Бюджетный дефицит: причины возникновения и методы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование бюджетного дефицита, а также причин его возникновения и методов регулирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы бюджетного дефицита;
- изучить источники финансирования дефицита бюджета;
- выявить способы финансирования и их влияние на экономику;

Содержание

Введение…………….……………………………..……….……………...………3
1.Теоретические аспекты бюджетного дефицита ………………………….…...5
1.1. Понятие и сущность…………………………………………………...5
1.2. Виды и функции……………………………………………………….8
1.3. Причины возникновения…………………………………………….11
2. Финансирование дефицита бюджета………………………………………...15
2.1. Источники финансирования бюджета Российской Федерации…...15
2.2. Способы финансирования дефицита бюджета и их влияние на экономику………………………………………………………………………...20
3. Анализ федерального бюджета…..…………………………………………..30
Заключение….............……………..….……………………………………….....33
Список литературы…….… …......……………………...…………………….....34

Работа содержит 1 файл

чфинансы чистовик.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

     Во-вторых, в новую редакцию Бюджетного кодекса РФ внесены поправки, предусматривающие исключение гарантий из определения заимствований ввиду их разной экономической сути, и отражение гарантий в отдельных программах гарантий.

     Важной  особенностью поправок к Бюджетному кодексу РФ в части государственных и муниципальных гарантий является изменение источников исполнения гарантий. Так, если гарантия предоставлена с правом регрессного требования, ее исполнение учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета. Данное положение основывается на возникновении временного дефицита средств и временном источнике его погашения. Исполнив гарантийные обязательства за счет бюджетных средств, дефицит покрывают в основном временными возвратными источниками финансирования дефицита бюджета, такими как займы, кредиты. Реализовав регрессные требования (которые должны быть, обеспечены до выдачи гарантии), погашают соответствующие займы, кредиты.

     Исполнение  обязательств по гарантиям без регресса является, по сути, субсидированием — безвозвратным и безвозмездным расходом, который должен покрываться доходами бюджета, а не временными и к тому же платными государственными заимствованиями. Поэтому, в случае, если гарантия предоставляется без права регрессного требования, ее исполнение следует учитывать в расходах бюджета22.

     Источники финансирования дефицита федерального бюджета.

     Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период, не может превышать  размер нефтегазового дефицита федерального бюджета.

     В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

      - разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

      - разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

      - разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

      - разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

      - изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

      - иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

     В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

      - поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;

     - поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

     - курсовая разница по средствам федерального бюджета;

     - объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

     - разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

     - разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

     - разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

     - разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;

     - прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

     В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

     - разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

     - разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

     - разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

     В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

     - объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

     - разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

     - прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

     Утвержденный  федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период общий объем  источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1 процент прогнозируемого валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

     Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации  не должен превышать 15 процентов утвержденного  общего годового объема доходов бюджета  субъекта Российской Федерации без  учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

     Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета  без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов  по дополнительным нормативам отчислений23.

2.2. Способы финансирования и их влияние на экономику

     В большинстве стран, в том числе  и в России, используются следующие  основные способы финансирования бюджетного дефицита:

     1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

     2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее);

     3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также доходов от приватизации, продажи госимущества24.

     Последний, третий способ вряд ли можно отнести  к способам, используемым исключительно  для финансирования дефицита бюджета. Он широко применяется и просто в целях пополнения доходов бюджета. Поэтому к собственно источникам финансирования дефицита бюджета в большей степени относятся первый и второй способы.

     Монетизация как способ сокращения дефицита бюджета  представляет собой увеличение количества денег в обращении (в том числе за счет банковского финансирования). Хотя этот способ используется государством очень редко, в исключительных случаях, поскольку он является чисто инфляционным, однако его не стоит исключать из арсенала методов финансирования дефицита бюджета.

     При монетизации увеличивается количество денег в обращении, темпы роста  денежной массы существенно превосходят  темпы роста реального ВВП, что  приводит к повышению среднего уровня цен. При этом все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. У государства образуется дополнительный доход — сеньораж, т.е. новый доход от печатания денег.

     Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а осуществляться в других формах. Например, в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей. В последнем случае Правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то они нередко финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит государственного бюджета. Поэтому хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

     Монетизация оказывается достаточно рискованным способом финансирования дефицита бюджета, поскольку может оказывать отрицательное воздействие на состояние платежного баланса. Это связано с тем, что в результате монетизации происходит рост предложения денег и на руках у населения накапливается избыток наличных денег. Он неизбежно порождает увеличение спроса на отечественные и импортные товары, а также на различные финансовые активы, включая зарубежные. Это, в свою очередь, приводит к росту цен и создает давление на платежный баланс. Если платежный баланс становится отрицательным, то это не уменьшает дефицит федерального бюджета, а, наоборот, ведет к его увеличению. Более того, это отрицательно влияет на курс национальной валюты — происходит ее частичная девальвация. Механизм восстановления равновесия платежного баланса в этих условиях основан на «связывании» избыточного денежного предложения при помощи продажи на валютном рынке части официальных резервов Центрального банка, что позволяет стабилизировать денежный рынок в целом.

     Монетизация дефицита государственного бюджета вызывает тем меньшее повышение уровня инфляции в стране, чем более открытой является экономика и чем больше валютных резервов Центральный банк может истратить на поддержку относительно фиксированного обменного курса национальной валюты и восстановление платежного баланса. При этом рост инфляции в результате монетизации бюджетного дефицита оказывается более значительным в режиме гибкого валютного курса, хотя расходы официальных валютных резервов при этом уменьшаются. В наибольшей степени инфляция возрастает в условиях абсолютно свободных колебаний валютного курса, за счет которого восстанавливается равновесие денежного рынка. В последнем случае уровень официальных валютных резервов Центрального банка остается практически неизменным.

     Негативные  инфляционные последствия монетизации  бюджетного дефицита могут быть смягчены мерами жесткой кредитно-денежной политики. Если Центральный банк сокращает  кредитные возможности коммерческих банков (обычно это осуществляется посредством увеличения нормы резервов или учетной ставки процента) одновременно с расширением кредитов государственному сектору на финансирование бюджетного дефицита, то внутренние рыночные ставки возрастают, сдерживая экономическую активность. В результате этого частные инвестиции и чистый экспорт сокращаются, и инфляция уже не оказывает такого негативного воздействия на состояние платежного баланса.

Информация о работе Бюджетный дефицит: причины возникновения и методы регулирования