Бюджетное финансирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создается валовой внутренний продукт и национальный доход. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов. Государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обороноспособность страны.

Содержание

Введение
3
1.
Понятие и сущность бюджетного финансирования
4

1.1. Принципы и формы бюджетного финансирования
4

1.2. Направления бюджетного финансирования
5

1.3. Методы бюджетного финансирования
7
2.
Применение сметного и программно-целевого методов финансирования в области образования и воспитания
12

2.1. Особенности бюджетного финансирования образования
12

2.2. Программно-целевое финансирование образования
15
3.
Совершенствование программно целевого метода финансирования в области образования и воспитания
21

3.1 Финансирование федеральных целевых программ в области образования и воспитания
21

3.2. Финансирование Федеральной адресной инвестиционной программы в области образования и воспитания
24

Заключение
27

Список литературы
29

Приложения
31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ финансы.doc

— 401.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение

3

1.

Понятие и сущность бюджетного финансирования

4

 

1.1. Принципы и формы бюджетного финансирования

4

 

1.2. Направления бюджетного финансирования

5

 

1.3. Методы бюджетного финансирования

7

2.

Применение сметного и программно-целевого методов финансирования в области образования и воспитания

12

 

2.1. Особенности бюджетного финансирования образования

12

 

2.2. Программно-целевое финансирование образования

15

3.

Совершенствование программно целевого метода финансирования в области образования и воспитания

21

 

3.1 Финансирование федеральных целевых программ в области образования и воспитания

21

 

3.2. Финансирование Федеральной адресной инвестиционной программы в области образования и воспитания

24

 

Заключение

27

 

Список литературы

29

 

Приложения

31

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создается валовой внутренний продукт и национальный доход. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов. Государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обороноспособность страны. Через бюджет осуществляется не только межотраслевое, но и межтерриториальное перераспределение национального дохода, тем самым соблюдаются интересы страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

От того, насколько рационально и эффективно расходуются бюджетные средства, зависит конкурентоспособность экономики и развитие любого государства. Поэтому исследование вопроса становления новой системы распределения финансовых ресурсов из бюджета является достаточно актуальной.

Положительным изменением последних трех лет стало усиление целевой направленности и адресности расходования бюджетных средств. Это выразилось в росте масштабов программно-целевого финансирования и разработке системы бюджетирования, ориентированного на результаты.

Рост доли программно-целевого финансирования не означает роста расходов бюджета: программное и сметное финансирование выступают как альтернативные источники финансирования функций государства. Решение о выборе программного или сметного финансирования той или иной функции должно приниматься в каждом отдельном случае на основе анализа сравнительной эффективности достижения целей.

Рассмотрению сущности программно-целевого финансирования и анализу применения данного метода на примере Образования, как одного из приоритетных направлений бюджетной политики РФ, уделено особое внимание автором при написании данной работы.


1. Понятие и сущность бюджетного финансирования

1.1. Принципы и формы бюджетного финансирования

Основной системой предоставления денежных средств на проведение мероприятий предусмотренных бюджетом, является бюджетное финансирование. Бюджетное финансирование - предоставление в безвозвратном порядке юридическим лицам из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов средств для полного или частичного покрытия расходов [2].

Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.

Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования бюджетных организаций. К ним относятся:

      получение максимального эффекта при минимуме затрат;

      целевой характер использования бюджетных ассигнований;

      предоставление бюджетных средств по мере выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;

      безвозвратность бюджетного финансирования;

      бесплатность бюджетного финансирования.

Средства бюджетов разных уровней, направляемые на развитие экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, оборону страны, содержание органов государственной власти называются бюджетными ассигнованиями.

В соответствии со статей 69 Бюджетного Кодекса Российской Федерации [5] к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

      оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

      социальное обеспечение населения;

      предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

      предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг;

      предоставление межбюджетных трансфертов;

      предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

      обслуживание государственного (муниципального) долга;

      исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

1.2. Направления бюджетного финансирования

              Главное назначение всех бюджетов – финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется системы бюджетных расходов, которая состоит из следующих основных блоков: общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана природной среды; образование, культура, кинематография, средства массовой информации; здравоохранение и спорт; межбюджетные трансферты.

              Направления и объемы финансирования расходов Российской Федерации в 2005-2006 годах иллюстрирует табл.1 (Приложение 1).

              Очевидно, что около 7/8 бюджетных ассигнований шли на финансирование непроизводственной сферы, в их числе расходы на управление и правоохранительную  деятельность – более 20%, оборону – около 9%, социально-культурные расходы – приблизительно 38% в 2005 г. и более 40% в 2006 году, что подтверждает заявленный в бюджетной политике рост расходов социальной направленности. Финансирование расходов на национальную экономику составляло около 12% ежегодно (2005-2007 гг.), что свидетельствует о низкой роли государства в экономическом процессе.

Согласно табл.2 (Приложение 2) в 2005 г, 2006 г. и 2007 г средства федерального бюджета РФ являлись главным источником финансирования общегосударственных вопросов (14,3%, 12,4% и 15,4% от общего объема расходов федерального бюджета соответственно), национальной обороны (16,5%, 15,9% и 14,7% от общего объема расходов федерального бюджета соответственно) и национальной безопасности (12,8%, 12,8% и 11,8% от общего объема расходов федерального бюджета соответственно).

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР), из федерального бюджета субъектам РФ выделяются дотации и субвенции. В 2005 -2007 гг. регионы получили более 4,5 млрд. рублей (это больше объема самого федерального бюджета за 2006 г.) в виде дотаций, субсидий и субвенций.

В 2005-2007 гг. на территориальные бюджеты легла нагрузка по финансированию национальной экономики (в среднем 17% ежегодно от общего объема расходов бюджетов субъектов РФ), содержания социально-бытовой инфраструктуры (ЖКХ – в среднем около 15%, здравоохранение – в среднем 16%, образование – в среднем 21,5% и т.д.), социальной политики (в среднем 12% ежегодно от общего объема расходов бюджетов субъектов РФ).

Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию были определены основные приоритетные государственные направления бюджетного финансирования – национальные проекты в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство. Среди основных направлений развития здравоохранения – развитие первичной медико-санитарной помощи, модернизация системы обязательного медицинского страхования, усиление профилактической направленности здравоохранения и обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощи. В рамках проекта в сфере образования предусмотрено повышение заработной платы учителей и молодых ученых, предоставление государственных грантов, создание специальных центров для обучения военнослужащих, переход к нормативно-подушевому финансированию учебного процесса. В рамках проекта «Доступное и комфортное жилье» за два года более 110 тысяч молодых семей должны получить возможность улучшить свои жилищные условия. При финансировании сельского хозяйства особое внимание уделяется созданию системы земельно-ипотечного кредитования, позволяющей привлекать средства на длительный срок и под приемлемые проценты под залог земельных участков, в том числе субсидирование из федерального бюджета процентных ставок по кредитам сроком до 8 лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов [4].

1.3. Методы бюджетного финансирования

Важным элементом бюджетного финансирования являются методы предоставления средств из бюджета. С их помощью финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют перераспределение средств в целях достижения результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в использовании финансовых ресурсов.

Можно выделить два основных метода предоставления бюджетных средств:

1)     сметное финансирование, когда средства выделяются организации на поддержание ее работы на основе смет доходов и расходов;

2)     программно-целевое финансирование, когда средства выделяются на основе тендеров, конкурсов, программ.

Рассмотрим более подробно суть этих методов.

Сметное финансирование - предоставление средств из бюджетов разных уровней (федерального, субъектов РФ и местных) для покрытия затрат бюджетных учреждений в соответствии с утвержденной сметой.

Учреждение финансируется из бюджета в зависимости от подчиненности тому или иному органу государственной власти или органу местного самоуправления. По смете финансируются учреждения образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, органы государственной власти и местного самоуправления, суды, правоохранительные органы и органы безопасности государства, мероприятия по национальной обороне. Средства из бюджета предоставляются по смете доходов и расходов. Ассигнования на содержание бюджетных учреждений определяются на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг. Бюджетные ассигнования имеют строго целевое назначение в точном соответствии с подразделениями, функциональными ведомственными и экономической классификации расходов. Они определяются путем детальных расчетов по каждой статье и элементу затрат с учетом плановых производственных показателей и обязательных либо расчетных норм и нормативов расходов на единицу затрат. Нормативы бюджетного финансирования выполняют функцию цены (тарифа) на услуги или работы, оказываемые организациями, и устанавливаются по показателю, характеризующему конечные результаты деятельности учреждения данной отрасли. Например, для образования - это стоимость обучения одного учащегося в год, для здравоохранения - стоимость охраны здоровья одного жителя в год или лечение одного больного, для телерадиокомпаний - стоимость одного часа вещания. Не допускается включение в сметы ассигнований сверх утвержденных норм. Учреждения финансируются на основе утвержденной годовой с поквартальной разбивкой сводной бюджетной росписи с учетом вносимых в нее в течение года изменений.

Информация о работе Бюджетное финансирование