Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:05, курсовая работа
Местный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный местный бюджет. Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно я
Введение
1. Теоретические основы, сущность и понятие доходов бюджета муниципального образования
1.1. Понятие и социально-экономическая сущность доходов местного бюджета
1.2. Содержание и структура доходов бюджета муниципального образования
1.3. Нормативно-правовые аспекты, регулирующие формирование доходов бюджета муниципального образования
2. Анализ доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны
2.2. Оценка неналоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны
2.3. Анализ форм финансовой помощи, предоставляемых бюджету муниципального образования г. Набережные Челны
3. Совершенствование формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований
3.1. Формирование доходов местных бюджетов зарубежных стран и оценка ее применимости в российских условиях
3.2. Пути увеличения налоговых доходов бюджетов муниципальных образований
3.3. Пути повышения неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований
Выводы и предложения
Список используемой литературы
Приложение
На переходный период Закон № 129-ФЗ значительно расширил права субъектов Федерации по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований. В зависимости от установленного в субъекте Федерации порядка решения вопросов местного значения определяется бюджетный статус поселений [13,С.53].
В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ вопросы местного значения в переходный период решаются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. В связи с этим форму и порядок включения доходов и расходов поселений в бюджеты муниципальных районов субъекты Федерации определяют самостоятельно. Закон разрешил субъектам Федерации в переходный период заменять дотации из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований на дифференцированные нормативы отчислений от региональных и федеральных налогов. Закон также разрешил заменять дифференцированными нормативами всю дотацию из регионального фонда поддержки поселений. А в основном тексте Бюджетного кодекса дифференцированными нормативами налоги на доходы физических лиц можно заменять только подушевую часть дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений.
Недавно Министерством финансов были разработаны методические рекомендации по применению отдельных положений федерального Закона “О финансовых основах местного самоуправления в РФ” и работе по формированию местных бюджетов и межбюджетных отношений внутри субъекта РФ на 2011 год.
Не будучи нормативно-правовым актом, эти рекомендации все же являются чрезвычайно полезными для защиты бюджетных интересов органов местного самоуправления перед лицом субъекта РФ. Например, в ситуации, когда субъект пытается якобы на основании закона “О финансовых основах местного самоуправления в РФ” лишить муниципальные образования отчислений по регулирующим налогам, следует апеллировать к пункту 5 рекомендаций, согласно которому “Установление постоянных долей (квот) федеральных регулирующих доходов, закрепляемых за муниципальным образованием, не снимает с органов государственной власти субъекта РФ обязанности по осуществлению регулирования местных бюджетов”. Большую ценность представляют собой также приложения к рекомендациям, содержащие различные варианты закрепления долей федеральных налогов на постоянной основе. Эти варианты могут быть использованы муниципальными финансистами при отстаивании интересующей их схемы закрепления финансовых ресурсов.
Местный бюджет регулируется также законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, например, Закон Республики Татарстан № 45-ЗРТ от 28.07.2004 г. «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществляет правовое регулирование организации местного самоуправления в Республике Татарстан.
Одним из важных правовых актов, регулирующих межбюджетные отношения на муниципальном уровне, является Положение о бюджетном процессе муниципального образования. На 1 января 2006 года такие нормативные акты были приняты в 77 процентах муниципальных образований [13,C.52]. В г. Набережные Челны Республики Татарстан решение об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Набережные Челны» было принято 22 декабря 2005 года и вступило в силу с 1 января 2006 года.
Во многих муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации принимаются нормативно-правовые акты об утверждении бюджетов муниципальных образований на очередной финансовый год. Так бюджеты на начало 2006 года были утверждены в 76 процентах муниципальных районов и 74 процентах городских округов [13,C.53].
Таким образом, местные бюджеты в Российской Федерации регулируются на всех уровнях власти. Главным образом реформа местного самоуправления реализуется на основе Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В бюджетной системе страны местные бюджеты самые многочисленные и, являясь низовым звеном этой системы, они представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы.
Итак, местные бюджеты имеют важное значение в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Местные бюджеты, как и другие экономические категории, используются государственными органами власти для решения социально-экономических задач.
Таким образом, изучив теоретические основы бюджета муниципального образования можно сделать вывод, что местные (или муниципальные) финансы - это совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Доходы местных бюджетов также как и доходы других уровней бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Правовой основой функционирования местных бюджетов в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также законы субъектов Российской Федерации и нормативно-правовые акты местных органов власти.
2. Анализ
доходной базы бюджета
муниципального образования
г. Набережные Челны
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны
В муниципальном образовании г.Набережные Челны с 2008 года наблюдается динамичное развитие практически всех секторов и отраслей экономики. Валовой региональный продукт (ВРП) города ежегодно увеличивался в среднем на 6,6%, объем промышленного производства - на 4%, продукции сельского хозяйства - на 1,6%, инвестиции в основной капитал - на 6,4%, объем услуг транспорта - на 4,1%, связи - на 27,2%, оборот розничной торговли - на 9,4%.
Устойчиво растут реальные располагаемые денежные доходы населения области. За первое полугодие 2010 года они сложились в сумме 7890 рублей на одного жителя в месяц, что на 27,3% выше уровня аналогичного периода 2008 года.
Улучшаются финансовые результаты деятельности организаций области: на 30% увеличилась прибыль крупных предприятий города, так, например ОАО «КамАЗ» в период с 2008-2010 года значительно улучшил свое состояние, повысился процент производства продукции, снизился уровень сокращения рабочих мест и повысилась производительность труда. Интенсивно развиваются отрасли производственной инфраструктуры. Присутствует тенденция к снижению инфляции. В частности, уровень инфляции в промышленности составил 5,3%, что значительно ниже аналогичного периода предыдущего года (12,6%), и до конца года может оказать положительное влияние на динамику потребительских цен.
В 2010 году населению предоставлено потребительских кредитов на сумму 19,4 млн.рублей - рост по сравнению с соответствующим периодом 2008 года в 1,5 раза. По индексу развития человеческого потенциала город занимает 17 место в России.
В городе за период 2008-2010 гг. реализовано порядка 100 крупных инвестиционных проектов; объем инновационной продукции возрос, по сравнению с 2007 годом, в 3 раза.
Город по-прежнему занимает первое место в России по производству грузовых автомобилей, подшипников, синтетического аммиака и линолеума.
В 2008-2010 гг. наблюдалась положительная динамика производства в электроэнергетике, нефтепереработке, цветной металлургии, промышленности строительных материалов, пищевой и легкой промышленности. Эти отрасли, а также химия и нефтехимия, машиностроение в целом завершили текущий год ростом производства.
В 2010 году в городе наблюдалось динамичное развитие некоторых направлений мясного производства. Производство (реализация) мяса птицы на птицефабрике ОАО «Челны-Бройлер» области в увеличилось на 15,1%. Началось формирование нового направления животноводства - специализированного производства говядины.
В растениеводстве была сделана ставка на возделывание таких высокодоходных культур, как подсолнечник и картофель. Посевные площади увеличились на 17% и 16,1% соответственно. При благоприятных погодных условиях в период уборочной кампании валовой сбор этих продуктов, как и ожидался, был выше уровня 2009 года.
Произошли позитивные изменения в структуре источников финансирования инвестиций. Организациями стали активнее использоваться привлеченные средства, на долю которых в 2010 года пришлось 37,5% от общего объема инвестиций, что существенно выше показателя 2008 года - 26,4%.
За январь-июнь текущего года при строительстве и реконструкции объектов, финансируемых за счет средств областного бюджета, освоено 149,5 млн.рублей. Основные приоритеты областной инвестиционной программы остались прежними: завершение строительства медицинского центра БСМП, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, строительство объектов образования и спорта.
В
плане естественного
Сократился разрыв между числом умерших и родившихся до 1,7 раза (за 2010 год). Численность умерших от несчастных случаев, отравлений и травм уменьшилась на 5,1%.
В 2010 году ситуация в сфере занятости остается стабильной. Положительными тенденциями стали: создание 4,7 тысяч рабочих мест в результате увеличения объемов инвестиций; организация новых крупных производств на территории области, развитие предпринимательской активности граждан, повышение трудовой мобильности населения, адаптация к экономическим переменам, сокращение размеров безработицы.
В
отрасли здравоохранения
В сфере образования реализуется 7 программ. В целях обеспечения доступности качественного образования ведется оснащение 13 общеобразовательных центров и 12 ресурсных центров профессионального образования учебно-лабораторным и компьютерным оборудованием. В целях реализации прав на образования и установление дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В
основе распределения
Доходы бюджета города формируются за счет:
- доходов от уплаты налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений;
-
доходов от использования
- местных налогов и сборов, введенных органами местного самоуправления;
- части прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством;
-
процентов, полученных от
- процентов, полученных от административных платежей и сборов;
-
доходов бюджетных организаций,
- прочих налогов и сборов и других обязательных платежей, подлежащих зачислению в бюджет города в соответствии с действующим законодательством;
-
доходов в виде финансовой
помощи, полученной из бюджетов
других уровней бюджетной
- безвозмездных перечислений.
Далее проведем анализ доходов бюджета города Набережные Челны по основным Группам за последние три года. Представим эти данные в таблице 2.1.1.
Таблица 2.1.1.
Общая
структура доходов бюджета