Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование бюджетного дефицита, а также причин его возникновения и методов регулирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы бюджетного дефицита;
- изучить источники финансирования дефицита бюджета;
- выявить способы финансирования и их влияние на экономику;
Введение…………….……………………………..……….……………...………3
1.Теоретические аспекты бюджетного дефицита ………………………….…...5
1.1. Понятие и сущность…………………………………………………...5
1.2. Виды и функции……………………………………………………….8
1.3. Причины возникновения…………………………………………….11
2. Финансирование дефицита бюджета………………………………………...15
2.1. Источники финансирования бюджета Российской Федерации…...15
2.2. Способы финансирования дефицита бюджета и их влияние на экономику………………………………………………………………………...20
3. Анализ федерального бюджета…..…………………………………………..30
Заключение….............……………..….……………………………………….....33
Список литературы…….… …......……………………...…………………….....34
Из данных таблицы 1 можно сделать вывод, что за январь-август в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло увеличение и доходов и расходов федерального бюджета. При этом дефицит за этот период меньше в 2010 году, чем в 2009.
Объем доходов федерального бюджета в январе-августе 2010г. составил 68,1% от прогнозируемого на 2010 год объема, утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (с учетом Федерального закона от 23.07.2010г. № 185-ФЗ).
Дефицит федерального бюджета в январе-августе 2010 года сложился в сумме 623,3 млрд. рублей, или 25,7% от утвержденного на 2010 год Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (с учетом Федерального закона от 23.07.2010г. № 185-ФЗ).
Погашение дефицита федерального бюджета происходит за счет источников финансирования, которые прописаны в Бюджетном Кодексе Российской Федерации и приведены в таблице 2.
Таблица 2 Источники финансирования дефицита федерального бюджета
Январь-август
2010 |
Январь-август 2009 | |
Общее финансирование | 623,3 | 934,3 |
в том
числе:
источники внутреннего финансирования |
493,8 | 1017,2 |
из
него:
государственные
(муниципальные) ценные бумаги, номинальная
стоимость |
203,2 | 144,2 |
изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета | 602,6 | 631,1 |
из
них:
увеличение остатков денежных средств Резервного фонда |
-1019,0 | -4951,4 |
увеличение остатков денежных средств Фонда национального благосостояния | -725,9 | 1753,3 |
уменьшение остатков денежных средств Резервного фонда | 1619,4 | 6300,6 |
уменьшение остатков денежных средств Фонда национального благосостояния | 847,2 | 1498,2 |
иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов | -312,0 | 242,0 |
из
них:
акции и иные
формы участия в капитале, находящиеся |
2,2 | 0,0 |
государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней | 2,6 | -12,7 |
курсовая разница | -178,2 | 587,5 |
бюджетные
кредиты, предоставленные внутри страны в валюте Российской Федерации |
-89,4 | -61,4 |
прочие
источники внутреннего |
-52,2 | -277,3 |
источники внешнего финансирования | 129,4 | -82,8 |
в том
числе:
государственные
ценные бумаги, номинальная стоимость
которых |
137,8 | -25,2 |
кредиты
иностранных государств, включая
целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте |
-27,0 | -26,3 |
иные источники внешнего финансирования | 18,6 | -31,4 |
Как
видно из приведенных данных, сбалансированность
федерального бюджета обеспечивается
в основном за счет уменьшения остатков
Резервного фонда. Но такое использование
в будущем Резервного фонда на финансирование
дефицита федерального бюджета может
привести к тому, что он окажется практически
полностью исчерпан.
Заключение
Бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим инструментом ее является бюджетный дефицит (профицит). Это сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства (прежде всего налоговыми поступлениями) и потребностями в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую). Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады, стагнация и периоды депрессии производства; неоправданный рост расходов и их неэффективность.
В
2010 году федеральный бюджет дефицитный,
хотя размер дефицита не превышает положенного
по закону и его наличие можно объяснить
кризисом. В целях сокращения дефицита
бюджета Правительство РФ нацелено на:
сокращение неэффективных расходов; существенное
сокращение расходов на инвестпрограммы,
в том числе на строительство объектов
транспортной системы и культуры; отсутствие
индексации зарплат бюджетников. Для покрытия
дефицита бюджета в 2010 году, помимо Резервного
фонда, правительству придется расконсервировать
Фонд национального благосостояния, а
также увеличить объем внутренних заимствований
и впервые с 1998 года вернуться к внешним
заимствованиям.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации, (от 31 июля 1998г.)
2. Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (14.12.2010)
3. Барулин С. В. Финансы: учебник. – М., КНОРУС, 2010. – 640с.
4. Бликанов А. В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных ресурсов // Финансы и кредит. – 2008 №5. – С. 15-17
5. Годин А. С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов / А. М. Годин, В. Б. Горегляд, Н. В. Подпорина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 628с.
6. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / Под ред. Г.Б. Поляка. — М., ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 375с.
7. Гринкевич В. Чем грозит бюджетный дефицит // Аудит. – 2009 №7/8. – С. 2-3
8. Заявление по важнейшим вопросам: о бюджетной политике в 2010 – 2012 годах / Д. А. Медведев // Вопросы социального обеспечения. – 2009 №11. – С. 3-4
9. Малиновская О. В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / О. В. Малиновская, И. П. Соболева, А. В. Бровнина. – М., КНОРУС, 2010. – 432с.
10. Министерство финансов Российской Федерации, www.minfin.ru
11. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М., ИНФРА-М, 2008. – 360с.
12. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 308с.
13. О долговой политике России в условиях выхода из кризиса / М. В. Ершов // Деньги и кредит. – 2010 №8. – С. 32-38
14. Подъяблонская Л. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит». – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 359с.
15. Попкова Н. А. О бюджетном стимулировании экономического развития // Финансы. – 2010 №7. – С. 53-55
16. Федеральная служба государственной статистики, www.gks.ru
17. Финансы: учебник / Под общ. ред. А. И. Архипова, И. А. Погосова. – М., КНОРУС, 2009.- 318с.
Информация о работе Бюджетный дефицит: причины возникновения и методы регулирования