Доходы и расходы федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности темы.
Целью представленной работы выступает комплексный анализ бюджетной системы Российской Федерации, проведенный по следующим направлениям:
- анализ бюджетного устройства в Российской Федерации;
- исследование принципов построения бюджетной системы;
- рассмотрение образования бюджетного дефицита и государственного долга.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;

Содержание

Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы
Глава 2. Доходы государственного бюджета
Глава 3. Расходы государственного бюджета
Глава 4. Бюджетный дефицит
Глава 5. Федеральный бюджет 2008 - 2010
5.1 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
5.2 Оценка исполнения федерального бюджета РФ в 2008 году
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Доходы и расходы федерального бюджета.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     Если  в прошлом бюджетный дефицит  возникал достаточно редко и был  обычно связан с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня  он стал типичен для большинства  стран рыночной экономики.

     Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к «проеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.

     Однако  бюджетный дефицит не может служить  показателем, характеризующим состояние  экономики страны, и бездефицитный  бюджет ещё не означает экономического благополучия. Сегодня многие экономисты исходят из того что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный дефицит, а небольшой недостаток не опасен и может существовать довольно длительное время (другие в свою очередь категорически против его существования). Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП. Проблемой становится продолжительный значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.

     В зависимости от проводимой финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.

     Активный  дефицит обусловлен политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.

     Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.

     Бюджетный дефицит оказывает в свою очередь  влияние на кредитно-денежное хозяйство  и функционирование экономики в  целом. В условиях существования  бюджетного дефицита правительство вынужденно искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются денежная эмиссия и государственные заимствования (займы в центральном банке, займов в частном секторе и внешние заимствования).

     Эмиссия денег является самым простым  методом покрытия бюджетного дефицита. Большинство стран со времен перехода от золотого к бумажно- денежному обращению неоднократно использовали дополнительную эмиссию для этих целей. Правительства особенно часто применяют это средство в критических ситуациях – во время войны или длительного кризиса. Избыточная эмиссия широко применяется и в настоящее время во многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. Такая эмиссия приводит к весьма отрицательным последствиям для экономики. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения и предприятий, стремительно снижается курс национальной валюты, в итоге всё это приводит к воспроизводству бюджетного дефицита.

     Для сохранения экономической и социальной стабильности правительства стараются всячески избегать неоправданной эмиссии денег. С этой целью в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость эмиссионного банка от законодательной и исполнительной власти. Он не обязан финансировать правительство, таким образом ставится преграда неконтролируемой инфляции, которая могла бы начаться если бы деньги печатались по желанию правительства.

     Наиболее  надежным источником финансирования дефицита бюджета являются государственные займы, которые подразделяются на краткосрочные (до 1 года или 3 лет), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5лет). Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков.

     Государственные займы более безопасны по сравнению  с эмиссией, но и они оказывают  негативное влияние на экономику. Во-первых, в некоторых случаях правительство  прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг, что искажает действие рыночных механизмов и мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. Во-вторых, даже при свободном размещении, когда правительство создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами государственных ценных бумаг, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. При этом происходит сокращение предложения кредитных ресурсов, так как государственные ценные бумаги отвлекают часть свободных денежных средств. Вместе с этим повышение спроса со стороны государства на денежные средства ведет к росту процентных ставок, а следствием этого является сокращение инвестиций в реальный сектор экономики. В результате возникает «эффект вытеснения» частных инвестиций.

     Однако, как подтверждают эмпирические данные, этот эффект имеет наиболее явное  и отрицательное проявление при  ограниченных ресурсах и высоком  уровне занятости, тогда как при  избыточных ресурсах и соответствующей  денежной политике вместо «эффекта вытеснения» может появиться стимул для активизации инвестиционной деятельности.

     Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических проблем  путем государственных заимствований  порождает государственный долг. Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

     Внутренний  государственный долг возникает  в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов. Они оформляются путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги подразделяются на: краткосрочные казначейские обязательства (со сроком по- гашения до 1 года), среднесрочные – ноты (до 5 лет) и долгосрочные облигации (свыше 5 лет). Основными держателями государственных ценных бумаг являются правительственные учреждения и фонды, центральный и коммерческие банки, другие финансовые институты, население. На долю государственных ценных бумаг приходится до 90% всей суммы государственного долга развитых стран.

     Внешний долг возникает при мобилизации  государством финансовых ресурсов, находящихся  за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных  стран, а также международные финансовые организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.).

     Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни.

     Возникновение и рост государственного долга обусловливают необходимость управления им. Управление государственным долгом – это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

     Конверсия и консолидация государственного долга  являются важнейшими приемами, используемыми  в процессе управления государственным  долгом Конверсия государственных  займов предполагает изменение их первоначальных условий, например срока, процента и  др. Как правило, правительства стремятся максимально отодвинуть во времени выплату задолженности, поэтому чаще всего конверсия сводится к превращению краткосрочных займов в средне- и долгосрочные обязательства.

     Консолидация  государственного долга производится путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем унификации ранее выпущенных кратко- и среднесрочных займов в один долгосрочный заем. Так формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов. Это приводит к тому, что отодвигаются сроки выплат по долгу. Погашение старой государственной задолженности с помощью выпуска новых займов называется рефинансированием.

 

      Глава 5. Федеральный  бюджет 2008 - 2010 

     5.1 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" 

     Федеральный бюджет впервые сформирован на три  года. В нем произведено разделение доходов на нефтегазовые и ненефтегазовые, выделены в общем объеме расходов федерального бюджета на 2009 и 2010 годы условно утвержденные расходы, утвержден общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств и объем нефтегазового трансферта, на базе Стабилизационного фонда РФ сформирован Резервный фонд и Фонд будущих поколений.

     В среднесрочном периоде прогнозируется снижение нефтегазовых доходов на 1,5% и увеличение ненефтегазовых доходов  на 34,7%. Наибольший удельный вес в  доходах федерального бюджета без  учета нефтегазовых доходов продолжают занимать налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и акцизы. Уровень инфляции в 2008 году не должен превысить 7%, в 2009 году - 6,5%, в 2010 году - 6%.

     Введение  механизма Резервного фонда и  Фонда будущих поколений направлено на сглаживание эффекта колебаний внешней конъюнктуры. Резервный фонд предназначен для обеспечения выполнения бюджетных обязательств в течение трех лет при снижении цены на нефть с 45 до 30 долл. США за баррель.

     Значительная  часть государственных непроцентных расходов будет направлена на повышение уровня жизни работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсионеров. Продолжится реализация приоритетных национальных проектов. По сравнению с 2007 годом значительно увеличены расходы по разделу "Национальная экономика". В целях достижения устойчивого роста экономики будет обеспечена реализация проектов с применением новых механизмов государственно-частного партнерства с использованием средств Инвестиционного фонда РФ. Приоритетным направлением бюджетных расходов остается развитие транспортной инфраструктуры. Предусмотрено финансирование мер по поддержке авиастроения и судостроения. 

     5.2 Оценка исполнения  федерального бюджета  РФ в 2008 году 

     По  предварительной оценке федеральный бюджет за январь - декабрь 2008 года исполнен:

     по  доходам - в сумме 8 663,92 миллиарда  рублей, или 96,6 процентов к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом  “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов” (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 122-ФЗ) (далее – уточненный прогноз доходов);

     по  кассовому исполнению расходов – 6 179,30 миллиарда рублей, или 79,9 процента к уточненной росписи;

     профицит  – 2 484,62 миллиарда рублей;

     первичный профицит составил 2 629,28 миллиарда рублей.

     Доходы  федерального бюджета 

     Доходы  федерального бюджета за январь –  декабрь 2008 года в разрезе федеральных  органов исполнительной власти - администраторов  доходов федерального бюджета, на которые  приходятся максимальные объемы администрируемых доходов:

     Федеральной налоговой службой – в сумме 3 867,23 миллиарда рублей, что составило 96,4 процента к прогнозным показателям  доходов федерального бюджета на 2008 год;

     Федеральной таможенной службой – в сумме 4 347,24 миллиарда рублей, что составляет 94,3 процента к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год;

     Федеральным агентством по управлению государственным  имуществом - в сумме 51,43 миллиарда  рублей, или 87,1 процента к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год;

     Другими федеральными органами – в сумме 398,02 миллиарда рублей, или 141,1 процента к прогнозным показателям доходов  федерального бюджета на 2008 год.

     Cтабилизационный  фонд Российской Федерации, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

     По  состоянию на 1 января 2008 года совокупный объем средств Стабилизационного  фонда Российской Федерации (далее - Стабилизационный фонд) составил 3 849,11 миллиарда рублей.

     Во  исполнение положений части 15 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации” и в соответствии с приказом Минфина России от 29 января 2008 года № 37 “О перечислении средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в Резервный фонд и в Фонд национального благосостояния и расторжении договоров банковского счета по учету средств Стабилизационного фонда Российской Федерации” Федеральным казначейством 30 января 2008 года осуществлено перечисление денежных средств в долларах США, евро и фунтах стерлингов на отдельные счета по учету средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в долларах США, евро и фунтах стерлингов, соответственно.

Информация о работе Доходы и расходы федерального бюджета