Доходы и расходы федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности темы.
Целью представленной работы выступает комплексный анализ бюджетной системы Российской Федерации, проведенный по следующим направлениям:
- анализ бюджетного устройства в Российской Федерации;
- исследование принципов построения бюджетной системы;
- рассмотрение образования бюджетного дефицита и государственного долга.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;

Содержание

Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы
Глава 2. Доходы государственного бюджета
Глава 3. Расходы государственного бюджета
Глава 4. Бюджетный дефицит
Глава 5. Федеральный бюджет 2008 - 2010
5.1 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
5.2 Оценка исполнения федерального бюджета РФ в 2008 году
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Доходы и расходы федерального бюджета.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     б) Расходы на социально-культурные нужды;

     в) Военные расходы;

     г) Расходы на управление.

     Структура бюджетных расходов по данным группам  в течение многих лет была в  нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

     Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление  экономики на отрасли и виды деятельности.

     В производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др. В непроизводственной по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

     Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении  бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство  может добиваться нужных сдвигов  в отраслевой структуре общественного производства.

     Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой  для осуществления финансового  контроля за использованием бюджетных  средств. В федеральном бюджете  сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др. По учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.

     Одновременно  с экономической классификацией расходов бюджета используются и  другие группировки, в том числе  и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов.

     Предоставление  бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

     - ассигнования на содержание бюджетных  учреждений;

     - средства на оплату товаров,  работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами  по государственным или муниципальным контрактам;

     - трансферты населению, т.е. бюджетные  средства для финансирования  обязательных выплат населению:  пенсий, стипендий, компенсаций,  других социальных выплат, установленных  законодательством Российской Федерации,  законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;

     - ассигнования на осуществление  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

     - ассигнования на компенсацию  дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

     - бюджетные кредиты юридическим  лицам (в том числе налоговые  кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и платежей и других обязательств);

     - субвенции и субсидии физическим  и юридическим лицам;

     - инвестиции в уставные капитал  действующих или вновь создаваемых  юридических лиц;

     - бюджетные ссуды, дотации, субвенции  и субсидии бюджетам других  уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

     - кредиты иностранным государствам;

     - средства на обслуживание и  погашение долговых обязательств, в том числе государственных  или муниципальных гарантий.

     Расходы федерального бюджета утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

     В соответствии с действующим законодательством  в Российской Федерации исключительно  из федерального бюджета финансируются  следующие виды расходов:

     - обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ,

     - Счетной палаты РФ, Центральной  избирательной комиссии РФ, федеральных  органов исполнительной власти  и их территориальных органов,  другие расходы на общегосударственное  управление по перечню, определяемому  при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

     - функционирование федеральной судебной  системы;

     - осуществление международной деятельности  в общефедеральных интересах  (финансовое обеспечение реализации  межгосударственных соглашений  и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);

     - национальная оборона и обеспечение  безопасности государства, осуществление  конверсии оборонных отраслей  промышленности;

     - фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;

     - государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

     - государственная поддержка атомной  энергетики;

     - ликвидация последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

     - исследование и использование  космического пространства;

     - содержание учреждений, находящихся  в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти Российской Федерации;

     - формирование федеральной собственности;

     - обслуживание и погашение государственного  долга Российской Федерации;

     - компенсация государственным внебюджетным  фондам расходов на выплату  государственных пенсий и пособий,  других социальных выплат, подлежащих  финансированию в соответствии  с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

     - пополнение государственных запасов  драгоценных металлов и драгоценных  камней, государственного материального  резерва;

     - проведение выборов и референдумов  Российской Федерации;

     - федеральная инвестиционная программа;

     - обеспечение реализации решений  федеральных органов государственной  власти, приведших к увеличению  бюджетных расходов или уменьшению  бюджетных доходов бюджетов других  уровней;

     - обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

     - финансовая поддержка субъектов  Российской Федерации;

     - официальный статистический учет;

     - прочие расходы.

     Средства  федерального бюджета используются для финансирования мероприятий  регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

     - государственная поддержка отраслей  промышленности (за исключением  атомной энергетики), строительства  и строительной индустрии, сельского  хозяйства, автомобильного и речного  транспорта, связи и дорожного  хозяйства, метрополитенов;

     - обеспечение правоохранительной  деятельности;

     - обеспечение противопожарной безопасности;

     - научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;

     - обеспечение социальной защиты населения;

     - обеспечение охраны окружающей  природной среды, охраны и воспроизводства  природных ресурсов, обеспечение  гидрометеорологической деятельности;

     - обеспечение предупреждения и  ликвидации последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

     - развитие рыночной инфраструктуры;

     - обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

     - обеспечение деятельности избирательных  комиссий субъектов РФ в соответствии  с законодательством РФ;

     - обеспечение деятельности средств массовой информации;

     - финансовая помощь другим бюджетам;

     - прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов

     Российской  Федерации и муниципальных образований.

 

      Глава 4. Бюджетный  дефицит 

     Государственный бюджет, как и всякий баланс предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).

     В соответствии с бюджетным кодексом нефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 % прогнозируемого  в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

     Дефицит бюджета субъекта РФ, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением ограничений, установленных законодательством. Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 % утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

     Для субъекта РФ, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

     Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без  учета утвержденного объема безвозмездных  поступлений и (или) поступлений  налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

     Для муниципального образования дефицит  бюджета не должен превышать 5 % утвержденного  общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного  объема безвозмездных поступлений  и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

     Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное  для государства явление: его  финансирование на основе денежной эмиссии  гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств  росту государственного долга.

     Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как  различным может быть качество, природа  дефицита. Он может быть связан с  решением острых социальных проблем  или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Информация о работе Доходы и расходы федерального бюджета