Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:02, курсовая работа
Говоря о российской пенсионной системе в целом, следует отметить, что она все еще находится на этапе становления и пока не в полной мере решает стоящие перед ней задачи, что обуславливает низкий уровень пенсионного обеспечения (прежде всего скудный уровень пенсий в России). Отечественная система пенсионного обеспечения, да и система социальной защиты в целом, имеют ряд проблем, одной из которых является неэффективная система формирования доходов внебюджетных фондов, которые являются материальной базой социального страхования. Ввиду этого можно говорить об актуальности выбранной темы.
Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования доходов Пенсионного фонда Российской Федерации, а также пути увеличения доходов Пенсионного фонда РФ.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты доходов бюджета Пенсионного фонда РФ………………..5
1.1. Источники доходов бюджета Пенсионного фонда………………………………..5
1.2. Методы формирования доходов бюджета Пенсионного фонда…………………9
Глава 2. Анализ состава и структуры доходов бюджета Пенсионного фонда РФ …...……12
2.1. Оценка динамики доходов бюджета Пенсионного фонда за 2006-2013гг……..12
2.2. Анализ структуры доходов бюджета Пенсионного фонда за 2007-2011гг…….14
Глава 3. Пути увеличения доходов Пенсионного фонда РФ в условиях становления российской пенсионной системы……………………………………………………………...20
3.1. Проблемы регулирования уровня ставок страховых взносов…………………..20
3.2. Зарубежный опыт установления процентных ставок……………………………23
Заключение……………………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы …………………………………………………………26
Приложения…………………………………………………………………………………….29
прочие
поступления18.
В целом, доходы Пенсионного фонда можно разделить на 2 большие группы:
Сгруппировав доходы таким образом, на основе данных об исполнении бюджета, можно увидеть, что за период 2008-2010 гг. доля безвозмездных поступлений в общих доходах Пенсионного фонда РФ превышает налоговые и неналоговые доходы (см. Приложение 5) и составляет, соответственно, 53,4% в 2008 году, 60,4% в 2009 году и 57,2% в 2010 году. С учетом того, что безвозмездные поступления – это прежде всего средства федерального бюджета, мы видим, что более чем наполовину финансовые ресурсы Пенсионного фонда формируются за счет поступлений из бюджетной системы Российской Федерации. Ранее, до 2007 года доля налоговых и неналоговых поступлений была выше доли безвозмездных поступлений. Это связано прежде всего с тем, что до мирового финансового кризиса экономическая активность предприятий была выше, так же как и заработная плата, ввиду этого была выше и налогооблагаемая база.
Анализ
доходов по годам поможет более
точно выявить тенденцию
2007 год. В целом показатели бюджета Пенсионного фонда за 2007 год, утвержденные Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год» № 236-ФЗ были выполнены. Общий объем доходов был перевыполнен на 1,7 % по сравнению с плановым показателем и составил
1 946 817 349,3 тыс.р., в том числе: налоги и взносы на социальные нужды поступили в сумме 1 026 866 746,9 тыс. рублей, безвозмездные поступления составили 919 950 602,4 тыс. рублей19.
На рост доходной части бюджета в 2007 году значительное влияние оказал более высокий темп роста фонда заработной платы в Российской Федерации (27,2 %), по сравнению с запланированным (20,0 %)20.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование поступили в объеме 1 011 682 497,4 тыс. рублей или на 3,0 % больше показателя, утвержденного Законом о бюджете Пенсионного фонда (982 021 672,0 тыс. рублей). Однако, несмотря на положительную тенденцию, с точки зрения эффективности, можно говорить о проблеме недополучения возможных доходов. Связано это прежде всего с тем, что применялась регрессивная шкала налогообложения. Так, тариф страхового взноса на 2007 год составил 14% от фонда заработной платы, для лиц же, получающих более 280 т.р. в год данный тариф снижался на 9,5%. Рост заработной платы, как правило, обусловил рост числа людей, заработная плата которых превышает данный максимум, ввиду чего пенсионный Фонд недополучил 5,5% возможных доходов21.
Безвозмездные поступления составили 919 950 602,4 тыс. рублей, или 99,99 % к показателю, установленному Законом о бюджете ПФР (919 963 563,1 тыс. рублей), в том числе:
- средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР - 919 878 881,0 тыс. рублей (99,99%);
- средства пенсионных накоплений, поступившие в ПФР из негосударственных пенсионных фондов – 71 721,4 тыс. рублей (107,4%).
Из
одиннадцати показателей
На Диаграмме (см. Приложение 6) представлена структура доходов бюджета Пенсионного фонда за 2007 год. Выделены крупнейшие статьи доходов бюджета: страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии; страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии; средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Пенсионного фонда и прочие доходы. Можем отметить, что средства федерального бюджета здесь являются основным источником доходов – 47,25% от всех доходов бюджета фонда. Второй по размеру источник доходов – страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии (45,13%). Страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии составляют 6,75% от общих доходов, прочие доходы – чуть менее процента.
Тенденция
в составе и структуре
- на выплату страховой части трудовой пенсии – 985 416 410,3 тыс. рублей или на 12,7% выше уровня 2007 года;
- на выплату накопительной части трудовой пенсии – 251 845 092,6 тыс. рублей или почти в 2 раза больше уровня 2007 года;
- страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Фонд на выплату страховой части трудовой пенсии поступили в объеме 7 180 702,8 тыс. рублей или на 79,4% больше уровня поступлений 2007 года;
- страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Фонд на выплату накопительной части трудовой пенсии поступили в объеме 1 822 658,3 тыс. рублей на 73,8% больше поступлений 2007 года23.
Опережающий рост поступлений страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Фонд на выплату накопительной части трудовой пенсии обусловлен увеличением в соответствии с действующим законодательством с 2008 года для лиц 1967 года и моложе тарифа отчислений на накопительную часть трудовой пенсии с 4 до 6%. Кроме того, значительный рост поступлений страховых взносов в виде фиксированного платежа связан с увеличением размера стоимости страхового года и как следствие размера самого платежа со 154 до 322 рублей24.
Несмотря на то, что поступления страховых взносов в 2008 году превысили оценочные данные Минэкономразвития России (на 51,3 млрд. рублей), по данным налоговой отчетности задолженность по данным платежам увеличилась (на 4,7 млрд. рублей), а в 2007 году наблюдалось снижение (на 5,8 млрд. рублей)25.
На диаграмме (см. Приложение 7) представлена структура доходов бюджета Пенсионного фонда за 2008 год. Наибольшую долю, как видно из диаграммы составили опять же средства федерального бюджета (53,44% или 1 459 084 442,4 тыс.р.). Страховые взносы на выплаты страховой части пенсии составили 36,36%, на выплату накопительной части трудовой пенсии – 9,29%, прочие доходы по-прежнему менее одного процентного пункта.
Итогами 2008 года, несмотря на рост доходов по сравнению с предыдущим годом, стали снижение доходов от инвестирования. В связи со снижением котировок на облигации федеральных займов, связанным с мировым финансовым кризисом, убытки Фонда от временного размещения страховых взносов поступивших в 2007 году, составили 9 701 675,4 тыс. рублей и были возмещены в 2009 году за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, для возмещения потерь, возникших при инвестировании фондом сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в фонд за 2008 год Минфином России в 2009 году в бюджет фонда были перечислены средства федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов в размере 9,7 миллиарда рублей. Также в 2009 году в бюджет Фонда поступило 2,6 миллиарда рублей дополнительных страховых взносов в рамках реализации программы государственного софинансирования пенсий. Все это обсуловило тенденцию увеличения доли безвозмездных поступлений в структуре доходов Пенсионного Фонда за 2009 год, она составила 60,41% (см. Приложение 8).
Негативное влияние финансового кризиса, увеличение задолженности плательщиков по страховым взносам обусловили снижение страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в 2009 году (99,1% от 2008г.). С структуре доходов доля страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии составила 30,75% (см. Приложение 8).
Опережающий рост поступлений страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (8,47% в структуре доходов бюджета (см.Приложение 8)) и страховых взносов в виде фиксированного платежа (102% от уровня 2008 года), зачисляемых в Фонд на выплату накопительной части трудовой пенсии, обусловлен увеличением в 2009 году удельного веса фонда заработной платы лиц 1967 года рождения и моложе26.
Проанализируем, также, структуру доходов бюджета Пенсионного фонда РФ за 2010 год. Поскольку отчета об исполнении бюджета как федерального закона пока нет, рассмотрим утвержденные показатели из Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 гг27» и комментариев к закону28. В соответствии с подписанным законом, суммарные доходы Пенсионного фонда в 2010 году прогнозировались в сумме 4,7 трлн рублей, что составляет 10,8% объема ВВП страны. Планировалось, что в бюджете 2010 года превышение доходов над расходами будет формироваться за счет средств пенсионных накоплений (накопительной части будущей пенсии) - 282 млрд. рублей. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2010 году должны были составить 2530 млрд рублей, или 54,1% от общего объема доходов. Эти средства требовались, во-первых, чтобы компенсировать выпадающие доходы бюджета Пенсионного фонда в связи с пониженными ставками страховых взносов, которые в 2010 году сохранялись для отдельных категорий страхователей. На эти цели в бюджете было запланировано 72,8 млрд рублей. Во-вторых, еще 102 млрд. рублей федеральный бюджет должен был перечислить Пенсионному фонду для выполнения обязательств перед семьями, имеющими право на получение материнского капитала. В-третьих, «отдельной строкой» было запланировано 10,1 млрд рублей для единовременной выплаты ветеранам Великой Отечественной в связи с празднованием 65-летия Победы. Эти выплаты было поручено сделать Пенсионному фонду, но предполагалось, что деньги также выделит федеральный бюджет29.
Что касается текущего 2011 года и планового периода 2012 и 2013 гг. утвержденные показатели следующие: доходы бюджета ПФР устанавливаются в 2011 году в размере 5,137 триллиона рублей, в 2012 году - 5,654 триллиона рублей, в 2013 году - 6,245 триллиона рублей. Трансферты из федерального бюджета Пенсионному фонду запланированы в 2011 году на уровне 2,341 триллиона рублей, в 2012 году - 2,561 триллиона рублей, в 2013 году - 2,803 триллиона рублей. Профицит бюджета ПФР в 2011 году должен составить 314,99 миллиарда рублей, в 2012 году - 353,64 миллиарда рублей, в 2013 году - 402,143 миллиарда рублей30.
Подводя
итоги анализу доходов бюджета
Пенсионного фонда, можно отметить,
что наблюдается негативная тенденция
последних лет в части финансовой обеспеченности
государственных пенсионных обязательств
собственными источниками и соответственно
быстрым увеличением разбалансированности
бюджета Пенсионного фонда, возрастанием
его зависимости от бюджетных трансфертов,
отставанием уровня жизни пенсионеров,
что обсуславливает необходимость поиска
новых путей формирования собственных
доходов Пенсионного Фонда и разработки
долгосрочной стратегии развития пенсионной
системы.
Глава 3. Пути увеличения доходов пенсионного фонда РФ в условиях становления российской пенсионной системы
3.1. Проблемы регулирования уровня ставок страховых взносов
Пенсионная
система Российской Федерации начала
формироваться с переводом
А учитывая такую проблему как стремительное старение населения в нашей стране, можно сказать, что даже нынешний невысокий уровень пенсии правительство долгое время так просто сохранить не сможет: оно будет вынуждено либо поднимать налоги, либо увеличивать бюджетные отчисления до уровня 10-11% ВВП, что практически неосуществимо.
В этой связи, увеличение доходов Пенсионного фонда РФ является достаточно актуальной проблемой в первую очередь потому, что нельзя найти однозначное ее решение: ни повышение страховых взносов, ни увеличение бюджетных вливаний не может безболезненно отразиться на благосостоянии экономики.
Установление и регулирование ставок страховых взносов на пенсионное обеспечение – одна из ключевых проблем пенсионной системы. Чтобы увеличить доходы Пенсионного фонда РФ, в России устанавливается довольно высокая ставка пенсионных взносов – 26%, когда, к примеру, другие страны обеспечивают высокий коэффициент замещения низкими ставками (например, во Франции ставка пенсионного взноса составляет около 15%, в то время как коэффициент замещения равен примерно 63%33). Многие эксперты считают этот путь тупиковым, в то время как премьер-министр Владимир Путин в своем недавнем выступлении заявил, что при принятии решения о повышении с 2011 года ставки взносов социального страхования (бывшего) до 34% у правительства просто не было выбора. По его словам, рост ставки до 34% - это большой скачок и серьезная нагрузка на бизнес, но он продиктован необходимостью реформирования здравоохранения и пенсионной системы. В оправдание повышенным ставкам, премьер напомнил, что в 2010 году рост пенсий составил 44,9%34. Можно отметить и другую причину повышения страховых взносов – передача финансирования базовой части трудовой пенсии из федерального бюджета в Пенсионный фонд, поскольку других источников финансирования у фонда нет.