Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в изучении системы бюджетных расходов на образование и определении перспектив их развития.
Поставленная цель определяет круг решаемых в работе задач:
1. Рассмотреть теоретические основы и принципы расходов бюджета на образование.
2. Проанализировать структуру и динамику расходов на образование в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы и принципы осуществления расходов бюджета на образование …...6
1.1. Сущность и задачи бюджетных расходов на образование 6
1.2. Система бюджетных расходов и методы их планирования 9
1.3. Нормативно-правовая база осуществления бюджетных расходов на образование 15
2. Анализ расходов на образование в Российской Федерации в 2010-2012 годах и проблемы бюджетного финансирования …………………………….22
2.1. Анализ бюджетных расходов на образование 22
2.2. Основные проблемы бюджетного финансирования образования 27
2.3. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования…..31
2.4. Совершенствование системы исполнения федерального бюджета на образование………………………………………………………………………33
Выводы и предложения 38
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

Из федерального бюджета выделяются средства на содержание общежитий и других объектов социально-культурной сферы системы среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также на реализацию мер по социальной защите студентов, при этом на каждого студента образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования, обучающегося за счет средств федерального бюджета, для реализации указанных мер ежемесячно выделяются бюджетные ассигнования в размере соответственно полутора и двух минимальных размеров оплаты труда.

Государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений.

Ст.43 Закона «Об  образовании» говорит, образовательное  учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и лицевой счет. Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем или являющиеся собственностью данного образовательного учреждения, используются им в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ определяет порядок и организацию формирования бюджетных расходов на государственные нужды, в том числе и на образование.

Бюджетный кодекс РФ определяет порядок формирования расходов бюджета всех уровней. Процесс  бюджетного финансирования образования  включает:

  • разработку проекта бюджета;
  • внесение проекта на утверждение;
  • принятие и утверждение бюджета;
  • доведение утвержденного бюджета до участников процесса финансирования;
  • исполнение бюджета.

Все эти действия регламентированы Бюджетным кодексом и никаких особенностей, касающихся системы образования не имеют, поскольку являются едиными для всей бюджетной системы .

В ст. 65 Бюджетного кодекса говорится, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Таким образом, финансирование учреждений образования  осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения. Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения. Законодательные основы функционирования сферы образования и его финансирования определены такими основными документами как Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Закон РФ «Об Образовании» и др.

 

Глава 2. Анализ расходов на образование в Российской Федерации  в 2010-2012 годах и проблемы бюджетного финансирования

 

2.1 Анализ бюджетных расходов на образование

 

Повышение качества образования – актуальная задача современного этапа социально-экономического развития России. Одним из ключевых вопросов ее решения остается уровень бюджетного финансирования всех ступеней образования. В последнее время усиливается внимание государственной власти к сфере образования: ежегодно увеличиваются бюджетные средства, выделяемые на указанные цели. Данную тенденцию можно проследить по таблице 1, в которой предоставлены исполненные за последние три года расходы федерального бюджета.

 

Таблица 1. Расходы  федерального бюджета на финансирование системы образования в 2010-2012 гг., млн. руб

Наименование  статьи расхода

Год

2010 факт.

2011 факт.

2012 факт.

2013 план.

Образование, всего

313 636, 83

386 436,75

552 625,43

605 725,43

В том числе:

 

дошкольное  образование

3 081,17

3 994,97

5 544,61

6 803,74

общее образование

31 712,61

31 987,27

55 953,17

91 704,10

начальное профессиональное образование

12 655,26

12 871,96

3 949,52

4 710,18

среднее профессиональное образование

32 154,78

31 722,35

35 139,37

5 122,57

переподготовка  и повышение квалификации

4 380,51

4 912,12

7 358,85

7 221,58

высшее и  послевузовское профессиональное образование

243 280,25

316 264,25

399 381,28

439 733,65

молодежная  политика и оздоровление детей

388,30

610,75

729,44

5 853,41

прикладные  научные исследования в области  образования

1 716,56

1 003,87

21 744,69

20 615,12

другие вопросы  в области образования

12 267,41

10 054,21

22 924,50

24 380,78


 

В 2012 году объём средств федерального бюджета в сфере образования составил 552,6млрд. рублей, что на 30,1% больше по сравнению с 2011 годом и на 43,2% больше, чем в 2009 году. Таким образом, за последние три года наблюдается рост общего объема средств, выделяемых из федерального бюджета на образование, в абсолютном выражении он составил 238,8 млн. рублей.

По сравнению  с 2010 годом на 44,4% увеличились расходы федерального бюджета на дошкольное образование, на 43,2% увеличились расходы на общее образование, на 39,1 % – на высшее профессиональное образование.

Что касается расходов на среднее профессиональное образование, то они не имеют значительной динамики, так в 2012 году по отношению к 2010году они выросли на 8,5%.

В итоге стоит  отметить, что на сегодняшний день в структуре расходов федерального бюджета на образования преобладают  следующие:

  • высшее и послевузовское профессиональное образование – 72,3%;
  • общее образование – 10,1%;
  • начальное профессиональное образование – 6,3%.

Данная  структура расходов федерального бюджета  обусловлена тем, что в сфере  образования полномочия распределены между различными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления. За федеральными органами государственной власти в сфере образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального образования, главным образом, высшего и послевузовского профессионального образования.

Снижается численность  преподавательского состава, в том  числе и школьных учителей. В школах увеличивается наполняемость классов, увеличивается и численность  учеников, приходящихся на одного учителя. В то же время растет уровень среднемесячной заработной платы. В целом все это указывает на повышение эффективности расходования бюджетных средств в образовательной сфере. В то же время, еще остаются нерешенными некоторые проблемы, решение которых может способствовать дальнейшему повышению эффективности расходования средств бюджета на образование. К таким проблемам можно отнести большую численность персонала среди работников образовательной сферы, которые непосредственно  не осуществляют образовательный процесс; наполняемость классов еще не достигла нормативного уровня, так же как и количество учеников, приходящихся на одного учителя.

Несмотря на все разговоры о переизбытке  студентов вузов и «навесе» высшего  образования, в предыдущие годы шло  перераспределение бюджетных ресурсов в пользу высшего образования. Вторым бенефициаром в чью пользу шло перераспределение бюджетных средств, было дошкольное образование, реальное бюджетное финансирование которого выросло в 2010-2012гг. на 43,4%. При этом численность детей в дошкольных учреждениях выросла за этот период на 7,8%.

Наиболее же пострадало начальное профессиональное образование. В реальном выражении бюджетные расходы на общее образование сократились на 30% за 2011-2012 гг.

В начальном  профессиональном образовании (НПО) динамика бюджетных расходов отражала два процесса: во-первых, это изменение собственно расходов на НПО, во-вторых, это интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования, которое связано со структурной перестройкой сети учреждений начального и среднего  профессионального образования. 

 

 

 

 

 

Бюджетные расходы  на образование в расчете на одного обучающегося, тыс. рублей

                                                                                   Таблица 2.

Уровни образования / год

2009

2010

2010

2011

2012

Дошкольное  образование

34,94

34,77

38,52

47,60

56,40

Общее образование

41,60

40,90

42,80

46,90

53,80

Начальное профессиональное образование

46,50

48,30

50,40

52,90

55,72

Среднее профессиональное образование

83,70

86,94

90,72

95,22

99,34

Высшее и  послевузовское профессиональное образование

351,54

365,15

381,02

399,92

405,63


 

По данным из таблицы 2 видно, что за 5 лет произошло увеличение бюджетных расходов на образование в расчете на одного обучающегося более чем в 8,5 раза на общее образование и в 6,6 раза – на начальное профессиональное образование. В то же время в 2009 и 2010 гг. произошел рост инфляции на 11,9 и 13,3% соответственно. В 2012г. инфляция составила уже 6,1%. И если учесть темпы инфляции за эти годы, то рост бюджетных расходов окажется менее значительным.

Следует заметить, что, по мнению экономистов, в России затраты государства в год  на обучение одного обучающегося в 2,5 раза ниже, чем в странах ЕС.

В то же время  следует обратить внимание на показатели таблицы 3, в которых прослеживается динамика сокращения образовательных учреждений по России, что связано в первую очередь со снижением численности обучающихся.

 

 

2.2 Основные  проблемы бюджетного финансирования  образования

 

Следствием  постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения. В итоге это приводит к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе. В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в сфере образования.

Недостаточное финансирование отрицательно влияет на потенциал всей образовательной системы. Это одна из причин оттока наиболее квалифицированных кадров из системы образования, а также старения преподавательского состава: у 64% школьных учителей стаж работы превышает 25 лет.

Имеются и другие следствия недостаточных расходов на образование: библиотеки находятся  в неудовлетворительном состоянии; оборудование по техническим вузам  изношено на 70–75%; более 36% школ требует  капитального ремонта. Наряду с этим имеет место тенденция отъезда наиболее талантливой молодежи за рубеж. Так, например, после стажировок и практик до 10% студентов российских вузов остаются за рубежом, еще 37% по разным опросам желают эмигрировать.

Существенное  недофинансирование образования во многом объясняется следующими факторами.

Во-первых, сохранение до сих пор административного  принципа финансирования образования  по всей вертикали бюджетов, при  котором вышестоящие финансовые органы доводят до нижестоящих лимиты финансирования, не считаясь с их потребностями, а исходя из затрат прошлых лет. Недостаточно учитывается также рост цен, существенно повышающий потребность в финансировании.

Во-вторых, при  разграничении бюджетов по трем уровням  прямое и непосредственное воздействие  государства на объем и структуру бюджетных ассигнований ограничено. Так, например, сегодня на федеральном уровне за государством сохраняются только следующие полномочия по организации оплаты труда в сфере образования:

– установление минимальной заработной платы;

– регулирование оплаты труда относительно других бюджетных отраслей;

Информация о работе Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития