Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:59, курсовая работа
Цель настоящей работы заключается в изучении системы бюджетных расходов на образование и определении перспектив их развития.
Поставленная цель определяет круг решаемых в работе задач:
1. Рассмотреть теоретические основы и принципы расходов бюджета на образование.
2. Проанализировать структуру и динамику расходов на образование в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы и принципы осуществления расходов бюджета на образование …...6
1.1. Сущность и задачи бюджетных расходов на образование 6
1.2. Система бюджетных расходов и методы их планирования 9
1.3. Нормативно-правовая база осуществления бюджетных расходов на образование 15
2. Анализ расходов на образование в Российской Федерации в 2010-2012 годах и проблемы бюджетного финансирования …………………………….22
2.1. Анализ бюджетных расходов на образование 22
2.2. Основные проблемы бюджетного финансирования образования 27
2.3. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования…..31
2.4. Совершенствование системы исполнения федерального бюджета на образование………………………………………………………………………33
Выводы и предложения 38
Список использованной литературы 41
Величина расчетного базового подушевого норматива является гарантированной минимальной стоимостью бюджетной образовательной услуги, которая, с учетом контрольных цифр приема обучающихся на очередной учебный год, подлежит обязательному применению при формировании федерального бюджета.
В качестве недостатка нормативного финансирования, в котором объектом является образовательное учреждение, следует отметить наличие субъективного (административного) начала. Влияние этого фактора особенно усиливается в период ограниченности финансовых ресурсов. Недостатком нормативного финансирования учреждений также является отрыв объема выделяемых государством средств от обучающегося, поскольку в данном варианте финансируется не учебный процесс, а в значительной степени содержание и эксплуатация материальных объектов системы образования.
По оценкам некоторых
Можно предложить дифференцировать норматив. Например, разграничив нормативы по типам или видам учебных заведений, по месту их расположения (городские, сельские), по специализации (технические, гуманитарные, естественнонаучные), по размерам (малокомплектные), по размерам имеющейся материально-технической базы (наличие опытных станций, полей, обсерваторий, производств) и т.п. Возможно введение дополнительных поправочных коэффициентов или других изменений.
Наряду с нормативно-подушевым финансированием необходимо продолжить внедрение механизмов конкурсного финансирования проектов муниципального и школьного уровня из специально создаваемых региональных фондов стимулирования.
Таким образом, современная организация образования является исторически сложившейся, она отображает централизованный характер управления образованием. Предпринимавшиеся ранее попытки увеличения степени включения образовательного учреждения в рыночные отношения посредством введения различных платных форм обучения, развития внебюджетной деятельности, нормативного финансирования завершились возвратом к бюджетному порядку финансирования под централизованным государственным руководством. В качестве одного из основных направлений модернизации экономических отношений в этой сфере принят переход на нормативное финансирование образования, к положительным чертам которого принято относить повышение самостоятельности образовательных учреждений, исключение субъективного фактора в распределении бюджетных средств, улучшении финансового положения наиболее эффективно работающих за счет перераспределения контингента учащихся. В качестве основного принципа для разработки нормативов финансирования рассматривается формирование расходов, необходимых для осуществления образовательной деятельности, в расчете на одного учащегося.
Заключение
Таким образом, подводя итог, можно сказать следующее.
Сущность бюджетных расходов на образование состоит в реализации гарантированного Конституцией РФ права на бесплатность и общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Понятие бесплатности для граждан означает, что расходы на обеспечение образования берет на себя государство, т.е. такие расходы должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете.
Расходы бюджета
представляют собой затраты, возникающие
в связи с выполнением
Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения. Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.
Анализ расходной части федерального бюджета на образование показал, что за последние три года с 2010 – 2012гг. расходы. По сравнению с 2010 годом на 44,4% увеличились расходы федерального бюджета на дошкольное образование, на 43,2% увеличились расходы на общее образование, на 39,1 % – на высшее профессиональное образование. В 2012 году объём средств федерального бюджета в сфере образования составил 552,6млрд. рублей, что на 30,1% больше по сравнению с 2011 годом и на 43,2% больше, чем в 2010 году. Таким образом, за последние три года наблюдается рост общего объема средств, выделяемых из федерального бюджета на образование, в абсолютном выражении он составил 238,8 млн. рублей.
Что касается расходов на среднее профессиональное образование, то они не имеют значительной динамики, так в 2012 году по отношению к 2010 году они выросли на 8,5%. Это, несмотря на то, что на российском рынке труда наблюдается нехватка квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием.
На сегодняшний день в структуре расходов федерального бюджета на образования преобладают следующие: высшее и послевузовское профессиональное образование – 72,3%; общее образование – 10,1%; начальное профессиональное образование – 6,3%.
В качестве одного из основных направлений модернизации экономических отношений в этой сфере принят переход на нормативное финансирование образования, к положительным чертам которого принято относить повышение самостоятельности образовательных учреждений, исключение субъективного фактора в распределении бюджетных средств, улучшении финансового положения наиболее эффективно работающих за счет перераспределения контингента учащихся. В качестве основного принципа для разработки нормативов финансирования рассматривается формирование расходов, необходимых для осуществления образовательной деятельности, в расчете на одного учащегося.
Таким образом,
для дальнейшего
Список используемой литературы
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития