Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:05, курсовая работа
Местный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный местный бюджет. Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно я
Введение
1. Теоретические основы, сущность и понятие доходов бюджета муниципального образования
1.1. Понятие и социально-экономическая сущность доходов местного бюджета
1.2. Содержание и структура доходов бюджета муниципального образования
1.3. Нормативно-правовые аспекты, регулирующие формирование доходов бюджета муниципального образования
2. Анализ доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны
2.2. Оценка неналоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны
2.3. Анализ форм финансовой помощи, предоставляемых бюджету муниципального образования г. Набережные Челны
3. Совершенствование формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований
3.1. Формирование доходов местных бюджетов зарубежных стран и оценка ее применимости в российских условиях
3.2. Пути увеличения налоговых доходов бюджетов муниципальных образований
3.3. Пути повышения неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований
Выводы и предложения
Список используемой литературы
Приложение
Показатели | 2008г | 2009г | 2010г | Отклонения
(+/-)
2010/2008 | |
тыс. руб. | % | ||||
Налоговые доходы | 2 475 291 |
2 182 617 |
2 998 849 |
+523 558 | 67,7 |
Неналоговые доходы | 598 240 | 533 885 | 450 885 | - 147 355 | 32,3 |
Безвозмездные
перечисления
(регулируемые доходы) |
2 486 120 | 2 949 662 | 2 486 120 | - |
- |
Всего доходов | 5 559 651 | 5 666 164 | 5 935 854 | +376 203 | 53,3 |
Как видно из результатов табл. 2.1.1 общие доходы города Набережные Челны с (каждым годом растут, если в 2008 г. они составляли 5 559 651 тыс. руб., то в 2009г. - 5 666 164 тыс.руб., что на 12,6% больше, а в 2010г. уже 5 935 854 тыс.руб., что уже больше на 53, 3% по сравнению с 2008г.
Результаты табл. 2.2.1 показывают, что наибольшими темпами увеличение дохода города происходит за счет увеличения налоговых доходов, они увеличились соответственно в 2009г. на 28,5% и 61,0 % и в 2010г. на 67,7% по сравнению с 2008г.
В
тоже время в абсолютных величинах
наибольшие доходы город получает от
налоговых доходов и
Для наглядности представим структуру доходов города Набережные Челны в виде диаграммы (рис. 2.2.1).
Рис. 2.2.1. Структура доходов города Набережные Челны за 2008-2010 гг., в тыс. руб.
Как видно из рис. 2.2.1. прослеживается динамика увеличения доходов города в абсолютных величинах в большей степени от налоговых доходов, с 2 475 291 тыс. руб. в 2008г. до 2 998 849 тыс. руб. в 2010г.
В таблице 2.2.2 представлена информация о доле отдельных видов доходов в общей структуре доходов города Набережные Челны в 2008-2010 гг.
Таблица 2.2.2.
Доля отдельных видов доходов в общей структуре доходов г. Набережные Челны за 2008-2009 гг., тыс. руб.
Показатели | 2008 | 2009 | 2010 | Отклонения 2010/2008 | |||
тыс. руб. | доля в% | тыс. руб. | доля в% | тыс. руб. | доля в% | (%) | |
Налоговые доходы | 2 475 291 |
48,9 | 2 182 617 |
43,7 | 2 998 849 |
40,7 | -8,2 |
Неналоговые доходы | 598 240 | 7,8 | 533 885 | 9 | 450 885 | 8,5 | 0,7 |
Безвозмездные перечисления | 2 486 120 | 42,6 | 2 949 662 | 46,4 | 2 486 120 | 47,8 | 5,2 |
Всего доходов | 5 559 651 | 100 | 5 666 164 | 100 | 5 935 854 | 100 | - |
Как показывают результаты табл. 2.2.2 если в 2008г. доля налоговых платежей была наибольшей - 43,2 % соответственно, то в 2009г. уже большую долю в общей структуре доходов города составляли безвозмездные поступления - 46,4 % (у налоговых доходов -43,7) и в 2010г. – 47,8%. Наблюдается и рост неналоговых доходов на 7,8% в 2008г. и на 9,0% в 2009г., но затем произошел спад в 2010г. неналоговые доходы занимали удельный вес уже 8,5%, что на 0,5% меньше предыдущего года. Однако по отношению к 2008 г. рост составил 2,3%. Темпы роста налоговых доходов наоборот значительно снизились: налоговых доходов на 43,7% в 2009г. и на 40,7% в 2010г., что на 8,2% меньше по отношению к 2008г.
Далее проведем анализ ресурсов, из-за которых изменились доли доходов в местный бюджет в разных группах, проанализировав структуру каждой группы доходов, то есть их подгруппы.
В табл. 2.2.3 и 2.2.4 представлены данные о структуре налоговых доходов в местном бюджете г. Набережные Челны в 2008-2010 гг.
Таблица 2.2.3.
Структура налоговых доходов местного бюджета г. Набережные Челны в 2008-2010 гг., тыс. руб.
Показатели | 2008г. | 2009г. | 2010г. | Отклонения
(+/-)
2010/2008 | |
тыс.руб. | % | ||||
Налоги на прибыль | 1 457 791 | 1 145 663 | 1 831 605 | +373814 | +36,4 |
Налоги
на совокупный
доход |
397 181 | 352 064 | 386 858 | - 10 323 | +9,1 |
Налоги на имущество | 564 392 | 626 925 | 619 060 | +54 668 | +2,0 |
Платежи
за пользование
природными ресурсами |
38 819 | 34 142 | 32 170 | - 6 649 | +60,8 |
Прочие
налоги,
(пошлины и сборы) |
17 108 | 23 822 | 129 155 | +112 047 | +70,5 |
Всего налоговых доходов | 2 475 291 | 2 182 616 | 2 998 848 | +523 557 | +27,7 |
Таблица 2.2.4.
Доля отдельных видов доходов в структуре налоговых доходов г. Набережные Челны в 2008-2010 гг., тыс.руб.
Показатели | 2008г. | 2009г | 2010г. | Откл. 2010/2008 | |||
тыс. руб. | доля в% | тыс. руб. | доля в% | Тыс. руб. | доля в% | (%) | |
Налоги на прибыль | 1 457 791 | 60,5 | 1 145 663 | 52,9 | 1 831 605 | 64,6 | +4,1 |
Налоги
на совокупный
доход |
397 181 | 11,8 | 352 064 | 5,2 | 386 858 | 10,0 | -1,8 |
Налоги на имущество | 564 392 | 12,5 | 626 925 | 14,6 | 619 060 | 10,0 | -2,5 |
Платежи за пользование природными ресурсами | 38 819 | 7,7 | 34 142 | 11,9 | 32 170 | 9,7 | +2,0 |
Прочие
налоги, пошлины
и сборы |
17 108 | 1,9 | 23 822 | 12,2 | 129 155 | 2,6 | +0,7 |
Всего
налоговых
доходов |
2 475 291 | 100 | 2 182 616 | 100 | 2 998 848 | 100 | - |
Как показывают результаты таблиц 2.2.3 и 2.2.4 наибольшим удельным весом в структуре налоговых платежей составляют налоги на прибыль: 60,5% - в 2008г., 52,9% - в 2009г. и 64,6% - в 2010г.
В 2008г. - 1 457 791 тыс. руб., а в 2009г. доходы от налога на прибыль уменьшились на 0,3% и составили 1 145 663 тыс. руб.; в 2010г. доходы о налога составили 1 831 605 тыс. руб., что на 685 942 тыс. руб. доля налога в общей структуре дохода выросла на 4,1%. Уменьшение доходов от налога на прибыль в 2009г. объясняется уменьшением налоговой ставки на прибыль.
Налоги на прибыль складываются из налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на игорный бизнес. Наибольшие доходы в г. Набережные Челны - от налога на доходы физических лиц. Поэтому следует предположить, что чем больше будут доходы у жителей г. Набережные Челны, тем больше будет доходы в местный бюджет. Но это проблема, конечно, не только местных органов самоуправления и местных работодателей, но и экономической и социальной политики федеральных органов власти.
К сожалению, отметим, что управление формированием доходной части местных бюджетов доходами от налоговых платежей в очень малой степени зависит от органов местного самоуправления, так как налоговые ставки устанавливают федеральные органы в законодательном порядке и изменить ее местным органам невозможно.
На втором месте по удельному весу в структуре доходов от налоговых платежей занимают налоги на имущество: на имущество физических лиц и имущество предприятий. Как показывают результаты табл. 2.2.3 и 2.2.4, доходы от налогов на имущество в г. Набережные Челны и их доля в общей структуре налоговых доходов имеют тенденцию к увеличению: если в 2008г. они составили 564 392 тыс. руб. (12,5%), то в 2009г. платежи от налогов на имущество увеличились - они составили 626 925 тыс. руб., на 17,1% больше, чем в 2008г. Однако в 2010 г. доходы от налогов на имущество сократились и составили 619 060 тыс. руб., что на 14,8% меньше по сравнению с предыдущим годом. Доля в общем числе налоговых доходов составила 10,0%. Прослеживается снижение платежей за пользование природными ресурсами. Если в 2008г. они составляли 38 819 тыс. руб., то в 2009 г. они составили 34 142 тыс. руб. В 2010 г. их удельный вес составил 10,0% или 32 170 тыс.руб. При этом темп прироста доли платежей за пользование природными ресурсами в общей структуре налоговых платежей значительно выше. Сюда входят платежи за пользование недрами: платежи и налог на добычу полезных ископаемых; палата за пользование водными объектами и земельный налог. Конечно, падение доходов по этим платежам не в последнюю очередь, связано с увеличением ставки земельного налога.