Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:56, курсовая работа
Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.1 Понятие бюджета. Основные черты и структура бюджетной системы РФ 4
1.2 Принципы бюджетной системы РФ 6
1.3 Доходы бюджетов РФ 11
1.4 Расходы бюджетов РФ 14
2 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1 Доходы федерального бюджета рф 19
2.2 Расходы федерального бюджета РФ 22
2.3 Анализ исполнения федерального бюдждета 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Вторым по значимости фактором стало поступление в бюджет дополнительных доходов, начисленных по результатам налоговых проверок НК “ЮКОС”2 (по сравнению с аналогичным периодом 2004 года). К таким доходам относится взысканная с этой компании задолженность по налогам, сборам и штрафным санкциям в федеральный бюджет, включая выручку от продажи НК “Юганскнефтегаз”, и средства, поступившие в бюджеты отдельных субъектов РФ и переданные в федеральный бюджет в виде безвозмездных перечислений в рамках соглашений между Минфином России и администрациями регионов. Совокупное влияние перечисленных факторов на рост доходов федерального бюджета оценивается в 2,1% ВВП3.
Увеличение с 2005 года налоговой нагрузки на нефтяную отрасль при высоких уровнях цены на нефть (повышение ставки НДПИ и изменение с августа 2004 года порядка определения экспортных пошлин на нефть) стало третьим важным фактором увеличения доходов и обеспечило их прирост еще на 1,5% ВВП.
Изменение с 2005 года порядка межбюджетного распределения налогов привело к росту налоговых поступлений в федеральный бюджет на 0,7% ВВП, из которых 0,4% ВВП дало увеличение федеральной ставки налога на прибыль с 5,0% до 6,5% и 0,3% ВВП – увеличение доли НДПИ на нефть, зачисляемой в федеральный бюджет, до 95%. Снижение задолженности за январь-июль по текущим обязательствам по НДС и налогу на прибыль (без учета накопления и погашения задолженности НК “ЮКОС”) способствовало увеличению доходов еще на 0,3% ВВП.
К снижению доходов бюджета на 0,5% ВВП привели отмена с 2004 года акциза на газ и одновременное увеличение ставки экспортной пошлины на газ (с 5% до 30%). Столь сильное уменьшение было обусловлено в основном тем, что в 2005 году практически полностью прекратилось поступление акцизов, начисленных по операциям предыдущих лет (в январе-июле объем доходов составил всего 0,02% ВВП против 0,4% в аналогичном периоде 2004 года), одновременно снизилось и поступление экспортных пошлин на газ с 1,3% ВВП в январе-июле 2004 года до 1,2% ВВП за семь месяцев нынешнего года. Это снижение объясняется тем, что объемы экспортных пошлин на газ в номинальном выражении по сравнению с соответствующим периодом 2004 года практически не изменились.
Снижение с 2005 года максимальной ставки ЕСН с 35,6% до 26% и уменьшение доли налога, поступающего в федеральный бюджет, с 14% до 6%, то есть более чем в два раза, привело к падению доходов за семь месяцев текущего года на 1,5% ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Совокупное влияние прочих факторов привело к снижению доходов в федеральный бюджет на 0,7% ВВП4.
Таможенные доходы в январе-августе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 2,5% ВВП и составили 9,5% ВВП. Наибольший вклад внес рост экспортных пошлин, в первую очередь – на нефть. Главным значимым фактором, как уже было отмечено, стал рост мировых цен на энергоносители и, следовательно, увеличение базовых цен для исчисления пошлин. Другой причиной является пересмотр с августа 2004 года порядка определения экспортных пошлин на нефть. В частности, при цене на нефть в интервале от 20 до 25 долл. США за баррель ставка пошлины была увеличена с 35% до 45% прироста
Диаграмма 1
Диаграмма 2
расчетной
цены над уровнем 20 долл., а при цене
выше 25 долл. США за баррель – с 40% до 65%.
В результате расширения базы налогообложения
и одновременного увеличения ставок объем
собранных пошлин в текущем году существенно
превысил прошлогодние значения.
Диаграмма 3
Таблица 2
Начисленная пошлина на тонну нефти, долл. США за тонну
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | |
2004 | 31,2 | 33,9 | 33,9 | 35,2 | 35,2 | 41,6 | 41,6 | 69,9 |
2005 | 101,0 | 83,0 | 83,0 | 102,6 | 102,6 | 136,2 | 136,2 | 140,0 |
Объем безвозмездных перечислений в федеральный бюджет в январе-августе составил 82,0 млрд. рублей (2,5% доходов федерального бюджета или 0,6% ВВП). Практически вся сумма поступила из бюджетов Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа в соответствии с соглашениями между Минфином России и администрациями этих регионов о распределении дополнительных поступлений налогов и сборов, взысканных с НК “ЮКОС”.
Значительная часть доходов, поступивших в бюджет 2005 году, была перечислена в Стабилизационный фонд в соответствии с правилами его формирования. Расчетные доходы, подлежащие перечислению в Стабфонд в январе-августе, составили 731,9 млрд. рублей5. Без учета этого объема доходы федерального бюджета в январе-августе составили 19,1% ВВП, превысив показатель в аналогичном период 2004 года на 1,1%.
Финансирование расходов федерального бюджета в январе-августе составило, по предварительным данным Федерального казначейства, 2,48 трлн. Рублей или 19,0% ВВП по сравнению с 17,1% ВВП в январе-августе прошлого года. За восемь месяцев было профинансировано 73,1% расходов, запланированных на 2005 год6.
Непроцентные расходы были профинансированы в объеме 2,29 трлн. Рублей или 17,5% ВВП (в прошлом году 15,6% ВВП).
В июле-августе объем финансирования расходов составил 89,8% уточненной бюджетной росписи на 3 квартал. При этом в июле было профинансировано 70,4% расходов. Таким образом, в 3 квартале Минфин России продолжил придерживаться политики опережающего финансирования расходов.
В наибольшей степени были профинансированы процентные расходы и межбюджетные трансферты (100% и 99,3% уточненной бюджетной росписи на 3 квартал соответственно).
Тем не менее, опережающее финансирование в текущем году не в полной мере отражается на динамике кассовых расходов, которые по кварталам производятся приблизительно равномерно и в результате оказываются ниже профинансированных объемов. Так, в 1-м квартале расходы составили 80% объема финансирования уточненной бюджетной росписи, а во 2-м квартале – 93% финансирования в этом периоде. В июле-августе объемы кассовых расходов несколько увеличились по сравнению с предыдущими месяцами, однако в относительном выражении составили 64,8% бюджетной росписи на 3 квартал, т.е. менее двух третей. Таким образом, в текущем квартале профинансированные расходы, скорее всего, не будут израсходованы полностью.
Совокупные кассовые расходы федерального бюджета в январе-августе составили 2,07 трлн. Рублей или 15,8% ВВП. Данное значение на 0,1% ВВП выше результатов аналогичного периода 2004 года.
Объем процентных расходов составил в январе-августе 152,6 млрд. рублей или 1,2% ВВП. Из них 120,1 млрд. было направлено на обслуживание внешнего долга (в 2004 году – 132,1 млрд. рублей), а 33,4 млрд. – внутреннего (в прошлом году 24,0 млрд.). По сравнению с аналогичным периодом 2004 года процентные расходы снизились на 0,3% ВВП.
Политика досрочного погашения внешнего долга и отказа от новых заимствований на внешних рынках способствуют снижению внешней долговой нагрузки. С другой стороны, часть долга рефинансируется на внутреннем рынке. В результате, совокупные объемы процентных расходов в 2005 году в номинальном выражении оказываются лишь незначительно ниже расходов в предыдущем году.
Диаграмма 4
Объем кассовых непроцентных расходов в январе-августе, по предварительной информации, составил 14,6% ВВП, что на 0,4% выше расходов в аналогичном периоде 2004 года. Рост отражает решения о повышении расходной части федерального бюджета, принятые в конце 2004 – начале 2005 года и отраженные в поправках в федеральный бюджет (Федеральный закон №84-ФЗ от 5 июля 2005 г.).
В январе-июле7 наибольший объем непроцентных расходов в функциональной классификации пришелся на межбюджетные трансферты (6,1% ВВП, из которых 3,7% ВВП составили трансферты внебюджетным фондам8 и 2,4% ВВП – финансовая помощь бюджетам других уровней), расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (в общем объеме 4,6% ВВП), а также непроцентные расходы на общегосударственные вопросы (1,0% ВВП). Следует отметить, что с начала 2005 года расходы федерального бюджета отражаются в структуре новой функциональной классификации расходов, в которой выделено 11 разделов вместо 26 ранее. При этом изменению подверглись не только подразделы старой классификации, но и различные категории расходов внутри некоторых подразделов. По этой причине сопоставление расходов с данными 2004 года не производится.
Благодаря значительному превышению доходов федерального бюджета по сравнению с плановыми оценками кассовый профицит в январе-августе значительно превысил показатель предшествующего года и составил 8,9% ВВП или, в денежном выражении, 1,17 трлн. рублей (в январе-августе 2004 года 484,2 млрд. рублей или 4,7% ВВП). Первичный профицит составил 10,1% ВВП против 6,2% в восьми месяцах 2004 года.
Без учета доходов 2005 года, перечисляемых в Стабфонд (731,9 млрд. рублей), кассовый профицит федерального бюджета составил в январе-августе 3,3% ВВП против 2,3% ВВП в аналогичном периоде 2004 года, а бюджет по финансированию с учетом его опережающего характера по итогам восьми месяцев был исполнен с профицитом 0,1% ВВП.
Объем погашения внешнего долга составил с января по август 27,1 млрд. долл. США или 5,9% ВВП при объеме привлечения всего 0,3 млрд. долл. США. Основная часть перечислений (69%) пришлась на досрочное погашение обязательств. Так, в июле-августе была погашена часть долга перед странами Парижского клуба кредиторов. В соответствии с достигнутой договоренностью погашение прошло 4-мя траншами: 13,0 млрд. долл. США было перечислено двумя частями 15 и 29 июля, еще 2,3 млрд. долл. США – 19 и 22 августа. Кроме того, в январе был досрочно погашен весь оставшийся объем долга перед МВФ (3,3 млрд долл. США).
На внутреннем долговом рынке во всех месяцах Минфин являлся нетто-заемщиком. В результате по итогам восьми месяцев объем привлеченных средств составил 122,7 млрд. рублей (0,9% ВВП) при погашении обязательств в объеме 59,3 млрд. рублей. Таким образом, Правительство продолжает проводить политику замещения внешнего долга внутренними заимствованиями. Суммарная выручка от приватизации и продажи госзапасов составила в январе-августе 37,7 млрд. рублей (0,3% ВВП), а остатки на счетах увеличились с начала года на 494,9 млрд. рублей или 3,8% ВВП (без учета Стабфонда – на 185,0 млрд. рублей или 1,4% ВВП).
Объем Стабилизационного фонда по состоянию на 1 сентября достиг 832,1 млрд. рублей или в относительном выражении 5,0% ВВП за 2004 год. В августе в Стабфонд были направлены доходы в объеме 111,1 млрд. рублей9. Под влиянием увеличения ставки вывозной таможенной пошлины на нефть в июне-июле со 102,6 долл. США до 136,2 долл. США за тонну и увеличения поступлений НДПИ на фоне рекордно высоких цен на нефть этот объем более чем на треть превысил среднемесячные перечисления в 1 полугодии.
Общий объем перечислений с начала 2005 года составил 833,4 млрд. рублей. В текущем году средства Стабфонда использовались для досрочного погашения внешнего долга. В январе на погашение долга перед МВФ были направлены средства в объеме 93,5 млрд. рублей (3,3 млрд. долл. США), в июне объем Фонда был снижен еще на 430,1 млрд. рублей (15 млрд. долл. США) в соответствии с договоренностью Правительства России со странами-членами Парижского клуба кредиторов о досрочной погашении части долга перед ними. В результате чистое увеличение объема Стабфонда за восемь месяцев 2005 года составило 309,8 млрд рублей.