Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 10:06, курсовая работа
Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создается валовой внутренний продукт и национальный доход. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов. Государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обороноспособность страны.
Введение
3
1.
Понятие и сущность бюджетного финансирования
4
1.1. Принципы и формы бюджетного финансирования
4
1.2. Направления бюджетного финансирования
5
1.3. Методы бюджетного финансирования
7
2.
Применение сметного и программно-целевого методов финансирования в области образования и воспитания
12
2.1. Особенности бюджетного финансирования образования
12
2.2. Программно-целевое финансирование образования
15
3.
Совершенствование программно целевого метода финансирования в области образования и воспитания
21
3.1 Финансирование федеральных целевых программ в области образования и воспитания
21
3.2. Финансирование Федеральной адресной инвестиционной программы в области образования и воспитания
24
Заключение
27
Список литературы
29
Приложения
31
Государственным заказчикам федеральных целевых программ было рекомендовано обеспечить: своевременную и качественную разработку и при необходимости корректировку действующих ФЦП, уделив при этом особое внимание количественным и качественным показателям, характеризующим цели, задачи и эффективность выполнения программ, а также обоснованию объемов средств, необходимых для достижения установленных целей; привлечение средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников для софинансирования мероприятий ФЦП в объемах, предусмотренных паспортами программ; целевое и эффективное использование средств, направляемых на реализацию программных мероприятий, а также безусловное соблюдение действующих нормативных правовых документов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
3.2. Финансовое обеспечение Федеральной адресной инвестиционной программы в области образования и воспитания
В соответствии с установленным порядком расходы на государственные капитальные вложения, в том числе в форме субсидий и субвенций, предусматриваются на реализацию федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ (программная часть ФАИП), а также на решение отдельных важнейших социально-экономических вопросов, не включенных в эти программы, на основании предложений, одобренных Президентом Российской Федерации либо Правительством Российской Федерации (непрограммная часть ФАИП).
Сведения об объемах финансирования ФАИП по отрасли «Образование» в разрезе программной и непрограммной частей в соответствии с федеральными законами о бюджете на соответствующий год и перечнями строек и объектов для федеральных государственных нужд, утверждаемыми в установленном порядке, представлены в табл.11 (Приложение 11):
В 2006 году по сравнению с 2005 годом осуществлена концентрация капитальных вложений на строительство и реконструкцию образовательных учреждений по меньшему числу федеральных целевых программ (в 2005 году - 21 программа, в 2006 году - 15 программ). В то же время в ФАИП высока доля непрограммных строек и объектов. По отрасли «Образование» удельный вес капитальных вложений, направленных на непрограммные стройки и объекты, составлял в 2003 году 23,2 %, в 2004 году - 33,8 %, в 2005 году - 35,9 %, в 2006 году - 30,8 процента [16].
Финансирование ФАИП из средств федерального бюджета по отрасли «Образование» осуществляется практически в полном объеме.
Использование государственных капитальных вложений на реализацию ФАИП, по данным Росстата, в 2005 году по отрасли «Образование» составило 7927,5 млн. рублей (95,7 % от годового лимита), в том числе по программной части - 4969,6 млн. рублей (93,5 %), по непрограммной части - 2957,9 млн. рублей (99,5 %). Недоиспользование лимитов по программной части произошло по причине неполного освоения капитальных вложений по программе «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)» (64,1 процента)[16].
Среди причин неполного освоения государственных капитальных вложений можно выделить следующие: недоработки, допущенные при формировании перечня строек и объектов; отсутствие проектно-сметной документации, утвержденной в установленном порядке; позднее заключение государственных контрактов с подрядными организациями и, как следствие, позднее перечисление средств федерального бюджета на их счета.
Согласно установленному порядку для включения в перечень строек и объектов необходимо наличие утвержденной проектно-сметной документации, положительного сводного заключения государственной экспертизы на указанную документацию. Однако в нарушение этого положения в перечень строек и объектов Рособразования в 2004 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2004 года № 37-р без подтверждения наличия проектно-сметной документации, утвержденной в установленном порядке, было включено 157 объектов (31,4 % от всех объектов) [9].
В приоритетном порядке в перечень должны включаться стройки и объекты, строительство которых подлежит завершению в очередном финансовом году, а государственная поддержка по вновь начинаемым стройкам и объектам должна осуществляться только после удовлетворения потребности в финансовых средствах для переходящих строек и объектов. В то же время Рособразованию в перечень строек и объектов для федеральных нужд на 2004 год был включен 41 объект нового строительства с объемом финансирования в сумме 166 млн. рублей, в 2005 году - 27 новых объектов в сумме 557 млн. рублей [16].
Включение в перечень большого количества новых строек и объектов не может не влиять отрицательно на сроки строительства и состояние объемов незавершенного строительства. По состоянию на 1 января 2006 года объем незавершенного строительства только по объектам Рособразования составил 15766,7 млн. рублей [16].
В связи с выявлением перечисленных выше недостатков ФАИП Счетной Палатой РФ было предложено Правительству Российской Федерации: Правительству рассмотреть вопрос реформирования Федеральной адресной инвестиционной программы в целях приведения ее в полное соответствие с требованиями программно-целевого финансирования.
Минэкономразвития России при формировании Перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию ФАИП рекомендовано не допускать включения в Перечень необоснованно большого количества непрограммных объектов и новых объектов строительства;
Заключение
Бюджетное финансирование - предоставление в безвозвратном порядке юридическим лицам из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов средств для полного или частичного покрытия расходов. Оно осуществляется в форме бюджетных ассигнований. Средства бюджетов разных уровней, направляются на развитие экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, оборону страны, содержание органов государственной власти.
В последнее время в Российской Федерации наметилась тенденция увеличения финансирования расходов на социально-культурные мероприятия. Удельный вес этих расходов в консолидированном бюджете РФ составлял 38% в 2005 г. и более 40% в 2006 году, что подтверждает заявленный в бюджетной политике рост расходов социальной направленности. Финансирование расходов на национальную экономику составляло около 12% ежегодно, что свидетельствует о низкой роли государства в экономическом процессе.
Предоставления бюджетных средств осуществляется двумя основными методами:
3) сметное финансирование, когда средства выделяются организации на поддержание ее работы на основе смет доходов и расходов;
4) программно-целевое финансирование, когда средства выделяются на основе тендеров, конкурсов, программ.
Недостатки сметного финансирования, такие как ориентированность на содержание сети учреждений, а не производство собственно услуги и постоянный рост издержек без повышения качества услуги при определенных условиях может устранить использование программно-целевого метода финансирования. Применение этого метода позволяет оптимально распределять ресурсы по направлениям и этапам осуществления мероприятий, дает возможность перераспределять средства с учетом хода реализации программ и концентрировать их на наиболее важных участках, что обеспечивает более эффективное расходование бюджетных средств.
Положительным изменением последних трех лет стало усиление целевой направленности и адресности расходования бюджетных средств. Это выразилось в росте масштабов программно-целевого финансирования (например, в 2007 г. отмечено увеличение программной составляющей в расходах федерального бюджета в отрасли «Образование» до 62,9 % (в 2004 году - 8,4 %)).
Увеличение доли программных расходов в расходах федерального бюджета на образование обеспечивается не только ростом объемов финансирования федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы, но в первую очередь за счет формирования ведомственных целевых программ, а также реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Анализ финансового обеспечения и эффективности реализации ФЦП, ФАИП и национального проекта в области образования и воспитания выявил ряд недостатков и недоработок в этом вопросе. Это несовершенство нормативно-правовой базы, а также ее нарушения при формировании и реализации программ. При исполнении программ имеют место случаи неполного освоения средств, выделяемых на реализацию программ из средств федерального бюджета, отвлечение полученных ассигнований на мероприятия, не предусмотренные программами, Некоторые программы были профинансированы в объемах, существенно превышающих объемы, определенные их паспортами, другие - в значительной степени недофинансированы. Механизмы формирования программ, особенно в части определения целей и задач, перечня мероприятий и объемов финансирования, необходимых для их выполнения, эффективной реализации программ, привлечения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, требуют серьезной доработки.
Список литературы
Книги одного, двух и более авторов:
1) Финансовые системы зарубежных стран: учеб. пособие / А.М. Балтина, В.А. Волохина, Н.В. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 304 с.: ил.
Книги авторского коллектива:
2) Финансы: учебник для студентов Вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105) / Под ред. Проф.Г.Б.Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – 703 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»)
3) Финансы бюджетных организаций; Учебник / Под ред. Проф.Г.Б.Поляка. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 363 с.
4) Бюджетная система России: учебник для студентов Вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Проф.Г.Б.Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 – 703 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»)
Нормативные документы:
5) Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2008 года)
6) Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах
7) Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
8) Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 года № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»
9) Распоряжение Правительства РФ от 13 января 2004 года №37-р
Электронные средства массовой информации:
10) http://www1.minfin.ru/ официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
11) http://www.economy.gov.ru/ официальный сайт Министерства экономического развития экономики и торговли РФ
12) http://www.ach.gov.ru/ официальный сайт Счетной Палаты РФ
13) http://www.roskazna.ru/ официальный сайт Федерального казначейства РФ
14) http://www.gks.ru/ официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ
15) http://www.rost.ru/ официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике
16) http://fcp.vpk.ru/ сайт «Федеральные целевые программы России»
17) http://faip.vpk.ru/ сайт «Федеральная адресная инвестиционная программа России»
Приложение 1
Таблица 1
Структура расходов консолидированного бюджета РФ
Показатель | 2005 | 2006 | ||||
Сумма (млрд.руб.) | % | Сумма (млрд.руб.) | % | |||
к итогу | к ВВП | к итогу | к ВВП | |||
ВСЕГО РАСХОДОВ | 6455,50 | 100,00 | 29,86 | 7942,56 | 100,00 | 29,66 |
Общегосударственные вопросы | 750,06 | 11,62 | 3,47 | 815,89 | 10,27 | 3,05 |
Национальная оборона | 581,76 | 9,01 | 2,69 | 683,36 | 8,60 | 2,55 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 585,22 | 9,07 | 2,71 | 714,16 | 8,99 | 2,67 |
Национальная экономика | 764,22 | 11,84 | 3,53 | 948,91 | 11,95 | 3,54 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 471,41 | 7,30 | 2,18 | 631,68 | 7,95 | 2,36 |
Охрана окружающей среды | 21,76 | 0,34 | 0,10 | 23,31 | 0,29 | 0,09 |
Образование | 790,75 | 12,25 | 3,66 | 1022,52 | 12,87 | 3,82 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 153,82 | 2,38 | 0,71 | 188,61 | 2,37 | 0,70 |
Здравоохранение и спорт | 552,04 | 8,55 | 2,55 | 749,31 | 9,43 | 2,80 |
Социальная политика | 514,21 | 7,97 | 2,38 | 630,40 | 7,94 | 2,35 |
Межбюджетные трансферты | 1270,24 | 19,68 | 5,88 | 1534,42 | 19,32 | 5,73 |
Приложение 2
Таблица 2
Структура расходов консолидированного бюджета РФ
Наименование показателя | Федеральный бюджет | Консолидированные бюджеты субъектов РФ | ||||
2005 (отчет) | 2006 (отчет) | 2007 (закон) | 2005 (отчет) | 2006 (отчет) | 2007 (закон) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ВСЕГО РАСХОДОВ | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 |
Общегосударственные вопросы | 14,26 | 12,44 | 15,41 | 8,47 | 7,73 | 8,14 |
Национальная оборона | 16,54 | 15,91 | 14,72 | 0,02 | 0,04 | 0,04 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 12,81 | 12,84 | 11,76 | 4,59 | 4,48 | 4,13 |
Национальная экономика | 7,08 | 8,05 | 8,96 | 17,53 | 16,51 | 17,57 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 0,20 | 1,23 | 0,96 | 15,79 | 15,83 | 15,96 |
Охрана окружающей среды | 0,14 | 0,16 | 0,14 | 0,58 | 0,46 | 0,39 |
Образование | 4,61 | 4,96 | 5,04 | 21,37 | 22,15 | 21,37 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 1,35 | 1,29 | 1,26 | 3,61 | 3,65 | 3,62 |
Здравоохранение и спорт | 2,51 | 3,44 | 3,94 | 15,77 | 16,45 | 16,00 |
Социальная политика | 5,07 | 4,70 | 4,04 | 11,42 | 11,73 | 12,63 |
Межбюджетные трансферты | 35,44 | 34,98 | 33,77 | 0,84 | 0,97 | 0,15 |