Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в изучении системы бюджетных расходов на образование и определении перспектив их развития.
Поставленная цель определяет круг решаемых в работе задач:
1. Рассмотреть теоретические основы и принципы расходов бюджета на образование.
2. Проанализировать структуру и динамику расходов на образование в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы и принципы осуществления расходов бюджета на образование …...6
1.1. Сущность и задачи бюджетных расходов на образование 6
1.2. Система бюджетных расходов и методы их планирования 9
1.3. Нормативно-правовая база осуществления бюджетных расходов на образование 15
2. Анализ расходов на образование в Российской Федерации в 2010-2012 годах и проблемы бюджетного финансирования …………………………….22
2.1. Анализ бюджетных расходов на образование 22
2.2. Основные проблемы бюджетного финансирования образования 27
2.3. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования…..31
2.4. Совершенствование системы исполнения федерального бюджета на образование………………………………………………………………………33
Выводы и предложения 38
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

– территориальное  и налоговое регулирование заработной платы.

Такие же минимальные  гарантии сохраняются за федеральным  центром в области стипендиального  обеспечения и питания учащихся. Финансирование остальных статей и дополнительных расходов по вышеуказанным статьям переходит на региональный и муниципальный уровень.

В-третьих, для  эффективного оперативного управления финансовыми ресурсами образовательному учреждению необходимы гарантии своевременного их получения в полном объеме. Такие гарантии призваны, в частности, обеспечить современные методы планирования потребности в бюджетных ассигнованиях.

Однако даже при нынешнем недостаточном финансировании у российской системы образования  есть резервы, которые можно использовать для повышения ее эффективности. По мнению отечественных аналитиков, они кроются в возможностях осуществления структурных реформ, предусматривающих пересмотр принципов нормирования финансирования образования, рационализацию бюджетных расходов и оптимизацию внебюджетного финансирования. Действующее сегодня бюджетное законодательство позволяет реализацию указанных направлений реформирования.

В настоящее  время в Российской Федерации  применяется нормативное финансирование образовательных учреждений. Сущность нормативного финансирования заключается в том, что на каждого учащегося учреждения общего среднего и начального профессионального образования выделяется определенный объем бюджетных средств, расходуемых на его обучение.

Поскольку стандартный уровень образования является обязательным, то и норматив для всех учащихся должен быть одинаковым и дифференцироваться только в зависимости от региональных условий функционирования образовательного учреждения и от ступени обучения по той или иной образовательной программе.

Таким образом, в настоящее время нормативное  подушевое финансирование остается одним из основных инструментов нового финансово-экономического механизма  в сфере образования. Его главное  преимущество заключается не в финансировании образовательного учреждения как объекта, а в предоставлении образовательной услуги. Финансовым органам, органам управления нормативы необходимы для объективного планирования и «прозрачного» распределения финансовых ресурсов в сфере образования, нормативы учреждению – для самостоятельного планирования своего бюджета, эффективного использования выделенных средств, стимулирующих повышение качества предоставляемых образовательных услуг.

В то же время  многие отмечают, что в процессе внедрения подушевого финансирования многим образовательным учреждениям пришлось столкнуться с рядом проблем.

Главная проблема – ежегодное сокращение числа  учащихся в среднем на 7 %. Далеко не всегда программа оптимизации  сети общеобразовательных учреждений позволяет обеспечить должный уровень финансирования при условии сохранения доступности образования на территории конкретного населенного пункта.

Остаются учреждения, которые ликвидировать в данный момент просто нельзя, а при условии  нормативного финансирования их выживание  становится просто невозможным. При этом предусмотренная методикой отмена поправочных коэффициентов совпадает по времени с нарастающими темпами сокращения контингента учащихся.

Следует отметить, что существующую в настоящее  время структуру финансовых потоков  на содержание учреждений образования классифицируют по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления выделения средств: на содержание учреждений федерального ведения; на реализацию федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке. Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнования на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ. В тех случаях, когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, применяется термин многоуровневое финансирование.

Ограничение бюджетного финансирования сформировало у образовательных  учреждений устойчивую тенденцию к  расширению границ своей рыночной деятельности. Увеличение внебюджетных источников обусловлено появлением экономической заинтересованности у учреждений, поскольку значительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условий труда. Недостаток бюджетного финансирования покрывается внебюджетными средствами, получаемыми преимущественно за счет:

  • сдачи в аренду свободных помещений;
  • благотворительных средств и средств международных организаций, получаемых на безвозмездной основе;
  • оказания образовательных услуг на платной основе.

В последнее  время обсуждается вопрос о необходимости  решения на законодательном уровне вопроса участия негосударственных  предприятий и организаций, физических лиц в учредительстве образовательных  учреждений при гарантиях сохранения их целостности и профиля деятельности, что могло бы значительно уменьшить расходы бюджета на содержание этих учреждений.

 

2.3 Предложения  по решению проблем бюджетного  финансирования

 

Несмотря на некоторое улучшение ситуации, система  образования в Российской Федерации все же функционирует в условиях постоянного недофинансирования.

Требуется интенсивное  увеличение объемов бюджетного финансирования системы образования. Оживление  в национальной экономике, рост занятости  среди экономически активного населения, высокие цены на нефть на мировом рынке, профицит государственного бюджета, наличие золотовалютного резерва и стабилизационного фонда позволяют инвестировать больше средств в образовательную сферу. Однако простое «вливание» денежных средств может оказаться мало эффективным.

Необходимо активнее использовать целевое финансирование, ориентированное на реализацию определенных программ развития системы образования. В этом случае деньги будут в большей  степени расходоваться по назначению и в меньшей степени оседать  в карманах недобросовестных чиновников.

Кроме того, на сегодняшний день развивается система  образовательного кредитования. Государство  должно также гарантировать, что  внебюджетные источники останутся  серьезным средством для поддержки  образования и повышения его качества. В целях соблюдения всех гарантий государства в сфере финансового обеспечения образования необходима постоянная корректировка модели его многоканального финансирования при сохранении приоритетности бюджетных ассигнований.

Следует сказать, что рост бюджетных расходов должен сопровождаться выработкой четких критериев оценки эффективности бюджетных затрат, а также развитием финансовых инструментов, которые позволили бы в новой ситуации обеспечить доступность образования для различных групп населения.

Результативность  деятельности образовательных учреждений следует оценивать исходя из степени  достижения поставленных целей. В образовательной  сфере для учета данного критерия требуется, чтобы финансирование покрывало  затраты ресурсов, необходимые для  обеспечения соответствующего качества образования, зафиксированного в программах обучения или в государственных стандартах. Таким образом, для достижения результативности деятельности образовательные учреждения должны совершенствовать образовательные технологии и стремиться увязать использование этих технологий с размерами финансовых ресурсов.

Для определения  эффективности деятельности учреждения недостаточно знать, что результат  получен. Важно дать оценку эффективности  полученного результата. Оценка эффективности предполагает по своей сути наличие базы сравнимых экономических показателей (плановых показателей с фактическими, одного учреждения с другим и т.п.), а так же регламентированной базы формирования затратности единицы продукции, работ (услуг).

Экономическая эффективность образовательных учреждений должна достигаться благодаря умелому управлению затратами с целью получения максимального результата. Данный критерий при нормативно-бюджетном финансировании образования должен использоваться при формировании бюджетной сметы расходов образовательного учреждения и стимулировать руководителей к повышению эффективности использования ресурсов.

2.4. Совершенствование системы исполнения федерального бюджета на образование

Совершенствование экономических механизмов функционирования сферы образования является одним из основных направлений государственной образовательной политики. Решение задачи совершенствования экономических механизмов в сфере образования предполагается обеспечить за счет внедрения новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования, внедрения механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных учреждений, повышения инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующей притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования.

По мере формирования рыночных отношений в экономике  России в системе российского  образования наблюдается тенденция  к ослаблению централизованного  управления со стороны государственных органов власти и расширению самостоятельности со стороны образовательных учреждений. Эта тенденция находит отражение в изменениях нормативной правовой базы в сфере образования.

Так, изменения  в нормативно-правовую базу в сфере образования внесли такие документы:

  • Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - образовательным учреждениям высшего профессионального образования было разрешено осуществление платного обучения в пределах государственных образовательных стандартов и программ граждан, принимаемых на обучение сверх установленных контрольных цифр приема;
  • Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ...» - отменены социально-значимые нормы, действие которых в течение нескольких лет приостанавливалось из-за отсутствия средств на их реализацию: выплаты на питание, проезд, коэффициенты к стипендиям и др.
  • этим же законом признана утратившей силу статья 40 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1;
  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и утвержден ряд постановлений Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации данного закона.

Очередным шагом на пути к децентрализации российского образования стало принятие Федерального закона Российской Федерации от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2011 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Как сказано в пояснительной  записке к проекту закона, он направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление, путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создание условий и стимулов для федеральных органов исполнительной власти для оптимизации подведомственной сети.

Внесение изменений и дополнений в действующее законодательство в соответствии с данным федеральным законом непосредственным образом касается учреждений сферы образования, а также вопросов, связанных с их финансированием.

С момента вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ финансовое обеспечение деятельности образовательных учреждений будет осуществляться в соответствии с государственным заданием по выполнению работ и оказанию услуг, относящихся к их основным видам деятельности. Для образовательных учреждений такими услугами являются образовательные услуги.

Переход на финансовое обеспечение  деятельности по оказанию образовательных  услуг позволит уйти от основных недостатков  сметного порядка финансирования расходов. После вступления в силу закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ, если порядком предоставления средств не установлено иное, образовательные учреждения будут самостоятельно определять направления и порядок использования своих средств, в том числе долю средств, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников. Подобный порядок должен стать стимулом к сокращению издержек и экономии бюджетных средств.

Ключевым моментом реформирования сферы образования является установление нормативов финансового обеспечения  деятельности государственных образовательных  учреждений.

Для государственных образовательных учреждений норматив финансирования, по своему экономическому содержанию, является ценой той образовательной услуги, которую государство платит за получение гражданами «бесплатного» образования. Соответственно, при переходе от финансирования учреждения по смете к финансированию образовательной услуги необходима калькуляция стоимости этой услуг.

Информация о работе Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития