов оказанных услуг на базе унифицированного полиса ОМС;

       - обеспечение всех территориальных фондов ОМС и филиалов электронной почтой и доступом к сети Интернет, а также стандартизация и унификации информационного программного обеспечения.

       Злоупотребление алкоголем — важнейшая проблема общественного здоровья в Российской Федерации. С 1990 г. по 2006 г. потребление  алкоголя на душу населения в РФ выросло не менее чем в 2,5 раза.(см. приложение ,1рис3 )

       Табакокурение. Курение вызывает рост болезней системы кровообращения, приводит к хроническим заболеваниям легких и провоцирует многие онкологические болезни.(см. приложение 1,рис4 )  

       3.2 Концепция развития  системы здравоохранения  до 2020 года

       Целями  развития здравоохранения являются:

    - прекращение к 2011 году убыли населения Российской Федерации и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году;

    - увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет;

    - снижение общего коэффициента смертности до 10 (то есть в 1,5 раза по отношению к 2007 году);

    - снижение показателя младенческой смертности до   7,5 на 1000 родившихся живыми (на 20% по отношению к 2007 г.);

    - снижение показателя материнской смертности на 100 000 родившихся

    живыми  до 18,6 (на 15,7% по отношению к 2007 г.);

    - формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения;

    - повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации.

        Задачами  развития здравоохранения являются:

    - создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни;

    - переход на современную систему организации медицинской помощи;

    - конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

    - создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;

    - улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;

    - повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;

    - развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении;

    - информатизация здравоохранения.

       Сегодня прогнозы устойчивого развития страны строятся уже до 2020-2025 годов. Однако единства мнений о том, как сохранить  развитие именно устойчивым, направленным на повышение качества жизни не только отдельных групп чиновников и предпринимателей, но и каждого гражданина, нет.

       Исключением не является и концепция развития отечественного здравоохранения - с  той лишь разницей, что жесткие  споры, как уверяет нынешний глава  Министерства здравоохранения и  социального развития Татьяна Голикова, должны быть обязательным условием рождения документа, который определит судьбу медицинской отрасли до 2020 года.

Информация о работе Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования