Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование бюджетного дефицита, а также причин его возникновения и методов регулирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы бюджетного дефицита;
- изучить источники финансирования дефицита бюджета;
- выявить способы финансирования и их влияние на экономику;
Введение…………….……………………………..……….……………...………3
1.Теоретические аспекты бюджетного дефицита ………………………….…...5
1.1. Понятие и сущность…………………………………………………...5
1.2. Виды и функции……………………………………………………….8
1.3. Причины возникновения…………………………………………….11
2. Финансирование дефицита бюджета………………………………………...15
2.1. Источники финансирования бюджета Российской Федерации…...15
2.2. Способы финансирования дефицита бюджета и их влияние на экономику………………………………………………………………………...20
3. Анализ федерального бюджета…..…………………………………………..30
Заключение….............……………..….……………………………………….....33
Список литературы…….… …......……………………...…………………….....34
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
НОВГОРОДский
филиал
кафедра
финансов
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ПО КУРСУ: «Финансы»
НА ТЕМУ: «Бюджетный
дефицит: причины возникновения
и методы регулирования»
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ
СТУДЕНТ ГРУППЫ:
Петрова
О. Б.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
к.э.н., доцент
Маковник
Т.Д.
Великий Новгород
2011
Содержание
Введение…………….……………………………..………
1.Теоретические аспекты бюджетного дефицита ………………………….…...5
1.1.
Понятие и сущность…………………………………………………...
1.2. Виды и функции……………………………………………………….8
1.3.
Причины возникновения……………………………………………
2. Финансирование дефицита бюджета………………………………………...15
2.1. Источники финансирования бюджета Российской Федерации…...15
2.2.
Способы финансирования
3. Анализ федерального бюджета…..…………………………………………..30
Заключение….............…………….
Список литературы…….…
…......……………………...……………………....
Введение
Определяющую роль в формировании и развитии экономически любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита. Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран. Состояние государственного бюджета отображает состояние экономики и возможности финансовых вложений на государственном уровне. От государственного бюджета зависит, какие именно расходы произведет государство, и какие потребности общества будут удовлетворены. Состояние государственного бюджета редко бывает сбалансированным. Часто доходы бюджета бывают либо выше расходной части, либо ниже. Соответственно, данные состояния бюджета носят названия профицита и дефицита бюджета. Дефицит бюджета — это индикатор состояния экономики, поэтому данной проблеме уделяется традиционно большое внимание, как со стороны специалистов-экономистов, так и всего населения страны в целом1.
Целью данной курсовой работы является исследование бюджетного дефицита, а также причин его возникновения и методов регулирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы бюджетного дефицита;
- изучить источники финансирования дефицита бюджета;
- выявить способы финансирования и их влияние на экономику;
- произвести сбор необходимой литературы и статистические данные, а также их проанализировать.
В курсовой работе были использованы логический метод и метод прогнозирования.
Объектом
исследования является дефицит бюджета
Российской Федерации.
1.Теоретические аспекты бюджетного дефицита
1. 1. Понятие и сущность
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (выравнивание) государственных доходов и расходов. В результате сопоставления расходов с доходами на протяжении ряда лет равновесия не достигалось: федеральный бюджет Российской Федерации многие годы был дефицитным.
Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета — это превышение доходов бюджета над его расходами.
Дефицит и профицит бюджета представляют собой сложные финансовые категории, выражающие совокупность денежных отношений в процессе перераспределения созданной стоимости через бюджет, и являются объектом управления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета2.
Отношение
экономистов к вопросу
Можно выделить несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита. Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Третья концепция предполагает, что целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение экономической стабильности может сопровождаться, в том числе и устойчивым бюджетным дефицитом. Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит.
Такая политика предполагает:
— наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;
— контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
— выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект3.
Президент Российской Федерации Д. А. Медведев сделал следующее заявление о бюджетной политике в 2010 – 2012 годах: «...Необходимо и разумное сдерживание государственных расходов. Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности в стране. И здесь нам придётся искать золотую середину. Но мы должны ясно понимать, что принятые нами решения, прежде всего о реформировании пенсионной системы, а также о приоритетности задач модернизации и технологического развития нашей экономики, потребуют и серьёзного изменения структуры бюджета. Он должен, наконец, превратиться в один из ключевых факторов, инструментов достижения наших долгосрочных целей. Бюджетная политика также должна быть адаптирована к изменившимся условиям, но сиюминутные проблемы, даже в условиях кризиса, не могут решаться в ущерб долгосрочным задачам.
Исходя из этого, считаю правильным выполнение следующих основных задач, бюджетных задач. Этих задач всего десять.
… Вторая - это последовательное снижение бюджетного дефицита. Темпы этого снижения подлежат отдельному обсуждению. При этом бюджет должен предусматривать повышенный уровень нераспределённых резервов, что позволит гибко реагировать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию4».
Содержание бюджетного дефицита принято рассматривать на основе анализа его свойств.
1.Бюджетный дефицит выступает как сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства (прежде всего, налоговыми поступлениями) и потребностями в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства. Бюджетный дефицит — ограничитель потребностей государственного сектора, способствующий уравновешиванию возможностей и потребностей бюджетов различных уровней.
2. Категория «бюджетный дефицит» является результатом и критерием эффективности взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком.
3.
Как параметр бюджетной системы бюджетный
дефицит означает превышение расходов
над доходами и соответствующую потребность
в дополнительных источниках финансирования
расходов государства. Бюджетный дефицит
может отсутствовать, и в этом случае проявляется
новая форма бюджетных взаимосвязей —
бюджетный профицит (излишек финансовых
ресурсов государства над его расходами).
Возможна и ситуация полного равенства
суммы доходов и расходов бюджета, отражающая
«бюджетное равновесие»5.
1. 2. Виды и функции
Дефицит бюджета классифицируют по следующим критериям.
По форме проявления: открытый (официально провозглашенный в законе о бюджете на соответствующий год) и скрытый (не определенный официально, проявляется в повышении плановых объемов доходов, включенных в состав доходов источников покрытия бюджетного дефицита).
Скрытый дефицит бюджета содержит в себе такие составляющие:
-
финансирование
- накопления в коммерческих банках, которые отсоединились на начальных стадиях экономических реформ от Центрального банка страны, большого портфеля недействующих ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.) Эти кредиты выплачиваются в основном за счет льготных кредитов ЦБ, причем портфели «плохих долгов» в переходных экономиках весьма значительны; - отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным банком убытков от мероприятий касательно стабилизации обмена курса валют, беспроцентных и льготных кредитов правительству, рефинансирование Центральным банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам. Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства на ежегодный сбалансированный бюджет. Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП.
Информация о работе Бюджетный дефицит: причины возникновения и методы регулирования