Бюджетное устройство Российской Федерации, бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

Целевые бюджетные фонды — это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств.

Содержание

Введение 3
Бюджетное устройство Российской Федерации, бюджетная система 5
Сущность и назначение государственных целевых фондов 8
Особенности деятельности предприятий различных организационных форм 16
Заключение 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 78.60 Кб (Скачать)
lign="justify">     Государственный бюджет является основным централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Его средства являются обезличенными  и обеспечивают реализацию функций  государства.

     Однако  у государства могут быть определенные потребности, имеющие особое значение, которые поэтому должны иметь  соответствующее гарантированное  финансовое обеспечение. Это и является основанием для образования фондов целевого назначения.

     Государственные целевые фонды — это форма  перераспределения и использования  финансовых ресурсов, привлеченных государством для финансирования общественных потребностей из определенных источников, которые имеют целевое назначение.

     Государственные целевые фонды - это совокупность фондов денежных средств, находящихся  в распоряжении центральных или  региональных (местных) органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы.

     Государственные целевые фонды - это форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. В  западных странах число таких  фондов колеблется от 30 до 80.

     В зависимости от целевого назначения государственные целевые фонды  делятся на социальные и экономические, в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные (местные).

     Государственные целевые фонды позволяют:

     1) влиять на процесс производства  путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

     2) обеспечивать природоохранные мероприятия,  финансируя их за счет специально  определенных источников и штрафов  за загрязнение окружающей среды;

     3) оказывать специальные услуги  населению путем выплаты пособий,  пенсий, субсидирования и финансирования  социальной инфраструктуры в  целом;

     4) предоставлять займы, в том  числе зарубежным партнерам, включая  иностранные государства.

     Организация функционирования государственных  целевых фондов находится в ведении  государственных органов власти - центральных, республиканских, местных. Порядок их формирования и использования  регламентируется соответствующим  законодательством.

     Источники формирования государственных целевых  фондов определяются характером и масштабностью  задач, для реализации которых они  создаются.

     Направление расходования средств, поступающих  во внебюджетные фонды, обуславливается  назначением фондов, конкретными  экономическими условиями и содержанием  разработанных и реализуемых  программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность и вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды  могут выступать инвесторами  и участниками финансового рынка  в связи с тем, что, во-первых, нередко  использование денежных средств  не совпадает со временем их образования, а во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

     Внебюджетные  фонды по основным направлениям своей  деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

     Правом  образования внебюджетных фондов обладают государственные и местные органы. Внебюджетные фонды, создаваемые на государственном уровне, как правило, характеризуются выявлением части, передаваемой в распоряжение территориальных  властных структур. Это достигается  путем определения доли налогов, поступающих в государственные  и местные внебюджетные фонды. По такому типу строятся Пенсионный фонд, фонд государственного социального  страхования, Государственный фонд занятости населения и др. На региональном уровне формируются свои внебюджетные фонды за счет местных источников (фонды природоохранных мероприятий  и др.)

     Анализ  некоторых внебюджетных фондов выявил ряд недостатков, и прежде всего  таких, как распыление государственных  средств и ослабление государственного финансового контроля за их целевым  использованием. Правда, случай нецелевого использования средств является нередким и для бюджетных средств. В свою очередь, включение внебюджетных фондов в бюджеты приводит к их использованию на другие нужды, не связанные  с целевым характером средств. Так, большие разногласия вызывает, например, целесообразность консолидации в бюджеты  дорожных фондов. Причина тому —  нецелевое использование их средств  при самом плачевном состоянии  российских дорог.

     Целевые бюджетные фонды — это промежуточная  ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств.

     С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое  расходование средств, принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданной стоимости. Иными словами, выделение целевого фонда в бюджете более существенно с позиции изменения перераспределительной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или консолидации в бюджет.

     Представляется, что использование всех трех форм организации государственных финансов: бюджетной, ограниченно бюджетной в виде целевых бюджетных фондов и внебюджетной — в динамично меняющихся условиях переходного периода весьма актуально, а несоблюдение финансового законодательства не должно быть фактором, определяющим форму функционирования государственных финансов.

     Состав  целевых бюджетных фондов в федеральном  бюджете не постоянен. Так, в бюджет на 1999 г. включены следующие целевые фонды: дорожный, экологический, борьбы с преступностью, развития таможенной системы, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов, управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам; Федеральной службы налоговой полиции РФ. Прослеживая динамику образования и упразднения целевых бюджетных фондов, можно заметить, что их создание связано с появлением целевых источников. Чаще всего это платежи за использование какого-либо ресурса, облаченные в налоговую форму. Так, появление в бюджете 1999 г. двух новых фондов сопровождается введением налога на водопользователей и платы за пользование водными биологическими ресурсами, которые в Бюджетном кодексе РФ фигурируют как сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

     Операции  по средствам этих фондов (за исключением  средств дорожного фонда), включенных в состав федерального бюджета, проводятся только через органы Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Для учета доходов  и расходов целевых бюджетных  фондов в Главном управлении Федерального казначейства открываются специальные бюджетные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы.

     Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В российской практике государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ государственными внебюджетными фондами являются:

     1. Пенсионный фонд РФ;

     2. Фонд социального страхования  РФ;

     3. Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

     Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассматриваются в органах законодательной власти вместе с пакетом документов, представляемых одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий год. В соответствии с Бюджетным кодексом, федеральные законы, утверждающие бюджеты внебюджетных фондов должны утверждаться Федеральным Собранием одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете.

     Первые  целевые внебюджетные фонды (в основном социальные) начали создаваться в РФ в начале девяностых. Формирование системы целевых внебюджетных социальных фондов было обусловлено необходимостью “разгрузить” государственный бюджет от значительной доли плохо финансируемых на тот момент социальных расходов.

     Средства  государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней и не полежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством.

     Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов РФ.

     Пенсионный фонд РФ

     Основная  задача данного фонда – аккумуляция  страховых взносов и расходование средств фонда на цели обязательного  пенсионного законодательства.

     Пенсионный фонд вместе со своими территориальными органами составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.

     В соответствии с Федеральным законом  “Об обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации” №167-ФЗ от 15.12.2001 бюджет Пенсионного фонда формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • средств федерального бюджета;
  • сумм пеней и иных финансовых санкций;
  • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
  • иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

     Налоговые доходы бюджета Пенсионного фонда РФ на 2003 год в основном формировались за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии и страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии.

     В соответствии с ФЗ №167-ФЗ от 15.12.2001 в  РФ для большинства предприятий  применяются следующие тарифы страховых  взносов:

     Основную  часть безвозмездных перечислений в доходах бюджета Пенсионного фонда на 2003 год составляли средства единого социального налога, поступающие из федерального бюджета.

     Большая часть расходов бюджета Пенсионного фонда РФ приходится на выплаты по обязательному пенсионному страхованию. Часть средств Пенсионный фонд расходует на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в которое входит выплата пенсий военнослужащим, выплата второй пенсии участникам ВОВ и др. платежи. Кроме того, из бюджета Пенсионного фонда выплачиваются пенсии и пособия за счет средств, передаваемых фонду Министерством труда и социального развития. К числу таких пенсий и пособий относят, например, пенсии, назначенные безработным досрочно. Еще одним направлением расходования средств Пенсионного фонда являются расходы на дополнительное пенсионное обеспечение, из которых выплачивают дополнительные пенсии летчикам судов гражданской авиации и работникам ядерного оружейного комплекса.

Информация о работе Бюджетное устройство Российской Федерации, бюджетная система