Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:29, курсовая работа
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности темы.
Целью представленной работы выступает комплексный анализ бюджетной системы Российской Федерации, проведенный по следующим направлениям:
- анализ бюджетного устройства в Российской Федерации;
- исследование принципов построения бюджетной системы;
- рассмотрение образования бюджетного дефицита и государственного долга.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы
Глава 2. Доходы государственного бюджета
Глава 3. Расходы государственного бюджета
Глава 4. Бюджетный дефицит
Глава 5. Федеральный бюджет 2008 - 2010
5.1 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
5.2 Оценка исполнения федерального бюджета РФ в 2008 году
Заключение
Список используемой литературы
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в том числе за счет:
-
доходов от использования
- части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
-
сборов за выдачу лицензий
на осуществление видов
- прочих лицензионных сборов;
-
таможенных пошлин и
-
платы за использование лесов
в части минимального размера
арендной платы и минимального
размера платы по договору
купли-продажи лесных
- платы за пользование водными объектами;
-
платы за пользование водными
биологическими ресурсами по
межправительственным
-
платы за негативное
- консульских сборов;
- патентных пошлин;
- платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним;
- прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:
-
финансовой помощи из бюджетов
других уровней в форме
-
субвенций из Федерального
- субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
-
иных безвозмездных и
-
безвозмездных и безвозвратных
перечислений из бюджетов
-
безвозмездных и безвозвратных
перечислений от физических
На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ [1], в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Главным
источником формирования доходов бюджета
является национальный доход, а в
некоторых случаях и
Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:
1.
В зависимости от механизма
поступления доходов в бюджет,
они подразделяются на
2. По социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
3.
В зависимости от конкретных
объектов обложения –
4. По признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
5.
По конкретным видам прямых
и косвенных налогов (налог
на прибыль предприятий и
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
Глава 3. Расходы государственного
бюджета
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
В бюджетном кодексе трактовка иная: бюджетные расходы – денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Крохина
Ю.А.предполагает, что «Расходы государственного
бюджета – это публичные, не создающие
и не погашающие финансовых требований
непрерывные затраты
Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.
Через
бюджетные расходы
Организация государственных расходов основана на следующих принципах:
1.
Принцип целевого
Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.
2. Соблюдение режима экономии;
Одной из важнейших задач бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.
3.
Безвозвратность
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно- территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.
Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:
1.
По роли в общественном
2. Общественному назначению;
3. Отраслям производства;
4. Целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:
а) Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
б) Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
в) Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).
С
помощью этих расходов государство
получает инструменты регулирования
распределением денежных средств между
материальным производством и
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
а) Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;