Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в изучении системы бюджетных расходов на образование и определении перспектив их развития.
Поставленная цель определяет круг решаемых в работе задач:
1. Рассмотреть теоретические основы и принципы расходов бюджета на образование.
2. Проанализировать структуру и динамику расходов на образование в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы и принципы осуществления расходов бюджета на образование …...6
1.1. Сущность и задачи бюджетных расходов на образование 6
1.2. Система бюджетных расходов и методы их планирования 9
1.3. Нормативно-правовая база осуществления бюджетных расходов на образование 15
2. Анализ расходов на образование в Российской Федерации в 2010-2012 годах и проблемы бюджетного финансирования …………………………….22
2.1. Анализ бюджетных расходов на образование 22
2.2. Основные проблемы бюджетного финансирования образования 27
2.3. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования…..31
2.4. Совершенствование системы исполнения федерального бюджета на образование………………………………………………………………………33
Выводы и предложения 38
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на две группы: текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов представляют собой основную часть расходов бюджетов всех уровней, обеспечивающих текущее функционирование органов власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в виде:

  • ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату товаров (работ, услуг), по договорам между юридическими и/или физическими лицами;
  • трансфертов населению (финансирование обязательных выплат населению в виде пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и т. д.);
  • кредитов, субвенций, субсидий юридическим лицам;
  • ссуд, дотаций, субсидий и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы;
  • грантов юридическим и физическим лицам на выполнение НИР;
  • инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;
  • средств на обслуживание и погашение договорных обязательств (внешних и внутренних).

Трансферты  для финансовой поддержки субъектов  РФ выделяются из федерального фонда  финансовой поддержки субъектов  РФ, образуемого из средств федерального бюджета. Трансферты выделяются для  покрытия текущих расходов и не влияют на территориальное перераспределение государственных инвестиций. Право на получение трансфертов представляется субъектам РФ, среднедушевые налоговые доходы которых не достигают установленного минимального уровня.

Бюджетные кредиты предоставляются юридическим лицам, не имеющим просроченной задолженности по ранее предоставленным кредитам. Получатели бюджетного кредита на договорной основе берут на себя обязательства по его возврату и уплате процентов в установленные сроки.

Бюджетная ссуда  представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету нижестоящего уровня на возвратной, безвозмездной  или возмездной основе на срок не более  шести месяцев в пределах финансового  года. Бюджетная ссуда расширяет  возможности перераспределения денежных средств в рамках бюджетной системы. За счет ссуд покрываются временные потребности территориального образования в денежных средствах в моменты между поступлениями доходов в бюджет.

Субвенции —  это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субсидии — межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Бюджет развития является составной частью бюджета, обеспечивающего целевое инвестиционное бюджетное финансирование и предусматривающего механизм выделения бюджетных ассигнований на инвестиционные цели. Бюджет развития используются для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Он формируется за счет внутренних и внешних заимствований на инвестиционные цели, а также за счет части доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности.

Бюджетные инвестиции предусматриваются соответствующими бюджетами в интересах реализации федеральных и региональных целевых  программ.

Федеральные целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, обеспечивающих эффективное решение государственных задач и реализацию структурной политики государства.

Планирование  бюджетных расходов на реализацию программ социально-экономического развития осуществляется программно-целевым или нормативным  методом.

Программно-целевой  метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с целевыми программами, разработанными в соответствии с бюджетной политикой государства. Данный метод обеспечивает единый подход к формированию и рациональному распределению финансовых ресурсов фондов по конкретным программам и проектам, их концентрацию и целевое использование, что способствует более эффективному освоению бюджетных средств. В основу расчета смет бюджетных учреждений положены объемные показатели деятельности (число граждан, групп, коек, учащихся, классов и т. д.), время функционирования учреждения и финансовые нормы.

Нормативный метод  планирования расходов и выплат используется при планировании средств на выделение  финансов на реализацию мероприятий  на основании смет бюджетных учреждений в соответствии с нормами, установленными законодательными актами. В качестве норм выступают: нормы расходов на питание и обеспечение медицинскими препаратами, ставки заработной платы, пенсий, стипендий и т. д. В смете бюджетного учреждения отражаются:

  • свод расходов (фонд заработной платы, фонд социального развития, фонд материального поощрения и т. д.);
  • свод доходов (финансирование из бюджета, дополнительные доходы и т. д.);
  • производственные показатели учреждения (доходы и расходы);
  • обоснование доходов и расходов и др. данные.

Таким образом, расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. При планировании бюджетных расходов используются два основных метода: нормативный и программно-целевой.

1.3. Нормативно-правовая база осуществления  бюджетных расходов на образование

Система образования  Российской Федерации, как и любая  другая сфера или отрасль общественной жизни, функционирует в определенных правовых рамках. Законодательные основы функционирования сферы образования и его финансирования определены следующими основными документами:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Закон Российской Федерации о бюджете на очередной год и плановый период;
  • Закон Республики Татарстан о бюджете на очередной год и плановый период;
  • иные законодательные и нормативные акты.

Конституцией  Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. установлены общие принципы государственной политики в сфере образования. В частности, статья 43 провозглашает:

1. Каждый имеет  право на образование.

2. Гарантируются  общедоступность и бесплатность  дошкольного, основного общего  и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе  на конкурсной основе бесплатно  получить высшее образование  в государственном или муниципальном  образовательном учреждении и  на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская  Федерация устанавливает федеральные  государственные образовательные  стандарты, поддерживает различные  формы образования и самообразования.

Эти положения  Конституции устанавливают наиболее общие принципы функционирования системы  образования. Все отношения в  образовании строятся на их основе.

Таким образом, не все образование в России должно предоставляться и предоставляется бесплатно. Бесплатным является дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечиваются государством путем создания государственной системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Следовательно, государственная система образования должна быть построена таким образом, чтобы обеспечивать конституционно гарантированный уровень доступности бесплатного образования.

В сфере высшего  образования бесплатными являются места, обучение на которых обеспечено государством из общественных ресурсов (государственного бюджета) и на которые  студенты поступили на конкурсной основе. Иногда возникают вопросы частного свойства, связанные с поступлением на обучение без конкурса (целевые места, поступление без экзаменов и т.п.) Это можно рассматривать как исключение из общего правила, не нарушающее конституционных норм.

Государственные гарантии в области образования носят ограниченный характер. Государство берет на себя обеспечение определенного уровня образования, причем для всех. Остальные уровни образования государством только поддерживаются.

Конституционные положения обычно не реализуются  непосредственно. Они конкретизируются в положениях других законодательных актов. В области образования такая конкретизация осуществлена принятым 10 июля 1992 г. основополагающим для системы образования Законом Российской Федерации «Об образовании».

В ст. 41 Закона «Об образовании» говорится, что финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.

За счет средств  федерального бюджета финансируется  обучение в федеральных государственных  образовательных учреждениях высшего  профессионального образования  не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.

Нормативы финансирования федеральных государственных образовательных  учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органами местного самоуправления могут быть установлены  нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц.  Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.

В ст. 42 закона «Об образовании» определено, что получение на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в пределах федерального компонента государственного образовательного стандарта осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с заданиями (контрольными цифрами) по приему студентов на бесплатное обучение.

Объемы и  структура приема обучающихся на обучение за счет средств федерального бюджета определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В случае введения субъектами Российской Федерации регионального компонента государственного образовательного стандарта финансирование связанных с этим затрат на бесплатное обучение студентов производится за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.

В пределах имеющихся  бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и реализуют меры по социальной поддержке студентов, в том числе устанавливают в зависимости от социального положения и академических успехов конкретных студентов социальные пособия (стипендии), другие пособия и льготы, в том числе по оплате питания, проезда к месту постоянного проживания и расходов на приобретение учебных принадлежностей, на оздоровительные мероприятия, а также устанавливают порядок и размеры оплаты за проживание в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом.

Информация о работе Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития