Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:05, курсовая работа
Местный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный местный бюджет. Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно я
Введение
1. Теоретические основы, сущность и понятие доходов бюджета муниципального образования
1.1. Понятие и социально-экономическая сущность доходов местного бюджета
1.2. Содержание и структура доходов бюджета муниципального образования
1.3. Нормативно-правовые аспекты, регулирующие формирование доходов бюджета муниципального образования
2. Анализ доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны
2.2. Оценка неналоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны
2.3. Анализ форм финансовой помощи, предоставляемых бюджету муниципального образования г. Набережные Челны
3. Совершенствование формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований
3.1. Формирование доходов местных бюджетов зарубежных стран и оценка ее применимости в российских условиях
3.2. Пути увеличения налоговых доходов бюджетов муниципальных образований
3.3. Пути повышения неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований
Выводы и предложения
Список используемой литературы
Приложение
В недостаточной мере используются возможности получения доходов в местный бюджет от налогов на совокупный доход, он имеет тенденцию к уменьшению. Если в 2008г. доход от данных налогов составлял 397 181 тыс. руб., то в 2009г. - всего 352 064 тыс. руб., что на 3,8% меньше. Местным органам самоуправления следует больше проводить разъяснительную работу среди предпринимателей, шире развивать возможности для малого бизнеса, которому этот налог выгоден. Это видимо и было сделано в 2010 г., когда налоги на совокупный доход составили 386 858 тыс. руб.
К доходам от прочих налогов и сборов относятся доходы от взимания Госпошлины и исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, госпошлина за совершение нотариальных действий, за государственную регистрацию актов гражданского состояния и т.п., а также доходы от местных налогов и сборов. В 2008г. они составляли 17 108 тыс. руб. В 2009г. - 23 822 тыс. руб., что в 2,5 раз больше, чем в 2008г. Уменьшение и увеличение прочих налоговых доходов происходило за счет уменьшения или увеличения доходов от местных налогов и сборов.
Эти данные также позволяют сделать вывод о том, что в 2008-2010 гг. происходит определенная стабилизация, как всех доходов, так и налоговых поступлений в бюджет города.
Динамика
доходов, в том числе налоговых доходов,
в бюджете города в 2008-2010 гг. представлена
на рис. 2.1.2.
Рис. 2.1.2
Динамика налоговых доходов в бюджете
города 2008-2010 гг., %
Анализ данных рис. 2.1.2 также показывает, наиболее существенную долю в формировании налоговых доходов бюджета города в 2008-2010 гг. играет налог на прибыль. Поступления налога в 2008 г. составили 32,6 % руб., в 2009 г. – 33,4 % общей суммы доходов 2011 г. – 33,5 млрд. руб. Из этих данных можно сделать вывод о том, что в 2009-2011 гг. поступление налога на прибыль осталось на одном уровне.
Таким
образом, проведенный анализ налоговых
доходов бюджета города Набережные
Челны позволяет сделать вывод о том, что
налоговые доходы составляют основную
долю доходов городского бюджета. И эта
доля постоянно повышается. Основные доходные
налоги это налог на прибыль и налог на
доходы физических лиц.
2.2. Оценка неналоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны
Помимо налоговых доходов в структуре местного бюджета определенное место занимают и неналоговые платежи.
Неналоговые
доходы бюджетов субъектов Российской
Федерации формируется в
Рассмотрим анализ поступления неналоговых доходов, их структура представлена в таблице 2.2.5.
Таблица 2.2.5.
Структура неналоговых доходов местного бюджета г. Набережные Челны за 2008-2010 гг., тыс. руб.
Показатели | 2008г. | 2009г. | 2010г. | Отклонения (+/-) | |
2010/2008 | |||||
тыс.руб. | % | ||||
Доходы
от имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности или от деятельности Государственных и муниципальных организаций |
385 084 | 362 499 | 369 334 | - 15 750 |
- 16,2 |
Доходы
от продажи земли и
нематериальных активов |
74 749 | 49 307 | 47 259 | - 27 490 | - 56,1 |
Административные
платежи
и сборы |
3 572 | 2 880 | - | - | - |
Штрафные
санкции, возмещение
Ущерба |
48 044 | 32 886 | 33 368 | - 14 676 | - 36,5 |
Прочие неналоговые доходы | 86 791 | 119 199 | 924 | - 85 867 | - 83,3 |
Всего неналоговых доходов | 598 240 | 533 885 | 450 885 | - 147 355 | - 66,4 |
Результаты
табл. 2.2.5 показывают сильное снижение
данной группы дохода. В 2008г. доходы от
имущества, находящегося в Государственной
и муниципальной собственности или от
деятельности государственных и муниципальных
организаций составляли 385 084 тыс. руб.,
а в 2009г. - 362 499 тыс. руб. В свою очередь, в
2010 г. данный вид доходов снизился до 369 334
тыс. руб., что ниже того же показателя
2008 г. на 16,2%.
2.3. Анализ форм финансовой помощи, предоставляемых бюджету муниципального образования г. Набережные Челны
Как уже отмечалось выше, наибольший удельный вес в структуре общих доходов местного бюджета г. Набережные Челны составляют безвозмездные перечисления. К ним, главным образом, относятся дотации, субвенции, субсидии от бюджетов других уровней; так, например, субвенции на реализацию Закона РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей и т.п.
Структура безвозмездных платежей представлена в таблице 2.2.6.
Таблица 2.2.6.
Структура безвозмездных перечислений местного бюджета г. Набережные Челны за 2008-2010 гг., тыс. руб.
Показатели | 2008г. | 2009г. | 2010г. | Отклон. (+/-) | |
2010/2008 | |||||
тыс. руб. | % | ||||
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 74 436 | 24 857 | 3 032 | - 71 404 | -86,3 |
Субсидии
бюджетам субъектов
Российской
Федерации и муниципальных |
1 699 303 | 1 790 947 | 1 320 839 | -378 464 | -18,9 |
Субвенции
бюджетам
субъектов
Российской Федерации и |
893 610 | 926 571 | 930 343 | +36 733 | + 12,1 |
Иные межбюджетные трансферты | 71 534 | 207 285 | 231 905 | +160 371 | +98,1 |
Всего безвозмездных перечислений | 2 738 885 | 2 949 662 | 2 486 120 | - 252 765 | -22,0 |
Как показывают результаты таблицы 2.2.6 финансовое здоровье г.Набережные Челны во многом зависит от дотаций из бюджетов других уровней: в 2008г. 74 436 тыс. руб., в 2009 г. они составили 24 857 тыс. руб., а в 2010 г. снизились на 86,3% по сравнению с 2008 г. и составили всего 3 032 тыс. руб.
Таким образом, можно подвести итог, что доходы, фактически полученные при исполнении бюджета города Набережные Челны сверх утвержденного общего объема доходов, направляются в установленном порядке в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Субсидии и субвенции, фактически полученные при исполнении бюджета города Набережные Челны сверх утвержденных, направляются на увеличение расходов соответственно целям предоставления субсидий и субвенций с внесением изменений в сводную бюджетную роспись.
Также
разрешается Исполнительному
Установлено, что в 2011 году доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, включаются в состав доходов бюджета и направляются на исполнение бюджетных обязательств.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Муниципальное образование г.Набережные Челны является вторым по величине и вторым по экономической значимости в Республике Татарстан. Муниципальное образование г.Набережные Челны - крупнейший в России центр машиностроительной промышленности. На него приходится 23% производимой в Татарстане промышленной продукции и около 30% экспорта. По результатам проведенного обследования город Набережные Челны занимает 17 место среди 164 обследованных городов;
-
основную долю доходов муниципального
бюджета г. Набережные Челны в 2008–2010 годах
составляют земельный налог и налог на
доходы физических лиц. Также в составе
доходов муниципального бюджета г. Набережные
Челны имеются: доходы от сдачи в аренду
имущества, находящегося в государственной
и муниципальной собственности, налог
на имущество физических лиц, доходы от
реализации имущества, находящегося в
государственной и муниципальной собственности,
единый сельскохозяйственный налог.