Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:59, курсовая работа
Цель настоящей работы заключается в изучении системы бюджетных расходов на образование и определении перспектив их развития.
Поставленная цель определяет круг решаемых в работе задач:
1. Рассмотреть теоретические основы и принципы расходов бюджета на образование.
2. Проанализировать структуру и динамику расходов на образование в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы и принципы осуществления расходов бюджета на образование …...6
1.1. Сущность и задачи бюджетных расходов на образование 6
1.2. Система бюджетных расходов и методы их планирования 9
1.3. Нормативно-правовая база осуществления бюджетных расходов на образование 15
2. Анализ расходов на образование в Российской Федерации в 2010-2012 годах и проблемы бюджетного финансирования …………………………….22
2.1. Анализ бюджетных расходов на образование 22
2.2. Основные проблемы бюджетного финансирования образования 27
2.3. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования…..31
2.4. Совершенствование системы исполнения федерального бюджета на образование………………………………………………………………………33
Выводы и предложения 38
Список использованной литературы 41
Содержание
Право на образование - одно из наиболее важных социально - экономических прав, реализация которого на практике во многом зависит от наличия соответствующих финансовых возможностей и гарантий. Образование, являясь одним из приоритетных направлений государственной деятельности, требует выделения на его нужды значительных финансовых ресурсов. Разворачиваемая в образовательной сфере финансовая деятельность государства представляет собой процесс планового собирания, распределения и использования денежных фондов с целью практической реализации образовательной функции государства. Поэтому без инвестиций в образование и науку невозможно избавиться от бедности и успешно конкурировать с производителями других стран. Развитие интеллектуального потенциала страны будет гарантом решения экономических и социальных задач.
В школах бюджетное финансирование должно обеспечить возможность получения учащимися знаний, навыков и умений, соответствующих требованиям федеральных и региональных стандартов по различным предметам.
Более жесткие требования современная экономическая ситуация предъявляет к качеству профессионального образования, предоставляемого средне профессиональными и высшими профессиональными образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования профессионального образования, без его перехода на новый уровень. Профессиональные учебные заведения становятся основным каналом подготовки молодого пополнения квалифицированной рабочей силы, воспроизводства дипломированных работников, выступая, как составная часть общей системы образования и как звено народнохозяйственного комплекса страны.
В силу растущей актуальности тема исследования находит широкое освещение в отечественной научной литературе.
В последние годы актуализировалась проблема определения потребностей образовательных учреждений различных уровней образования в бюджетных средствах, в том числе на основе нормативного финансирования образования, особенно в части разработки нормативов и переосмысления практики сметного финансирования.
Цель настоящей работы заключается в изучении системы бюджетных расходов на образование и определении перспектив их развития.
Поставленная цель определяет круг решаемых в работе задач:
Объектом – расходы на образование в Российской Федерации.
Методологическая база. В исследовании использованы методы экономического, системного анализа, математической статистики, принятия оптимальных решений и др.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам финансирования образования: использованы литературные источники (монографии, периодические издания), материалы научно-практических конференций.
Информационно-эмпирической базой исследования явились экономические факты, установленные на основе анализа данных статистических и финансово-экономических изданий России; материалы научных конференций и семинаров; научные доклады и отчеты; законодательные и нормативные акты, положения, инструкции; данные Минфина РФ, учебные пособия и различные официальные данные, размещенные в Интернете.
Работа состоит из введения; трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы и принципы формирования и расходования бюджетных средств на образование. Описывается системы бюджетных расходов на образовательные нужды, методы их планирования и нормативно-правовая база. Во второй главе анализируются бюджетные расходы на образование в Российской Федерации, оценивается их структура и динамика. Проводится анализ эффективности бюджетных расходов на образование в Российской Федерации. В третьей главе определяются пути совершенствования системы бюджетных расходов на образовательные нужды. Выявляются пути совершенствования системы исполнения федерального бюджета на образование.
Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. Право на получение образование согласно Закону РФ «Об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан Российской Федерации.
Вопрос организации
системы образования в
Понятие бесплатности для граждан означает, что расходы на обеспечение образования берет на себя государство, т.е. такие расходы должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете.
Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае - на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников. Финансирование предполагает:
Эти принципы финансирования в полном объеме включены в действующий бюджетный процесс.
Поскольку основным источником финансирования образования является бюджет (государственный и муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами:
Финансирование расходов на образование осуществляется из бюджетов всех трех уровней бюджетной системы, причем для каждого уровня определена своя компетенция.
Расходы на образование финансируются за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. На содержание учреждений образования выделяется около 12% общих расходов консолидированного бюджета, из федерального бюджета выделяется примерно 4 %, около 20% расходов бюджетов субъектов РФ.
Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты:
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования является бюджетным обязательством субъектов Российской Федерации и включает в себя, помимо расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, также расходы на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.
В Бюджетном
кодексе Российской Федерации указывается,
что при составлении и
На этапе составления бюджета главный распорядитель бюджетных средств устанавливает для высших учебных заведений задания на предоставление государственных услуг. Затем определяется базовый объем финансирования, который должен корректироваться в процессе исполнения бюджета на основе данных о фактическом объеме услуг, оказанных организацией за отчетный период. При этом должен быть установлен порядок корректировки годовых лимитов бюджетных обязательств. Во избежание перерасходования бюджетных средств помимо задания на предоставление государственных услуг для вузов должны устанавливаться предельные объемы их предоставления.
Таким образом, сущность бюджетных расходов на образование состоит в реализации гарантированного Конституцией РФ права на бесплатность и общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Понятие бесплатности для граждан означает, что расходы на обеспечение образования берет на себя государство, т.е. такие расходы должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете.
Расходы бюджетов
представляют собой процесс планирования,
выделения и использования
Главное звено в бюджетной системе — это финансовое обеспечение направлений бюджетной политики по выполнению задач и функций, возложенных на органы власти. В соответствии с бюджетной политикой и функциями государства формируется система бюджетных расходов по направлениям использования бюджетных средств на основе росписи функциональной бюджетной классификации.
Функциональная классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней (федерального, регионального, местного), отражающих направление финансовых средств из бюджетов на выполнение органами власти функций государства. Она включает следующие уровни или группирует расходные средства по следующим этапам:
Коды бюджетной классификации, относящиеся к расходам бюджета на образование:
Ведомственная классификация расходов по иерархии уровня власти имеет три уровня:
В каждом из уровней
ведомственной классификации
Информация о работе Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития