Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:02, курсовая работа
Говоря о российской пенсионной системе в целом, следует отметить, что она все еще находится на этапе становления и пока не в полной мере решает стоящие перед ней задачи, что обуславливает низкий уровень пенсионного обеспечения (прежде всего скудный уровень пенсий в России). Отечественная система пенсионного обеспечения, да и система социальной защиты в целом, имеют ряд проблем, одной из которых является неэффективная система формирования доходов внебюджетных фондов, которые являются материальной базой социального страхования. Ввиду этого можно говорить об актуальности выбранной темы.
Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования доходов Пенсионного фонда Российской Федерации, а также пути увеличения доходов Пенсионного фонда РФ.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты доходов бюджета Пенсионного фонда РФ………………..5
1.1. Источники доходов бюджета Пенсионного фонда………………………………..5
1.2. Методы формирования доходов бюджета Пенсионного фонда…………………9
Глава 2. Анализ состава и структуры доходов бюджета Пенсионного фонда РФ …...……12
2.1. Оценка динамики доходов бюджета Пенсионного фонда за 2006-2013гг……..12
2.2. Анализ структуры доходов бюджета Пенсионного фонда за 2007-2011гг…….14
Глава 3. Пути увеличения доходов Пенсионного фонда РФ в условиях становления российской пенсионной системы……………………………………………………………...20
3.1. Проблемы регулирования уровня ставок страховых взносов…………………..20
3.2. Зарубежный опыт установления процентных ставок……………………………23
Заключение……………………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы …………………………………………………………26
Приложения…………………………………………………………………………………….29
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый
университет при Правительстве
РФ»
Кафедра
«Финансы»
Курсовая работа
по дисциплине «Финансы»
на тему:
Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации:
общая
характеристика источников
и методы формирования
Выполнила: студентка гр. ФМ3-1
Горланова Наталья
Научный руководитель:
к.э.н.,
доц. Сангинова Л.Д.
Москва 2011
План:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты доходов бюджета Пенсионного фонда РФ………………..5
1.1. Источники доходов бюджета Пенсионного фонда………………………………..5
1.2. Методы формирования доходов бюджета Пенсионного фонда…………………9
Глава 2. Анализ состава и структуры доходов бюджета Пенсионного фонда РФ …...……12
2.1.
Оценка динамики доходов
2.2.
Анализ структуры доходов
Глава 3. Пути увеличения
доходов Пенсионного фонда РФ в условиях
становления российской пенсионной системы……………………………………………………………
3.1.
Проблемы регулирования уровня
ставок страховых взносов………………
3.2. Зарубежный опыт установления процентных ставок……………………………23
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………………………26
Приложения……………………………………………………
Введение
Пенсионная система России, как и любого другого современного государства, является одной из важнейших составляющих финансовой системы – ежегодно через нее распределяется существенная часть ВВП страны (около 8-10%). Значительную роль в этом распределении играет Пенсионный фонд Российской Федерации, который является крупнейшим из внебюджетных социальных фондов, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств1.
Пенсионное обеспечение играет очень важную роль в жизни общества, поскольку является источником средств существования широких слоев трудящихся в старости и в других случаях потери трудоспособности. Пенсионное обеспечение в развитых странах, как правило, включает несколько уровней: государственная пенсионная система, профессиональные пенсионные системы, формирование которых может носить добровольный или обязательный характер, и дополнительное пенсионное обеспечение, реализуемое за счет средств работодателей или самих работников. Доля государственных пенсий в общем уровне пенсионных выплат дифференцируется по странам (от 30% в США до 90% в Германии)2. В ряде стран предусмотрена возможность выхода из государственной пенсионной системы и перехода в негосударственную, если платежи в нее носят обязательный характер (в Великобритании, Финляндии, Японии). Однако речь в моей работе пойдет именно о государственной пенсионной системе в России, которая аккумулирует финансовые ресурсы на социальное обеспечение граждан по возрасту через государственный внебюджетный фонд – Пенсионный фонд Российской Федерации.
Говоря
о российской пенсионной системе
в целом, следует отметить, что
она все еще находится на этапе
становления и пока не в полной
мере решает стоящие перед ней
задачи, что обуславливает низкий
уровень пенсионного
Исходя
из актуальности темы, целью курсовой
работы является изучение теоретических
и практических аспектов формирования
доходов Пенсионного фонда
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
Предметом
исследования выступает Пенсионный Фонд
РФ. Объектом исследования являются теоретические
основы и анализ формирования доходов
Пенсионного фонда РФ. Субъектом исследования
является Российская Федерация. Источниками
информации при написании курсовой работы
послужили Федеральные законы, труды отечественных
и зарубежных авторов за период 2009-2011гг.,
периодические издания и личные наблюдения
автора. Курсовая работа изложена на 27
страницах машинописного текста, включает
в себя введение, 3 главы, заключение, список
использованной литературы. Библиографический
список составляет 33 литературных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты доходов бюджета Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности3. Поскольку Пенсионный фонд РФ является государственным социальным внебюджетным фондом, его средства не входят в состав федерального бюджета, не могут использоваться на другие цели и изъятию не подлежат.
Пенсионному фонду, как внебюджетному фонду, характерна и другая особенность: за расходами фонда, имеющего узкоцелевую направленность, закрепляются соответствующие источники доходов. Не применяется принцип общего (совокупного) покрытия расходов, характерный для бюджетов, при котором средства обезличиваются и нет четкого закрепления видов доходов и направлений их расходования.
Объем, состав источников формирования и направления расходования средств Пенсионного фонда предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых он создан. Правовой базой функционирования Пенсионного фонда является налоговое и бюджетное российское законодательство. Общие вопросы функционирования регламентирует Бюджетный кодекс РФ: в главе 17 (ст. 143-150) определяется правовой статус, место в бюджетной системе, порядок составления, представления, утверждения и исполнения бюджета Пенсионного фонда, а также основы контроля за его исполнением.
Пенсионный фонд как фонд денежных средств имеет определенные количественные параметры, определяющие объем его доходов и расходов, которые отражаются в бюджете. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации рассматривается и утверждается в форме федерального закона одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период4. В законе о бюджете Пенсионного фонда утверждается общий объем доходов, их состав и структура, направления расходования средств.
В настоящее время доходы Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет следующих источников:
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Основным источником формирования доходов Пенсионного фонда РФ являются обязательные страховые взносы работодателей и лиц, занимающихся индивидуальным предпринимательством.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не входят в систему федеральных налогов и сборов, которые регулируются Налоговым кодексом РФ. Порядок их исчисления регламентируется Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – индивидуально возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию5.
Объектом обложения страховыми взносами являются выплаты работодателями физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, либо доходы от предпринимательской деятельности граждан.
Тариф
страхового взноса – размер страхового
взноса на единицу измерения базы для
начисления страховых взносов6.
Тарифы страховых взносов устанавливаются
ст.22 и ст.33 Федерального закона от 15.12.2001
№167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации». Для организаций,
индивидуальных предпринимателей и физических
лиц, как страхователей, принимаются следующие
тарифы страховых взносов:
В соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» с 1 января 2009 г. В Российской Федерации начала выполняться Программа государственного софинансирования пенсии. Граждане вправе уплачивать добровольные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на накопительную часть трудовой пенсии, а государство в этом случае будет осуществлять их софинансирование. Чтобы получить право на государственную поддержку формирования пенсионных накоплений (софинансирование), гражданин должен начать уплачивать страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии добровольно, за счет собственных средств, либо работодатель вправе принять решение об уплате взносов за работника за счет собственных финансовых ресурсов (это решение работодатель принимает самостоятельно). Минимальный размер добровольного взноса гражданина на накопительную часть пенсии должен составлять не менее 2000 руб./год. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений граждан со стороны государства при этом эквивалентен размеру страховых взносов гражданина, но не более 12000 руб./ год. Страховые взносы гражданина и средства, выделяемые государством на софинансирование формирования пенсионных накоплений, включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных граждан. Источником софинансирования пенсионных накоплений в соответствии с бюджетным законодательством РФ являются средства федерального бюджета8.