Доходы федерального бюджета, обеспечение их роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Целью курсовой работы является проведение исследования сущности доходов федерального бюджета, рассмотрение их состава и классификации, а так же динамики доходов федерального бюджета в 2012-2014 годах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…..3
1 Доходы Федерального бюджета……………………………………………..5
1.1 Характеристика состава доходов Федерального бюджета…………..…..5
1.2 Классификация налоговой системы РФ……………………………………7
2 Неналоговые доходы………………………………………………………...10
2.1 Состав неналоговых доходов………………………………………….….10
2.2 Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной или государственной собственности…………………………………………..14
2.3 Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности…………………………………………..….….17
3 Динамика доходов Федерального бюджета в 2012 – 2014 годах…………..21
Заключение…………………………………………………………….…….…..35
Список использованной литературы……………………………….…….……36

Работа содержит 1 файл

dokhody_federalnogo_bjudzheta1_1 (1).docx

— 71.77 Кб (Скачать)

2. средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

3. средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

4. плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

5. доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

6. часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

7. другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Имущество, находящееся в  государственной и муниципальной  собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями  и учреждениями во владение, пользование  и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст.214, 215, 294, 296 ГК РФ). Причем доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Порядок учета доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконного характера.

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, определяются порядком и размером средств, получаемых в процессе приватизации государственного или муниципального имущества и зачисляемых в  соответствующие бюджеты (определяются законодательством о приватизации); порядком продажи и иного безвозмездного отчуждения государственного (муниципального) имущества (определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ и актами представительных органов муниципальных образований).

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, для бюджетных учреждений являются внебюджетными средствами. В условиях современного российского рынка, когда  налицо существование экономической  нестабильности, дефицит бюджета  и недостаточное бюджетное финансирование, для всех бюджетных организаций  значительно большую роль играют внебюджетные средства, которые становятся для них дополнительными по отношению  к выделяемым из бюджета средствам. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов  и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов  и расходов бюджетного учреждения и  отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных  услуг.

Штрафы, как правило, подлежат зачислению в доходы местных бюджетов по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении  штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций  и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход  государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством  и решениями судов.

Таким образом, в трактовке  Бюджетного кодекса РФ неналоговые  доходы представлены доходами от собственности  и внебюджетными источниками  государственных и муниципальных  предприятий. В таком случае законодательно фактически ни к какой конкретной группе доходов бюджета не отнесены два крупнейших доходных источника: доходы от внешнеэкономической деятельности и платежи при пользовании  природными ресурсами. Вместе с тем  согласно бюджетной классификации  доходов бюджетов в состав доходов  включены кроме налоговых и перечисленных  неналоговых доходов доходы от внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) и платежи при пользовании природными ресурсами. До 2005 г. большая часть доходов от ВЭД - таможенные пошлины - входили в состав налоговых платежей. В связи с изменением ряда законодательных норм на сегодняшний день не существует указания, к какой именно группе доходов они отнесены. Объективно их нельзя причислить ни к налоговым платежам, ни к безвозмездным перечислениям, т.е. это также неналоговые доходы бюджета. С учетом наличия в составе неналоговых доходов бюджетов статьи "иные неналоговые доходы" (ст.41 БК РФ), можно заключить, что именно таковыми и выступают названные виды доходов. Однако, на мой взгляд, относить такой объемный по поступлениям в бюджет источник доходов "иным" не представляется правильным. Тем более что в федеральном бюджете они составляют значительный удельный вес: доходы от ВЭД - 32,9%, платежи при пользовании природными ресурсами - 0,58 % совокупных доходов федерального бюджета РФ 2006 г. В этой связи нами предлагается ст.41 Бюджетного кодекса РФ добавить пунктами: "доходы от внешнеэкономической деятельности, в том числе таможенные пошлины и сборы" и "платежи при пользовании природными ресурсами".

Что касается управления неналоговыми доходами в "классическом" понимании, т.е. доходами от собственности, то можно сделать вывод, что данный метод формирования бюджета задействован крайне слабо. В промышленно развитых государствах неналоговые доходы (доходы от использования имущества) составляют до 5% ВВП, в России - менее 1% ВВП*. В России данная составляющая бюджетных доходов на протяжении последних лет не превышает 8% совокупных доходов.

В целом можно отметить положительную динамику изменения  неналоговых доходов, так, если в  2002 г. доля неналоговых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета составила 4,91%, в 2003 г. - 6,03%, то в 2004 г. - 7,99%, в 2006 г. эта доля составляет 7,37%.

Что касается структуры самих  неналоговых доходов, то здесь также  наблюдается характерная тенденция. Наибольший удельных вес среди неналоговых  доходов составляют доходы от платных  услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах, и доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности, или от деятельности государственных и муниципальных  организаций. Резервы пополнения неналоговых  доходов связаны в основном с  повышением эффективности использования  собственности через эффективное  регулирование ставок арендной платы, стимулирование наращивания прибыльности государственных и муниципальных  унитарных предприятий. Продажа  неэффективной муниципальной собственности  инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов. Прежде всего, учреждений, финансируемых за счет бюджетов.

2.2 Доходы  от использования имущества, находящегося  в муниципальной или государственной  собственности

Используя имущество, находящееся  в государственной и муниципальной  собственности, можно получать различные  виды доходов. Комментируемая статья устанавливает  общий принцип учета доходов  от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, согласно которому в  доходах бюджетов учитываются средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Этот вид доходов детализирован  в классификации доходов бюджетов РФ следующим образом:

арендная плата за земли  сельскохозяйственного назначения;

арендная плата за земли  городов и поселков;

арендная плата за другие земли несельскохозяйственного  назначения;

доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за научными организациями;

доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за образовательными учреждениями;

доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за учреждениями здравоохранения;

доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства;

доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за архивными  учреждениями;

доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за организациями  Минобороны России;

доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за организациями  МПС России;

доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за организациями  научного обслуживания академий наук, имеющих государственный статус;

прочие доходы от сдачи  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности.

Порядок учета доходов  от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, может быть определен  в нормативных правовых актах  подзаконного характера. Так, например, постановлением Правительства РФ был  утвержден Порядок учета в  доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным  недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, и ее использования:

- средства, получаемые в  виде процентов по остаткам  бюджетных средств на счетах  в кредитных организациях. Речь  идет о процентах, получаемых  от размещения в банках и  иных кредитных организациях  временно свободных средств бюджета;

- средства, получаемые от  передачи имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности, под залог. Кроме  того, органы государственной власти  и органы местного самоуправления  в рамках своей компетенции  могут передавать имущество, находящееся  в государственной или муниципальной  собственности, в доверительное  управление (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица (выгодоприобретателя). Чистые доходы, получаемые от деятельности по доверительному управлению имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, также учитываются в доходах бюджетов;

- плата за пользование  бюджетными средствами, предоставленными  другим бюджетам, иностранным государствам  или юридическим лицам на возвратной  и платной основах;

- доходы в виде прибыли,  приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

- часть прибыли государственных  и муниципальных унитарных предприятий,  остающаяся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей.

Вышеуказанный перечень доходов  не является исчерпывающим. Законодательством  РФ могут быть предусмотрены и  другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности. Однако все вышеназванные доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах.

В свою очередь, в соответствии с п.2 комментируемой статьи доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

2.3 Доходы  от продажи имущества, находящегося  в государственной и муниципальной  собственности

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, подлежат зачислению в соответствующие  бюджеты в полном объеме. Указанные  средства подлежат учету в бюджете  соответствующего уровня бюджетной  системы. Так, в соответствии с п.3 ст.7 Закона о финансовых основах местного самоуправления к собственным доходам местных бюджетов относятся не менее 10 процентов доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации.

Порядок перечисления в бюджеты  всех уровней бюджетной системы  РФ средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения  между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию  приватизации определяются законодательством  Российской Федерации о приватизации.

В соответствии со ст.1 Закона о приватизации имущества под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Одним из важнейших принципов приватизации является возмездность.

Оплата и распределение  денежных средств, полученных в результате сделок купли-продажи государственного или муниципального имущества, регулируется гл.6 вышеназванного закона.

Законодательство РФ о  приватизации, помимо упомянутого Закона, включает в себя и иные федеральные  законы и нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с  данным Законом.

Информация о работе Доходы федерального бюджета, обеспечение их роста