Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в изучении системы бюджетных расходов на образование и определении перспектив их развития.
Поставленная цель определяет круг решаемых в работе задач:
1. Рассмотреть теоретические основы и принципы расходов бюджета на образование.
2. Проанализировать структуру и динамику расходов на образование в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы и принципы осуществления расходов бюджета на образование …...6
1.1. Сущность и задачи бюджетных расходов на образование 6
1.2. Система бюджетных расходов и методы их планирования 9
1.3. Нормативно-правовая база осуществления бюджетных расходов на образование 15
2. Анализ расходов на образование в Российской Федерации в 2010-2012 годах и проблемы бюджетного финансирования …………………………….22
2.1. Анализ бюджетных расходов на образование 22
2.2. Основные проблемы бюджетного финансирования образования 27
2.3. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования…..31
2.4. Совершенствование системы исполнения федерального бюджета на образование………………………………………………………………………33
Выводы и предложения 38
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 224.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

  Введение

Право на образование - одно из наиболее важных социально - экономических прав, реализация которого на практике во многом зависит от наличия соответствующих финансовых возможностей и гарантий. Образование, являясь одним из приоритетных направлений государственной деятельности, требует выделения на его нужды значительных финансовых ресурсов. Разворачиваемая в образовательной сфере финансовая деятельность государства представляет собой процесс планового собирания, распределения и использования денежных фондов с целью практической реализации образовательной функции государства. Поэтому без инвестиций в образование и науку невозможно избавиться от бедности и успешно конкурировать с производителями других стран. Развитие интеллектуального потенциала страны будет гарантом решения экономических и социальных задач.

В школах бюджетное  финансирование должно обеспечить возможность получения учащимися знаний, навыков и умений, соответствующих требованиям федеральных и региональных стандартов по различным предметам.

Более жесткие требования современная экономическая ситуация предъявляет к качеству профессионального образования, предоставляемого средне профессиональными и высшими профессиональными образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования профессионального образования, без его перехода на новый уровень. Профессиональные учебные заведения становятся основным каналом подготовки молодого пополнения квалифицированной рабочей силы, воспроизводства дипломированных работников, выступая, как составная часть общей системы образования и как звено народнохозяйственного комплекса страны.

В силу растущей актуальности тема исследования находит широкое освещение в отечественной научной литературе.

В последние годы актуализировалась проблема определения потребностей образовательных учреждений различных уровней образования в бюджетных средствах, в том числе на основе нормативного финансирования образования, особенно в части разработки нормативов и переосмысления практики сметного финансирования.

Цель настоящей работы заключается в изучении системы бюджетных расходов на образование и определении перспектив их развития.

Поставленная цель определяет круг решаемых в работе задач:

  1. Рассмотреть теоретические основы и принципы расходов бюджета на образование.
  2. Проанализировать структуру и динамику расходов на образование в Российской Федерации.
  3. Определить пути совершенствования системы бюджетных расходов на образование.
  4. Предметом исследования является система бюджетных расходов на образование.

Объектом – расходы на образование в Российской Федерации.

Методологическая база. В исследовании использованы методы экономического, системного анализа, математической статистики, принятия оптимальных решений и др.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных  и зарубежных ученых, посвященные  проблемам финансирования образования: использованы литературные источники (монографии, периодические издания), материалы научно-практических конференций.

Информационно-эмпирической базой исследования явились экономические  факты, установленные на основе анализа  данных статистических и финансово-экономических изданий России; материалы научных конференций и семинаров; научные доклады и отчеты; законодательные и нормативные акты, положения, инструкции; данные Минфина РФ, учебные пособия и различные официальные данные, размещенные в Интернете.

Работа состоит из введения; трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы и принципы формирования и расходования бюджетных средств на образование. Описывается системы бюджетных расходов на образовательные нужды, методы их планирования и нормативно-правовая база. Во второй главе анализируются бюджетные расходы на образование в Российской Федерации, оценивается их структура и динамика. Проводится анализ эффективности бюджетных расходов на образование в Российской Федерации. В третьей главе определяются пути совершенствования системы бюджетных расходов на образовательные нужды. Выявляются пути совершенствования системы исполнения федерального бюджета на образование.

 

 

 

 

 

 

 1. Теоретические основы и принципы расходов бюджета на образование

1.1. Сущность и задачи бюджетных  расходов на образование

Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. Право на получение образование  согласно Закону РФ «Об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан Российской Федерации.

Вопрос организации  системы образования в государстве  является одним из центральных. Конституция  Российской Федерации установила, что  каждый имеет право на образование. Гарантируется бесплатность и общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Конституцией также определено, что каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатно высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

Понятие бесплатности для  граждан означает, что расходы  на обеспечение образования берет  на себя государство, т.е. такие расходы  должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете.

