Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование бюджетного дефицита, а также причин его возникновения и методов регулирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы бюджетного дефицита;
- изучить источники финансирования дефицита бюджета;
- выявить способы финансирования и их влияние на экономику;
Введение…………….……………………………..……….……………...………3
1.Теоретические аспекты бюджетного дефицита ………………………….…...5
1.1. Понятие и сущность…………………………………………………...5
1.2. Виды и функции……………………………………………………….8
1.3. Причины возникновения…………………………………………….11
2. Финансирование дефицита бюджета………………………………………...15
2.1. Источники финансирования бюджета Российской Федерации…...15
2.2. Способы финансирования дефицита бюджета и их влияние на экономику………………………………………………………………………...20
3. Анализ федерального бюджета…..…………………………………………..30
Заключение….............……………..….……………………………………….....33
Список литературы…….… …......……………………...…………………….....34
По
причинам возникновения: вынужденный
(следствие недостаточности
По направлениям дефицитного финансирования: активный (из-за направления денег в развитие экономики для роста ВВП) и пассивный (для покрытия текущих затрат).
Пассивный дефицит бюджета образуется вследствие действия внешних изменений в периоды спада и депрессий и практически не приемлем для стимулирования. Активный же дефицит, который является инструментом сознательных стимулирующих мер, крайне желателен в периоды спада и депрессии и способен дать существенный макроэкономический эффект7.
Также различают понятия стойкий дефицит бюджета, который существует в долгосрочном периоде, и временный дефицит, который вызывается кассовыми разрывами в выполнении бюджета или непредусмотренными событиями и обстоятельствами.
По критериям определенности составных частей бюджетного дефицита выделяют фактический бюджетный дефицит, структурный бюджетный дефицит, циклический бюджетный дефицит.
Фактический бюджетный дефицит является внешним проявлением разбалансированности доходной и затратной частей бюджета, а структурный и циклический дефициты являются его внутренними составляющими.
Фактический дефицит отображает реальные доходы, затраты бюджета и дефицит за определенный период.
Структурный дефицит – это дефицит при условии полной или высокой занятости потенциальный производственных ресурсов. Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости8.
Структурный дефицит возникает вследствие необходимости осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики и ее модернизацию или в результате чрезвычайных обстоятельств (провидение антитеррористических операций, ликвидация стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций). Он считается приемлемым и необходимым для проведения обоснованной государственной политики по стабилизации экономики и защите интересов общества, когда текущих бюджетных расходов на активизацию роста национальной экономики становится недостаточно (к примеру, дефициты региональных бюджетов городов Санкт-Петербурга и Москвы)9.
Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства10.
Циклический дефицит может иметь место наряду со структурным. Отражает конъюнктурные явления, неизбежные в рыночной экономике, поэтому одной из основных задач бюджетно-налоговой политики является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволила бы ослабить эффекты колебательных явлений, как в потреблении, так и в накоплении сектора домашних хозяйств, коммерческих организаций и государства. К таким стабилизаторам относится, в том числе и инвестиционная деятельность государства.
Бюджетный
дефицит имеет
1. В функции распределения (перераспределения) роль бюджетного дефицита состоит в регулировании и направлении некоторой части денежных средств общества в распоряжение государства сверх устоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций.
2. Фондообразующая функция бюджетного дефицита проявляется в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных средств за счет перераспределения финансовых потоков других звеньев финансовой системы.
3. Стимулирующая функция бюджетного дефицита реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономики в эффективном функционировании всей бюджетно-финансовой системы и эффективном использовании источников бюджетного дефицита и мобилизуемых через этот механизм денежных средств.
4. Контрольная функция бюджетного дефицита отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятия ВВП посредством налогов, установленных государством11.
1. 3. Причины возникновения
Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. Он встречается в бюджетах многих развитых государств, другое дело, какими причинами вызван дефицит бюджета и какова его величина12.
Все причины, вызывающие дефицит бюджета, можно разделить на негативные и позитивные.
К позитивным причинам возникновения бюджетного дефицита относят причины, вызванные большими вложениями в развитие экономики. Данные расходы можно назвать позитивными, несмотря на последствия в виде бюджетного дефицита, потому что они связаны с развитием экономики, увеличением валового внутреннего продукта, что можно признать положительным эффектом.
Негативными
причинами возникновения
Кроме того, бюджетный дефицит может являться следствием вполне обдуманной финансовой политики, которая проводится государством. Данный бюджет является ожидаемым для государства, но не считается опасным13.
Важными
факторами появления бюджетного
дефицита выступают стагнация
Бюджетный дефицит возникает также из-за нерациональности расходов и недостаточной доходной базы. Эти проблемы особенно близки региональным и муниципальным бюджетам. Часто расходы на данных уровнях бюджетной системы распыляются и направляются далеко не на самые важные мероприятия. Система распределения доходов далека от совершенства. Регионы и муниципалитеты заведомо имеют меньше средств, чем обязательств по расходам. Это связано с двумя причинами. Во-первых, доходные статьи данных бюджетов состоят в основном из малособираемых налогов, что ограничивает финансовые возможности данных бюджетов. Во-вторых, множество программ и обязательств, принятых федеральными органами, направляются к выполнению на места без необходимого финансирования, т.е. финансирование федеральных программ возлагается на региональные и муниципальные бюджеты. Такая практика увеличивает расходы данных бюджетов и приводит почти повсеместно к дефициту этих бюджетов.
Следующей причиной дефицита государственного бюджета можно назвать нестабильность национальной валюты. Слабость денежного обращения и неуверенность в национальной валюте приводят к развитию бартерных операций, понижая объем налогов, которые собираются в денежном выражении. Естественно, это снижает уровень доходов бюджетов.
Излишняя налоговая нагрузка, которая наблюдается в нашей стране, также является причиной дефицита бюджетов. Это связано с тем, что слишком большие ставки налогов тормозят развитие малого и среднего бизнеса, соответственно, не возникает столько предприятий, сколько могло бы быть при снижении налогового бремени. Те предприятия, которые все-таки осуществляют хозяйственную деятельность, стремятся скрыть объемы своих доходов и сократить выплаты налогов. Все это приводит к значительному недополучению финансовых ресурсов государством15.
Бюджетный дефицит, вызванный ростом бюджетных инвестиций, — явление положительное и с экономической точки зрения оправданное, поскольку используемые для этих целей государственные займы в определенных пределах позволяют более равномерно распределять налоговое бремя во времени.
Исключая чрезвычайные обстоятельства, бюджетный дефицит, вызванный ростом текущих расходов в результате кризисных явлений в экономике, неэффективным функционированием финансовой системы, — явление, безусловно, негативное. В этом случае государство должно принимать жесткие меры, направленные на устранение возникших явлений и сокращение дефицита бюджета, чтобы не произошло нарастание государственного долга со всеми вытекающими из этого отрицательными социально-экономическими последствиями. Дефицит бюджетов всех уровней бюджетной системы в России в 1990-е годы был вызван именно ростом текущих расходов государства, что негативно сказалось на экономике и социальной сфере того периода.
С
принятием в 1998 г. и с введением
в 2000 г. Бюджетного кодекса Российской
Федерации положение
2. Финансирование дефицита бюджета
2.1. Источники финансирования бюджетов Российской Федерации
Финансирование дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие недостатка доходов и соответственно равно величине дефицита.
Общий объем финансирования определяется на основе сопоставления расходов органов государственного управления и источников их покрытия17.
Существует значительное разнообразие источников финансирования бюджетного дефицита, особенно в условиях устойчивого экономического роста и наличия достаточной денежной массы, не вовлеченной в реальный инвестиционный процесс у населения и финансовых рынков18.
По формам собственности
По
характеру кредитора или рынка
заемные источники
Начиная с 2008 г. структура источников финансирования дефицита бюджетов устанавливается Бюджетным кодексом РФ. В новой редакции Бюджетного кодекса РФ внесен ряд уточнений и ограничений в части определения понятий дефицита (профицита) бюджетов и источников их финансирования.
Во-первых, дифференцированы требования к предельному размеру дефицита бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов и объему государственного долга субъектов Федерации и муниципального долга в зависимости от уровня дотационности субъекта Федерации (муниципального) образования20.
Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений21.
Информация о работе Бюджетный дефицит: причины возникновения и методы регулирования