Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:02, курсовая работа
Говоря о российской пенсионной системе в целом, следует отметить, что она все еще находится на этапе становления и пока не в полной мере решает стоящие перед ней задачи, что обуславливает низкий уровень пенсионного обеспечения (прежде всего скудный уровень пенсий в России). Отечественная система пенсионного обеспечения, да и система социальной защиты в целом, имеют ряд проблем, одной из которых является неэффективная система формирования доходов внебюджетных фондов, которые являются материальной базой социального страхования. Ввиду этого можно говорить об актуальности выбранной темы.
Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования доходов Пенсионного фонда Российской Федерации, а также пути увеличения доходов Пенсионного фонда РФ.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты доходов бюджета Пенсионного фонда РФ………………..5
1.1. Источники доходов бюджета Пенсионного фонда………………………………..5
1.2. Методы формирования доходов бюджета Пенсионного фонда…………………9
Глава 2. Анализ состава и структуры доходов бюджета Пенсионного фонда РФ …...……12
2.1. Оценка динамики доходов бюджета Пенсионного фонда за 2006-2013гг……..12
2.2. Анализ структуры доходов бюджета Пенсионного фонда за 2007-2011гг…….14
Глава 3. Пути увеличения доходов Пенсионного фонда РФ в условиях становления российской пенсионной системы……………………………………………………………...20
3.1. Проблемы регулирования уровня ставок страховых взносов…………………..20
3.2. Зарубежный опыт установления процентных ставок……………………………23
Заключение……………………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы …………………………………………………………26
Приложения…………………………………………………………………………………….29
Бюджетные средства. За счет средств федерального бюджета, передаваемых Пенсионному Фонду РФ, производятся финансирование выплаты государственных пенсий и пособий федеральным государственным служащим, военнослужащим и членам их семей; участникам Великой Отечественной войны, социальных пенсий нетрудоспособным гражданам и некоторые другие виды расходов. Кроме того, за счет бюджетных средств осуществляются расходы Пенсионного фонда РФ на выплату досрочных пенсий безработным.
Помимо этого, с 1.01.2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которым устанавливается право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1 января 2007 г. появился второй ребенок. В соответствии со ст.2 этого закона, материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Сумма материнского капитала, который получает семья на одного ребенка, ежегодно индексируется государством и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. С 1 января 2011 года составляет 365 698 руб. 40 коп9.
Доходы, полученные от размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Порядок размещения обязательных пенсионных накоплений устанавливается Федеральным законом от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», который определяет перечень активов, разрешенных для размещения пенсионных накоплений. К их числу отнесены государственные ценные бумаги Российской Федерации и субъектов РФ, корпоративные облигации и акции российских эмитентов (в форме ОАО), паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов, ипотечные ценные бумаги, рублевые депозиты, денежные средства, в том числе иностранная валюта, на счетах в кредитных организациях10.
Прочие
средства. К их числу относятся доходы
от размещения временно свободных средств,
штрафные санкции и пени, безвозмездные
поступления от негосударственных пенсионных
фондов, другие поступления.
1.2. Методы формирования доходов бюджета Пенсионного Фонда
Методы формирования доходов бюджета Пенсионного фонда выделяют следующие:
Такого деления придерживается, к примеру, автор учебника по пенсионному обеспечению Н.Ю. Борисенко11. Однако не все специалисты разделяют его позицию. Многие авторы говорят о том, что целесообразней выделять 2 метода: страховой и бюджетный, поскольку налоговый метод по своему механизму можно отнести к страховому.
Порядок формирования доходов, так же как и направления расходования средств Пенсионного фонда, претерпели существенные изменения в связи с проводимой в России с 1.01.2002 г. реформой пенсионного обеспечения.
Начало
реформе было положено еще в 1995 г.,
когда была разработана и принята
Концепция реформы системы
За
период, прошедший после 1995 г., ряд
положений Концепции был
И др.
Таким образом, в настоящее время трудовые пенсии в Российской Федерации состоят из следующих частей14:
Выплата
пенсии по обязательному пенсионному
страхованию и государственному
пенсионному обеспечению
В условиях проведения пенсионной реформы основным способом формирования финансовых ресурсов Пенсионного фонда остается страховой метод.
Однако пенсионная реформа привела к изменению базовых параметров страхового метода финансирования пенсионного обеспечения, обеспечив переход от схемы с установленным размером выплат к схеме с установленным размером взносов.
В
настоящее время около 87% страховой
составляющей бюджета Пенсионного
фонда формируется условно-
Кроме
того почти треть ресурсов Пенсионного
фонда, предназначенная на финансирование
трудовых пенсий, формируется налоговым
методом. Принимая во внимание, что
согласно пенсионному законодательству
базовая часть трудовой пенсии устанавливается
в зависимости от результатов
труда конкретного
Глава 2. Анализ доходов бюджета пенсионного фонда РФ по составу и структуре
2.1. Оценка динамики доходов бюджета Пенсионного фонда за 2006-2013гг.
Пенсионный фонд сегодня - это мощнейшая финансовая структура России. Это доказывает прежде всего такой показатель как доля доходов бюджета Пенсионного фонда в ВВП России. Проанализировав данный показатель за период с 2007 по 2010 год, можно отметить, что он растет достаточно быстрыми темпами: в среднем примерно на 2% в год (см. Приложение 1). Таким образом, с уровня в 5,86% в 2007 года он вырос почти в 2 раза к 2010 году и составил 10,82% от ВВП16. Это означает, что каждый десятый рубль в стране – пенсионный.
Ввиду особой значимости Пенсионного фонда для жизни в стране необходимо, как правило, обеспечивать сбалансированность его бюджета. На практике, стопроцентную сбалансированность достигнуть практически невозможно, поэтому наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета. На рис.1 (см. Приложение 2) представлен размер дефицита / профицита бюджета Пенсионного фонда за период с 2006 по 2013 год. Согласно данным федеральных законов об исполнении бюджетов Пенсионных фондов за 2006-2009 год, мы можем видеть, что доходы у нас превышают расходы, т.е. бюджет бездефицитен, и профицит бюджета растет, с 100,32 млрд.руб. в 2006 году до 372,38 млрд. руб. в 2008 году. В 2009 году профицит немного снизился и составил 213,99 млрд.руб, в 2010 году вновь вырос до 326,15 млрд. руб. Что касается плановых показателей на период с 2011 по 2013 год, то профицит бюджета Пенсионного фонда 2011 по прогнозам составит 314,99 млрд.руб., 2012 году – 353,64 млрд.руб., 2013 – 402,14 млрд.руб17. Таким образом показатель размера профицита бюджета в целом имеет положительную динамику, однако растет неравномерно, что исключает возможность выявления устойчивой тенденции его развития.
На основе утвержденных федеральными законами бюджетов Пенсионного фонда за 2006-2010 гг. и отчетов о его исполнении мы можем, также, оценить исполнение плановых показателей. На основе данных об утвержденных и исполненных показателях, можно построить диаграмму и наглядно увидеть насколько исполняются прогнозные значения уровня доходов бюджета Пенсионного фонда (см. Приложение 3). Также можно посчитать данное соотношение в процентном выражении (см. Приложение 4). Соответственно, в 2006 году бюджет по доходам исполнен на 104,54%, в 2007 – на 101,71%, в 2008 – на 104,16%, в 2009 году бюджет по доходам недоисполнен на 1,84%, в 2010 исполнен на 3,87%. Таким образом, хотя показатель исполнения плановых показателей по доходам бюджета Пенсионного фонда и имеет в целом положительную динамику, тренда здесь особо мы выделить не можем.
Проанализировав
в общем плановые и исполненные показатели
доходов бюджета Пенсионного фонда за
последние 5 лет можно сделать вывод, что
поступления в Пенсионный фонд растут,
однако небольшими темпами и неравномерно.
Это говорит о неустойчивости пенсионной
системы в России. Таким образом, спрогнозировать
данные показатели очень сложно, поскольку
для построения адекватного прогноза
необходима определенная тенденция развития,
а в данном случае она почти не проглядывается.
Отметим, что данная проблема характерна
для всех российских государственных
внебюджетных фондов, что говорит о недостаточной
устойчивости и эффективности их функционирования.
2.2. Анализ структуры доходов бюджета Пенсионного фонда за 2007-2010 гг.
Согласно ст. 146 БК РФ в Пенсионный фонд подлежат зачислению следующие доходы: