Факторинг в системе международного кредитования и его использование в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Факторинг является более эффективным, чем краткосрочное кредитование способом финансирования оборотного капитала субъектов хозяйствования, обеспечивает банкам расширение клиентской базы и увеличение прибыли, а их клиентам – снижение рисков при осуществлении расчетов, повышение ликвидности активов, платежеспособности и рентабельности.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ 

    В условиях нарастания дефицита оборотных  средств проблема дебиторской задолженности  для поставщиков приобрела первостепенное значение. В современной экономике  достаточно часто возникают ситуации, когда по условиям заключенного договора одна сторона получает платеж за поставленные товары или оказанные услуги не одновременно с исполнением своего обязательства, а через некоторое время. В экономике Беларуси в настоящее время данное явление также связано с проблемами неплатежей.

    Факторинг играет существенную роль в развязке взаимных неплатежей и ускорении платежно - производственного цикла, а именно, при участии факторинговой фирмы в сделке между покупателем и продавцом продавец сразу получает большую часть платежа от банка - фактора, а покупатель получает возможность вернуть долг через более длительное время. Кроме того, банк финансирует текущую производственную деятельность предприятия-поставщика, причем независимо от объема дебиторской задолженности поставщик может увеличить сбыт своей продукции.

    Факторинговые операции позволяют поставщику минимизировать либо вообще снять с себя все коммерческие риски. Посредством этого, поставщику создаются условия для нормальной коммерческой деятельности, способствующие ускорению оборачиваемости средств и, следовательно, росту прибыли.

    Факторинг является более эффективным, чем  краткосрочное кредитование способом финансирования оборотного капитала субъектов  хозяйствования, обеспечивает банкам расширение клиентской базы и увеличение прибыли, а их клиентам – снижение рисков при осуществлении расчетов, повышение ликвидности активов, платежеспособности и рентабельности.

    Факторинговые операции выступают средством, способствующим росту новых фирм, упрочению связей между поставщиками и покупателями, насыщению товарных рынков конкурентоспособной продукцией.

    Вышеуказанные факторы определяют актуальность рассматриваемой  проблемы как для мировой экономики  в целом, так и для Республики Беларусь. Задачи данной работы – рассмотреть различные модели факторинга в международной торговле, сравнить рынок факторинговых операций в различных странах мира, выяснить особенности факторинга в Республике Беларусь.

     При написании курсовой работы были изучены  работы следующих авторов: Ивасенко А. Г., Гусакова Н. П., Покаместова И. Е., Рыковой И. Н. и др. 
 
 
 
 

     1 Теоретические основы  факторинга

     1.1 История развития, сущность и основные  виды факторинга 

     Факторинг является одной из древнейших форм торгового кредитования. Эксперты находят  некоторые его признаки в торговых отношениях еще в Вавилонском  царстве в эпоху царя Хаммурапи в 4-м тысячелетии до н. э. В сравнительно современном виде факторинг появился в Средние века в Великобритании, которая вела оживленную торговлю с колониями. Факторинг стал активно развиваться в Англии в XIV-XVII вв. Первые операции факторинга начал вести созданный в Англии в XVII в. «Дом факторов» (House of Factors). В XVI-XVIII вв. в Северной Америке появился импортный факторинг колониального типа (товарный), когда купцы брали на себя функции агентов по сбыту товаров на незнакомых иностранным производителям рынках. Факторинговые услуги в их современном представлении впервые были оказаны американским First Bank of Boston в 1947 г. В 1960 г. появилась первая факторинговая ассоциация – International Factors Group (IFG), которая на сегодняшний день объединяет более 60 компаний из 41 страны мира. В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. уже существовали три крупнейшие международные факторинговые группы: Heller International Group, International Factors Group S. C., Factors Chain International. Факторинговые операции приобрели исключительное распространение в международной коммерческой практике. [1, c. 15]

     Основным  документом, который содержит определение  понятия международного факторинга и устанавливает общие юридические  рамки операций, контроль за равновесием интересов различных участников при факторинговых операциях, является Конвенция УНИДРУА «О международном факторинге» (UNIDROIT Convention on International Factoring), подписанная в Оттаве 28 мая 1988 г. В соответствии с Конвенцией "соглашение  о  факторинге"  означает соглашение, заключенное между одной стороной (поставщиком), и другой стороной (фактором), в соответствии с которым:

      1. поставщик   может   или  уступает  фактору  дебиторскую  задолженность, вытекающую из соглашения о продаже товаров, заключенного между поставщиком и его заказчиком  (дебитором),  иную  чем   та,   что  вытекает  из  продажи  товаров, приобретенных преимущественно для личных, семейных или домашних нужд;

      2. фактор выполняет по крайней мере две следующие функции:

         - финансирование поставщика, включая  займы и досрочные платежи;

         -   поддержание  счетов  (ведение   бухгалтерской   книги),   относящихся   к дебиторской задолженности;

         - сбор дебиторской задолженности;

         - защита от ошибки при погашении долга дебиторами.

      3. извещение об уступке дебиторской задолженности отдается дебиторам. [3, статья 1]

       В экономической литературе приводятся  различные толкования сути факторинга, при этом наиболее распространенным  является его определение как  комиссионно-посреднической и кредитной операции.

     Факторинг (от англ. Factor – «агент, посредник») – разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, что связано с переуступкой клиентом – поставщиком факторинговой компании (фактор-фирме) неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и соответственно права получения платежа по ним. Факторинг включает инкассирование дебиторской задолженности клиента, кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков. [1, c.7]

     В факторинговых операциях участвуют  три стороны:

     1). фактор-посредник, которым может  быть факторинговый отдел банка  или специализированная факторинговая  компания;

     2). клиент (поставщик товара) – промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с фактором-посредником;

     3). покупатель товара

       
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1 – Система факторингового обслуживания

     1 – заключение договора о факторинговом  обслуживании; 2 – поставка товара  с отсрочкой платежа; 3 – выплата досрочного платежа (до 85%  суммы поставленного товара) сразу после поставки; 4 – оплата за поставленный товар; 5 – выплата остатка средств (от 15%  после оплаты покупателем) за вычетом комиссионного вознаграждения фактора

Примечание  Источник: [1, c. 10]

     Обычно  фирмы-клиенты получают от фактора-посредника 80-90% стоимости отгрузки и таким  образом авансируют свой оборотный  капитал. [1, c. 10].

       При этом фактор по сути  дела предоставляет своему клиенту  кредит, так как осуществляет  финансирование в виде долгосрочной оплаты поставленных товаров.

     Резервные 10 – 20% стоимости отгрузки клиенту  не выплачиваются, а бронируются  на отдельном счете на случай претензий  в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т. д. Оставшаяся сумма обязательства (резервные 10 – 20% стоимости отгрузки) возмещается поставщику в момент поступления платежа за товар. [1, с. 11]

     Сущность  международного факторинга сводится к  тому, что внешнеэкономическая деятельность факторинговых компаний и банковских факторинговых отделов нацелена прежде всего на решение проблем рисков неплатежа и оптимизации сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придание этим отношениям большей стабильности. При наличии валютных ограничений на срок платежа страны-экспортера эта услуга становится достаточно выгодной.

     При экспорте продукции значительно  возрастает кредитный риск экспортера из-за сложности оценки кредитоспособности импортера, предоставления коммерческого  кредита на более длительный срок с учетом времени, необходимого для поставки товаров на зарубежные рынки, а также из-за факторов, вызванных политической нестабильностью в стране импортера, низким уровнем ее экономического развития.

     В соответствии с особенностями международного факторинга фактор оказывает следующие  услуги:

    • Принятие на себя политического, трансфертного и дебиторского риска;
    • Выплата в зависимости от отрасли поставщика 70 – 95% фактурной стоимости до осуществления покупателем платежа;
    • Инкассовые функции – фактор напоминает должникам о предстоящих платежах;
    • Бухгалтерское и статистическое обслуживание дебиторских задолженностей;
    • Анализ производственной и торговой деятельности на предприятии и подготовка рекомендаций по улучшению работы. [2, c. 192]

    Процедура факторинговой операции представляет собой покупку фактором дебиторских задолженностей поставщиков, и она является общей для различных типов факторинговых сделок. Рассмотрим основные типы факторинга, используемые в мировой практике.

     Открытый  факторинг - форма факторинга, когда  должник уведомлен кредитором об участии в сделке фактора, который является правопреемником по денежным требованиям, и платеж должен осуществляться в пользу фактора.

    Уведомление должника обычно производится с помощью  специальной надписи на счете-фактуре, указывающей, что дебиторская задолженность по данному счету была полностью переуступлена фактору, который является единственным законным получателем платежа, с указанием платежных реквизитов фактора. Кроме того, поставщик обычно посылает своему покупателю специальное письмо, в котором уведомляет покупателя о переуступке всех дебиторских задолженностей фактору.

    Скрытый (закрытый, конфиденциальный) факторинг  – факторинг, при котором должник  не уведомляется кредитором о проведении факторинга и права кредитора  не переходят к фактору. При этом  типе факторинга договор между поставщиком и фактором не подлежит огласке для покупателя до тех пор, пока покупатель не нарушит условия контракта, необоснованно отказавшись платить. В этом случае поставщик уполномочивает фактора уведомить покупателя о факторе переуступки.

    Таким образом, при конфиденциальном факторинге покупатель первоначально не осведомлен о факте переуступки и об участии  фактора в сделке (счет-фактура  поставщика не содержит специальной  надписи, уведомляющей покупателя о  переуступке), и все платежи направляются напрямую поставщику. Только в случае, если покупатель не заплатит после наступления срока платежа, фактор информирует его о факте переуступки. В международной практике такое уведомление происходит обычно через 60 дней после наступления срока платежа. [4, c. 235]

    Факторинг с правом регресса и без права  регресса.

    Эти термины связаны с риском, возникающим, если покупатель не в состоянии выполнить  свои платежные обязательства, то есть с кредитным риском (риском неплатежа).

    При факторинге с правом регресса поставщик несет кредитный риск в отношении дебиторских задолженностей, проданных фактору. В случае неплатежа со стороны покупателя, произошедшего по любой причине, включая финансовую несостоятельность, фактор потребует соответствующий платеж от поставщика.

    В международной практике все факторинговые  сделки приобретают силу регресса по отношению к поставщику в случае, если дебиторская задолженность  признана недействительной, а также  в случае возникновения между  поставщиком и покупателем споров по количеству поставленных товаров, качеству, срокам поставки и т.д. При этом покупатель вправе вернуть поставленный товар и аннулировать любые платежные обязательства.

    При сделках без права регресса фактор берет на себя риск неплатежа со стороны покупателей и является единственно ответственным за финансовую неспособность покупателя произвести платеж. [4, c. 236]

    Факторинг с полным сервисом (открытый тип, без регресса).

    Факторинг с полным сервисом представляет собой договор, обычно на регулярной и продолжительной основе, по которому поставщик обязуется продавать свои дебиторские задолженности Фактору по мере их возникновения т.е. когда, поставив товар или оказав услуги, он выставляет счета своим покупателям. С помощью специальной надписи на счете поставщик уведомляет своего покупателя о том, что задолженность была переуступлена Фактору и платеж, соответственно, должен быть произведен в пользу Фактора (элемент открытого факторинга).

Информация о работе Факторинг в системе международного кредитования и его использование в РБ