Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в изучении системы бюджетных расходов на образование и определении перспектив их развития.
Поставленная цель определяет круг решаемых в работе задач:
1. Рассмотреть теоретические основы и принципы расходов бюджета на образование.
2. Проанализировать структуру и динамику расходов на образование в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы и принципы осуществления расходов бюджета на образование …...6
1.1. Сущность и задачи бюджетных расходов на образование 6
1.2. Система бюджетных расходов и методы их планирования 9
1.3. Нормативно-правовая база осуществления бюджетных расходов на образование 15
2. Анализ расходов на образование в Российской Федерации в 2010-2012 годах и проблемы бюджетного финансирования …………………………….22
2.1. Анализ бюджетных расходов на образование 22
2.2. Основные проблемы бюджетного финансирования образования 27
2.3. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования…..31
2.4. Совершенствование системы исполнения федерального бюджета на образование………………………………………………………………………33
Выводы и предложения 38
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

Величина расчетного базового подушевого норматива является гарантированной  минимальной стоимостью бюджетной  образовательной услуги, которая, с учетом контрольных цифр приема обучающихся на очередной учебный год, подлежит обязательному применению при формировании федерального бюджета.

В качестве недостатка нормативного финансирования, в котором объектом является образовательное учреждение, следует отметить наличие субъективного (административного) начала. Влияние этого фактора особенно усиливается в период ограниченности финансовых ресурсов. Недостатком нормативного финансирования учреждений также является отрыв объема выделяемых государством средств от обучающегося, поскольку в данном варианте финансируется не учебный процесс, а в значительной степени содержание и эксплуатация материальных объектов системы образования.

По оценкам некоторых исследователей, развитие конкуренции в системе образования может повлечь за собой стихийную реструктуризацию сети образовательных учреждений вплоть до ликвидации отдельных учреждений, и последствия таких процессов трудно предугадать. Возможным следствием может стать сокращение доступа молодежи к качественному образованию. Стремление образовательных учреждений к сокращению затрат на образовательный процесс может привести к отказу от реализации высокозатратных программ, снижению качества обучения по ним, то есть привести к негативным результатам.

Можно предложить дифференцировать норматив. Например, разграничив нормативы по типам или видам учебных заведений, по месту их расположения (городские, сельские), по специализации (технические, гуманитарные, естественнонаучные), по размерам (малокомплектные), по размерам имеющейся материально-технической базы (наличие опытных станций, полей, обсерваторий, производств) и т.п. Возможно введение дополнительных поправочных коэффициентов или других изменений.

Наряду с нормативно-подушевым  финансированием необходимо продолжить внедрение механизмов конкурсного финансирования проектов муниципального и школьного уровня из специально создаваемых региональных фондов стимулирования.

Таким образом, современная организация  образования является исторически  сложившейся, она отображает централизованный характер управления образованием. Предпринимавшиеся ранее попытки увеличения степени включения образовательного учреждения в рыночные отношения посредством введения различных платных форм обучения, развития внебюджетной деятельности, нормативного финансирования завершились возвратом к бюджетному порядку финансирования под централизованным государственным руководством. В качестве одного из основных направлений модернизации экономических отношений в этой сфере принят переход на нормативное финансирование образования, к положительным чертам которого принято относить повышение самостоятельности образовательных учреждений, исключение субъективного фактора в распределении бюджетных средств, улучшении финансового положения наиболее эффективно работающих за счет перераспределения контингента учащихся. В качестве основного принципа для разработки нормативов финансирования рассматривается формирование расходов, необходимых для осуществления образовательной деятельности, в расчете на одного учащегося.

 

Заключение

 

Таким образом,  подводя итог, можно сказать следующее.

Сущность бюджетных  расходов на образование состоит  в реализации гарантированного Конституцией РФ права на бесплатность и общедоступность  дошкольного, основного общего и  среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Понятие бесплатности для граждан означает, что расходы на обеспечение образования берет на себя государство, т.е. такие расходы должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете.

Расходы бюджета  представляют собой затраты, возникающие  в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования  средств централизованного фонда  денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. При планировании бюджетных расходов используются два основных метода: нормативный и программно-целевой.

Финансирование  учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения. Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

Анализ расходной части федерального бюджета на образование показал, что за последние три года с 2010 – 2012гг. расходы. По сравнению с 2010 годом на 44,4% увеличились расходы федерального бюджета на дошкольное образование, на 43,2% увеличились расходы на общее образование, на 39,1 % – на высшее профессиональное образование. В 2012 году объём средств федерального бюджета в сфере образования составил 552,6млрд. рублей, что на 30,1% больше по сравнению с 2011 годом и на 43,2% больше, чем в 2010 году. Таким образом, за последние три года наблюдается рост общего объема средств, выделяемых из федерального бюджета на образование, в абсолютном выражении он составил 238,8 млн. рублей.

Что касается расходов на среднее профессиональное образование, то они не имеют значительной динамики, так в 2012 году по отношению к 2010 году они выросли на 8,5%. Это, несмотря на то, что на российском рынке труда наблюдается нехватка квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием.

На сегодняшний  день в структуре расходов федерального бюджета на образования преобладают  следующие: высшее и послевузовское профессиональное образование – 72,3%; общее образование – 10,1%; начальное профессиональное образование – 6,3%.

В качестве одного из основных направлений модернизации экономических отношений в этой сфере принят переход на нормативное  финансирование образования, к положительным  чертам которого принято относить повышение самостоятельности образовательных учреждений, исключение субъективного фактора в распределении бюджетных средств, улучшении финансового положения наиболее эффективно работающих за счет перераспределения контингента учащихся. В качестве основного принципа для разработки нормативов финансирования рассматривается формирование расходов, необходимых для осуществления образовательной деятельности, в расчете на одного учащегося.

Таким образом, для дальнейшего совершенствования  системы бюджетных расходов на образование требуется:

  • дифференциация нормативов (разграничение по типам или видам учебных заведений, по месту их расположения (городские, сельские), по специализации (технические, гуманитарные, естественнонаучные), по размерам (малокомплектные), по размерам имеющейся материально-технической базы (наличие опытных станций, полей, обсерваторий, производств) и т.п.
  • введение в нормативы дополнительных поправочных коэффициентов или других изменений.
  • развитие и корректировка механизмов конкурсного финансирования проектов муниципального и школьного уровня из специально создаваемых региональных фондов стимулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ. (ред. от 27.06.2011).
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Российская газета. – 2010. - 12 мая. - № 5179 (100).
  3. Федеральный закон от 04.07.2003 № 95-ФЗ (ред. от 22.07.2008, с изм. от 05.04.2009) «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 20.06.2003) // Российская газета. - № 131. – 8 июля. - 2003.
  4. Приказ Министерства финансов  Российской Федерации от 25.12.2008г. №145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» // Режим доступа: http://www.klerk.ru/doc/134444/
  5. Приказ Минфина РФ от 30.12.2009 № 150н (ред. от 31.08.2010) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=105973;page=esse
  6. Аврамкова И.С. К вопросу о кризисе образования в современной России Известия РГПУ им. А.И. Герцена, № 139, 2011.
  7. Александров И. М. «Бюджетная система Российской Федерации» учебник М.: «Дашков и К°», 2010.
  8. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 687 с.
  9. Баранова Л.Г. Бюджетный процесс в Российской Федерации. – М.: «ИНФРА-М», 2008.
  10. Беляков, С.А. Новые лекции по экономике образования / С.А. Беляков. – М.: Макс Пресс, 2010. – 410 с.   
  11. Беляков С.А. Управление образование и инновации / С.А. Беляков // Университетское управление. – 2009. – № 2. – С. 68-84.
  12. Булаев Н.И. Об итогах и задачах в области образования // Высшее образование сегодня. 2011. № 1.
  13. Бурханова, И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Конспект лекций / И.В. Бурханова. – М.: Эксмо, 2010. – 160 с.   
  14. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. - М: ЮНИТИ -ДАНА, 2010. – 703 с.
  15. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2010. – 838 с.
  16. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / А.М. Годин, И.В. Подпорина, В.П. Горегляд.   – М.: Дашков и Ко, 2009. – 628 с.
  17. Гринкевич, Л.С.  Государственные и муниципальные финансы России: Учебное пособие/ Л.С. Гринкевич, Н.К. Сагайдачная, В.В. Казаков. - М.: КНОРУС, 209. – 560 с.
  18. Дежина И.Г. Основные направления реформ в российской науке: цели и результаты // Информационное общество. 2009. № 1.
  19. Евграфова, Е.Н. Проблемы развития и финансирования сферы образования на современном этапе / Е.Н. Евграфова, О.И. Михайлова // Сборник научных трудов СевКавГТУ: Серия Экономика. - № 6. – 2010. – Режим доступа: http://www.ncstu.ru
  20. Ильинский, И.М. Об экономической природе современного экономического образования / И.М. Ильинский // Режим доступа:  http://www.ilinskiy.ru/publications/stat/econprir.php.
  21. Камзина, Е.В. Особенности финансирования образовательного учреждения на современном этапе / Е.В. Камзина, Е.И. Медушевская // Режим доступа:  http://www.vzfei-de.ru/index-ea=1&ln=16&chp.
  22. Климов, А.А. Нормативно-подушевое финансирование вузов / А.А. Климов // Режим доступа:  http://www.smb.ru/analitics.html?id=meg
  23. Колесов, А.С. Бюджетная система: сущность и вопросы её развития / А.С. Колесов // Финансы. –  2007. -  № 3. – С. 7-10.
  24. Леонов, В.В. Актуальные вопросы совершенствования бюджетной системы Российской Федерации / В.В. Леонов // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - №13 (399). - 2010. – С. 26 – 51.
  25. Калинина Н.М. Современные экономические тенденции развития образования в России // Вестник Омского университета, № 3, 2009.
  26. Листвин, А.А. Профессиональное образование: новые задачи, новые подходы / А.А. Листвин // Среднее профессиональное образование. - 2010. -  № 3. - С. 2-3.
  27. Лушин, С.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / С.И. Лушин, В. Слепов. – М.: Экономистъ, 2007. – 767 с.
  28. Лопатина А.Н. Современная система образования как экономическая категория // Вестник МГУ, № 1, 2010.
  29. Методика формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования // Официальный сайт Министерства образования РФ – Режим доступа: http://mon.gov.ru/

 

 

Размещено на Allbest.ru

 

 


Информация о работе Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития