Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение экономического содержания бюджетной системы государства и ее структуры в Российской Федерации (РФ), принципов бюджетной системы и перспектив развития межбюджетных отношений в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…..….………3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ………………………………………..5
Бюджетная система и ее структура в РФ……………………..............5
Федеральный бюджет………………………………………….............8
Региональные и местные бюджеты………………………….............11
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………………………………………………16
2.1. Принципы бюджетной системы в РФ……………………………….….16
2.2. Межбюджетные отношения и проблемы их развития в РФ…………..19
3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………24
3.1. Анализ проблем развития межбюджетных отношений в РФ…………24
3.2. Технические параметры бюджета на 2010год и на плановый период 2011 и 2012 год…………………………………………………………….……….27
ЗаключениЕ…………………………………………..…………………...........33
Список использованной литературы……………...……

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

    Принцип разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий на осуществление соответствующих видов расходов за органами власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления.

    Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных или представительских  органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы  осуществлять бюджетный процесс. Он также означает наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным Кодексом определять направления расходов средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицита бюджета.

    Потери  в доходах и дополнительные расходы, возникающие в ходе исполнения бюджета  в соответствии с принципом самостоятельности, не компенсируются за счет бюджетов других уровней, за исключением случаев, связанных  с изменением законодательства.

    Принцип полноты отображения доходов и расходов в бюджете означает, что все доходы и расходы бюджета и другие обязательные поступления, закрепленные налоговым и бюджетным законодательством, подлежат отражению в бюджете или бюджете государственного внебюджетного фонда в обязательном порядке и полном объеме. Это означает, что при вступлении Бюджетного Кодекса в действие многие внебюджетные фонды ликвидировались.

    Сбалансированность  бюджета проявляется в том, что  объем предусмотренных бюджетных  расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников покрытия его дефицита. Причем при составлении бюджета необходимо исходить из минимизации его расходов.

    Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

    Принцип общего покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой средств  от доходов и источников покрытия бюджетного дефицита. Доходы и средства от источников покрытия дефицита бюджета  могут быть привязаны к определенным расходам бюджета исключительно по целевым бюджетным фондам, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

    Принцип гласности означает обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов, отчет об их исполнении, полноту информации об утвержденных бюджетах, а также доступность иных сведений по решению законодательных и представительных органов власти. Кроме того, гласность означает обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе вопросов, вызывающих разногласия между представительными и исполнительными органами власти.

    Вновь введенный и весьма актуальный в  настоящее время принцип достоверности  бюджетов означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.

    Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает выделение  средств в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением целей, для достижения которых используются выделенные средства.

    2.2 Межбюджетные отношения и проблемы их развития в РФ

    Межбюджетные  отношения – один из основных факторов, влияющих на социально-экономическое  развитие государства. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а для населения – обеспеченность бюджетными услугами.

    Согласно  БК РФ под межбюджетными отношениями понимаются взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

    Межбюджетные  отношения основываются на принципах[6, с. 122]: распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

    В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты.

    В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

    Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.

    Доходы  бюджетов состоят из собственных  и регулирующих.

    Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.

    Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами  государственных внебюджетных фондов законодательством РФ, и неналоговые  доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

    Собственные доходы составляют меньшую часть  доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения  выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

    К регулирующимся доходам бюджетов относятся  федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются не менее чем на три года нормативы  отчислений (в процентах) в бюджеты РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.

    Нормативы отчислений определяются законом о  бюджете того уровня бюджетной системы  РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы, которые распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня. При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.

    К регулирующим доходам территориальных  бюджетов относятся также трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

    Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования  территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

    Дотация это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

    Субвенция (от лат. subvenire — приходить на помощь) — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные сроки2.

    В соответствии с БК РФ, субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

      В соответствии со ст. 78 БК РФ  в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.

    Субсидия это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Совокупность  субсидий из бюджета города бюджетам муниципальных образований образует фонд софинансирования.

    Нужно отметить, что дотация, субвенция  и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

    Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.

    Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дотаций, субвенций и  субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.

    Помимо  отчислений от государственных доходов  и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Следует отметить, что при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах.

    В значительной степени этот вид доходов  в последние десятилетия заменял прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник наименее пригоден для обеспечения территориальных бюджетов финансовыми ресурсами. Если отчисления от государственных доходов и налогов, трансферты, дотации, субвенции и субсидии заранее планируются в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще большую зависимость от вышестоящих бюджетов.

    Наиболее  важные последние законодательные  изменения в сфере межбюджетных отношений касаются следующих вопросов: уточнены разграничения расходных бюджетных полномочий между органами власти разных уровней; установлен порядок разграничения расходных обязательств между бюджетами разных уровней; разграничены налоговые доходы между бюджетами разных уровней; отменены расходные обязательства, не обеспеченные источниками финансирования; «натуральные» льготы для социальной поддержки различных категорий граждан заменены денежными компенсациями; скорректированы правила предоставления межбюджетных трансфертов. Специалисты отмечают, что данные новации способствуют оздоровлению общественных финансов в Российской Федерации, отмечают тенденцию роста сбалансированности региональных бюджетов.

    В то же время в межбюджетных отношениях остается много нерешенных проблем [9]: проблема количественной оценки расходных обязательств бюджетов разных уровней; проблема несоответствия налоговых полномочий и доходных источников; проблема учета и распределения межбюджетных трансфертов.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации