Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:56, курсовая работа
Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.1 Понятие бюджета. Основные черты и структура бюджетной системы РФ 4
1.2 Принципы бюджетной системы РФ 6
1.3 Доходы бюджетов РФ 11
1.4 Расходы бюджетов РФ 14
2 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1 Доходы федерального бюджета рф 19
2.2 Расходы федерального бюджета РФ 22
2.3 Анализ исполнения федерального бюдждета 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
-
ориентация бюджетных расходов
на достижение конечных
-
повышение эффективности
-
приоритет среднесрочного
-
конкурсные принципы
- открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы.
Формирование расходов федерального бюджета в 2005 г. и на перспективу до 2006 г. ориентировано на решение следующих задач:
- повышение устойчивости бюджетной системы, снижение ее зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры;
-
ориентация на проведение
-
сокращение обязательств, требующих
необоснованных и
-
обеспечение прозрачности
-
обеспечение единства и
-
повышение качества
-
завершение разграничения
-
реструктуризация бюджетной
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
функционирование федеральной судебной системы;
осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
национальная
оборона и обеспечение
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
государственная поддержка
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
исследование и использование космического пространства;
содержание учреждений, находящихся
в федеральной собственности
или в ведении органов
формирование федеральной собственности;
обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
пополнение государственных
проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
федеральная инвестиционная программа;
обеспечение
реализации решений федеральных
органов государственной
обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
прочие расходы.
По соглашению с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
государственная
поддержка отраслей промышленности
(за исключением атомной
обеспечение правоохранительной деятельности;
обеспечение противопожарной безопасности;
научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
обеспечение социальной защиты населения;
обеспечение
охраны окружающей природной среды,
охраны и воспроизводства природных
ресурсов, обеспечение
обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
развитие рыночной инфраструктуры;
обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечение деятельности средств массовой информации;
прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.
Согласно предварительным данным, приведенным в таблице 1, в январе-августе 2005 года, показатели исполнения федерального бюджета по доходам существенно превысили плановые значения, и оказались значительно выше результатов аналогичного периода 2004 года. Увеличение доходов объясняется высокими ценами на мировом рынке нефти и, как следствие, ростом налоговых доходов и таможенных платежей, поступающих из нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей. Значимое влияние оказывает также поступление в 2005 году дополнительных доходов по итогам налоговых проверок НК “ЮКОС” (включая средства, переданные в виде безвозмездных перечислений из региональных бюджетов). Превышение доходов над прогнозными значениями
Таблица 1
Исполнение федерального бюджета
|
январь-август 2004 | январь-август 20051 | август 2004 | август 20051 |
Данные по кассовому исполнению, % ВВП | ||||
Доходы | 20,4 | 24,7 | 18,4 | 22,6 |
Налоговые доходы (внутренние налоги, администрируемые ФНС, и налоги на импорт) | 14,0 | 15,8 | 12,3 | 13,5 |
Прочие доходы (до 2005 г. включая таможенные пошлины и доходы бюджетных фондов) | 6,4 | 8,9 | 6,2 | 9,0 |
Расходы | 15,7 | 15,8 | 15,2 | 15,7 |
Обслуживание долга | 1,5 | 1,2 | 2,4 | 1,8 |
Внутреннего | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,4 |
Внешнего | 1,3 | 0,9 | 2,0 | 1,5 |
Непроцентные расходы на кассовой основе | 14,2 | 14,6 | 12,9 | 13,9 |
Профицит (+)/Дефицит (-) | 4,7 | 8,9 | 3,2 | 6,8 |
Внутреннее финансирование | -2,9 | -3,1 | -0,8 | 0,3 |
Внешнее финансирование | -1,8 | -5,8 | -2,3 | -7,1 |
Первичный профицит(+)/дефицит(-) | 6,2 | 10,1 | 5,5 | 8,6 |
Справочно: | ||||
Данные на основе финансирования, % ВВП | ||||
Расходы | 17,1 | 19,0 | 14,8 | 10,8 |
Непроцентные расходы | 15,6 | 17,5 | 12,5 | 10,4 |
Профицит | 3,3 | 5,7 | 3,6 | 11,7 |
Первичный профицит (+) / дефицит (-) | 4,8 | 7,2 | 5,9 | 12,1 |
Стабилизационный фонд, млрд. рублей | ||||
Средства на конец периода | 305,9 | 832,1 | 305,9 | 832,1 |
Чистые поступления за период | 305,9 | 309,8 | 38,3 | 111,1 |
Внешний долг | ||||
Всего чистые выплаты по внешнему долгу и процентам, млрд. долл. США2 | 11,0 | 31,1 | 2,3 | 5,8 |
Погашение2 | 6,5 | 26,8 | 1,2 | 4,8 |
Обслуживание2 | 4,6 | 4,3 | 1,0 | 1,0 |
Примечание:
1 Предварительные данные. 2 Оценка. 3 Стабфонд был
создан с января 2004 года. Расходование
его средств в 2004 году не
производилось. Источники: Федеральное казначейство, Центральный Банк РФ, расчеты ЭЭГ. |
способствовало тому, что финансирование бюджетных расходов в 1-3 кварталах проводилось опережающими темпами. В частности, значительная часть расходов, запланированных на 2 квартал, была профинансирована в апреле, а расходов 3-го квартала – в июле. Тем не менее, опережающее финансирование не оказало заметного влияния на динамику кассовых расходов, которые в январе-августе осуществлялись приблизительно равномерно и в процентах ВВП лишь незначительно превысили расходы в аналогичном периоде 2004 года. Как следствие, кассовый профицит бюджета по итогам восьми месяцев заметно превысил бюджетные прогнозы.
Согласно предварительным данным, в январе-августе 2005 года, показатели исполнения федерального бюджета по доходам существенно превысили плановые значения, и оказались значительно выше результатов аналогичного периода 2004 года. Увеличение доходов объясняется высокими ценами на мировом рынке нефти и, как следствие, ростом налоговых доходов и таможенных платежей, поступающих из нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей. Значимое влияние оказывает также поступление в 2005 году дополнительных доходов по итогам налоговых проверок НК “ЮКОС” (включая средства, переданные в виде безвозмездных перечислений из региональных бюджетов). Превышение доходов над прогнозными значениями способствовало тому, что финансирование бюджетных расходов в 1-3 кварталах проводилось опережающими темпами. В частности, значительная часть расходов, запланированных на 2 квартал, была профинансирована в апреле, а расходов 3-го квартала – в июле. Тем не менее, опережающее финансирование не оказало заметного влияния на динамику кассовых расходов, которые в январе-августе осуществлялись приблизительно равномерно и в процентах ВВП лишь незначительно превысили расходы в аналогичном периоде 2004 года. Как следствие, кассовый профицит бюджета по итогам восьми месяцев заметно превысил бюджетные прогнозы.
По предварительным данным доходы федерального бюджета в январе-августе 2005 года составили 24,7% ВВП, что на 4,4% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Рост поступлений был обеспечен значительным увеличением таможенных пошлин (на 2,3% ВВП), налоговых доходов, администрируемых ФНС1 (в январе-августе на 1,7% ВВП) и поступлением в федеральный бюджет безвозмездных перечислений из региональных бюджетов (в объеме 0,6% ВВП).
За январь-июль 2005 года доходы бюджета составили 25,1% ВВП (в том числе ЕСН – 1,3% ВВП), что на 4,4% ВВП больше, чем в том же периоде прошлого года.