Финансирование - обеспечение  необходимыми финансовыми ресурсами  затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае - на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников. Финансирование предполагает:

  • целевое использование средств - расходование средств на установленные заранее определенные цели;
  • безвозвратность - предоставленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются, не возмещаются. В «классическом» понятии финансирование определяется как «обеспечение
  • необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие народного хозяйства». Финансирование осуществляется на принципах:
  • плановость - средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);
  • выделения средств по мере их расходования;
  • экономность - правильного и рационального расходования средств.

Эти принципы финансирования в полном объеме включены в действующий бюджетный процесс.

Поскольку основным источником финансирования образования  является бюджет (государственный и  муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами:

  • системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;
  • процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;
  • процедурой (порядком) собственно финансирования образования из бюджета.

Финансирование  расходов на образование осуществляется из бюджетов всех трех уровней бюджетной  системы, причем для каждого уровня определена своя компетенция.

Расходы на образование  финансируются за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. На содержание учреждений образования выделяется около 12% общих расходов консолидированного бюджета, из федерального бюджета выделяется примерно 4 %, около 20% расходов бюджетов субъектов РФ.

Расходы на образование  в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты:

  • на дошкольное образование;
  • на общее образование;
  • на начальное профессиональное образование;
  • на среднее профессиональное образование;
  • на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение         квалификации;
  • на высшее и послевузовское профессиональное образование;
  • на прикладные научные исследования в области образования.

 

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования является бюджетным обязательством субъектов Российской Федерации и включает в себя, помимо расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, также расходы на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

В Бюджетном  кодексе Российской Федерации указывается, что при составлении и исполнении бюджета выделение средств конкретному главному распорядителю, распорядителю, бюджетному учреждению должно производиться с учетом нормативов финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг и заданий на предоставление этих услуг.

На этапе  составления бюджета главный распорядитель бюджетных средств устанавливает для высших учебных заведений задания на предоставление государственных услуг. Затем определяется базовый объем финансирования, который должен корректироваться в процессе исполнения бюджета на основе данных о фактическом объеме услуг, оказанных организацией за отчетный период. При этом должен быть установлен порядок корректировки годовых лимитов бюджетных обязательств. Во избежание перерасходования бюджетных средств помимо задания на предоставление государственных услуг для вузов должны устанавливаться предельные объемы их предоставления.

Таким образом, сущность бюджетных расходов на образование  состоит в реализации гарантированного Конституцией РФ права на бесплатность и общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Понятие бесплатности для граждан означает, что расходы на обеспечение образования берет на себя государство, т.е. такие расходы должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете.

1.2. Система бюджетных расходов и  методы их планирования

Расходы бюджетов представляют собой процесс планирования, выделения и использования финансовых средств, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы в соответствии с законодательством о бюджетах на очередной финансовый год.

Главное звено  в бюджетной системе — это  финансовое обеспечение направлений  бюджетной политики по выполнению задач  и функций, возложенных на органы власти. В соответствии с бюджетной политикой и функциями государства формируется система бюджетных расходов по направлениям использования бюджетных средств на основе росписи функциональной бюджетной классификации.

Функциональная  классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней (федерального, регионального, местного), отражающих направление финансовых средств из бюджетов на выполнение органами власти функций государства. Она включает следующие уровни или группирует расходные средства по следующим этапам:

  • первый уровень функциональной классификации составляет разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства;
  • второй — подразделы, конкретизирующие каждое направление расхода бюджетных средств в пределах соответствующих разделов;
  • третий — целевые статьи расходов бюджетов, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности органов власти;
  • четвертый — виды расходов бюджетов, детализирующие каждое направление финансирования расходов по целевым статьям.

Коды бюджетной  классификации, относящиеся к расходам бюджета на образование:

  • 0701  - дошкольное образование;
  • 0702  - общее образование;
  • 0703  - начальное профессиональное образование;
  • 0704  - среднее профессиональное образование;
  • 0705 -профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
  • 0706  - высшее и послевузовское профессиональное образование;
  • 0707  - молодежная политика и оздоровление детей;
  • 0708  - прикладные научные исследования в области образования;
  • 0709  - другие вопросы в области образования;

Ведомственная классификация расходов по иерархии уровня власти имеет три уровня:

  • федерального бюджета;
  • бюджетов субъектов РФ;
  • местных бюджетов.

В каждом из уровней  ведомственной классификации бюджетных  расходов, представляющих собой группировку соответствующих расходов (федеральных, региональных или местных), выделяются уровни главных распорядителей средств соответствующего бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ (федерального, регионального или местного), а также по группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ, которые утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ или постановлением о бюджете местного органа власти на очередной финансовый год.

Информация о работе Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития