Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение экономического содержания бюджетной системы государства и ее структуры в Российской Федерации (РФ), принципов бюджетной системы и перспектив развития межбюджетных отношений в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…..….………3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ………………………………………..5
Бюджетная система и ее структура в РФ……………………..............5
Федеральный бюджет………………………………………….............8
Региональные и местные бюджеты………………………….............11
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………………………………………………16
2.1. Принципы бюджетной системы в РФ……………………………….….16
2.2. Межбюджетные отношения и проблемы их развития в РФ…………..19
3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………24
3.1. Анализ проблем развития межбюджетных отношений в РФ…………24
3.2. Технические параметры бюджета на 2010год и на плановый период 2011 и 2012 год…………………………………………………………….……….27
ЗаключениЕ…………………………………………..…………………...........33
Список использованной литературы……………...……

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

    Для решения всех этих задач федеральный  бюджет в соответствии с БК РФ и Налоговым кодексом РФ наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами. В федеральный бюджет зачисляются налоговые и неналоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренными специальными налоговыми режимами закрепленными в статье 50 и 51 БК РФ. В доходы федерального бюджета поступают: прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами; доходы от внешнеэкономической деятельности.

    Главным источником доходов федерального бюджета  являются налоговые доходы – более 90%. Наиболее весомые налоги – налог  на добавленную стоимость и акцизы – более 30% всех доходов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 7%, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции – 25%, в их числе главное место занимают импортные пошлины. Вторую группу составляют неналоговые доходы – 6%, в том числе доходы от государственной собственности, от продажи, принадлежащего государству имущества, от реализации государственных запасов, от внешнеэкономической деятельности. Кроме перечисленных выше налоговых и неналоговых доходов, для покрытия бюджетного дефицита субъектов РФ используются внутренние и внешние заимствования. В числе заимствований на внутреннем финансовом рынке следует отметить привлечение средств по государственным краткосрочным облигациям (ГКО), облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигациям государственных нерыночных займов (ОГНЗ) и др.

    В соответствии с действующим в  РФ законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов: обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ; функционирование федеральной судебной системы; национальная оборона и обеспечение безопасности государства; государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ; проведение выборов и референдумов и т.д.

    Спецификой  федерального бюджета является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных  расходов на национальную оборону и  международную деятельность (100%), фундаментальные  научные исследования (95%). Через федеральный бюджет проходит также финансирование правоохранительной деятельности (83%), предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий составляют 50%.  Наибольший объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону. Второе место (13%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета составляют более 90%, на профессионально-техническое и среднее специальное образование – более 50%, на социальную политику – около 40%, на культуру и искусство – более 20%. Третье место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 7%).

    Таким образом, федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей страны.

    1.3 Региональные и местные бюджеты

    Центральное звено территориальных бюджетов – региональные бюджеты, предназначенные  для финансового обеспечения  задач, возложенных на государственные  органы управления субъекта Федерации. В современных условиях региональные органы власти все в большей степени призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

    В соответствии с БК РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет налоговых  и неналоговых доходов. . Зачислению в бюджеты субъектов РФ подлежат налоговые доходы от следующих региональных налогов [4, с. 85]: налога на имущество организаций – по нормативу 100%; налога на игорный бизнес – по нормативу 100%; транспортного налога – по нормативу 100%. В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50%; акцизов на алкогольную продукцию – по нормативу 100%; сбора за пользование объектами животного мира – по нормативу 100%; налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) – по нормативу 60% и т.д Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет: части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ; платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%; платежей за пользование лесным фондом и т.д. В бюджеты субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду.

    Расходы региональных бюджетов осуществляются по следующим направлениям: обеспечение  функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ; обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; проведение выборов и референдумов субъектов РФ; обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ; оказание финансовой помощи местным бюджетам; содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и т.д.

    В последнее десятилетие наблюдается  регионализация экономических и  социальных процессов: функции регулирования  этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется. Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорого, охраны окружающей среды. Круг финансируемых мероприятий расширяется.

    Обязательный компонент демократического государственного строя – местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, представительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Финансовая база местных органов власти – их бюджеты. Предоставленные этим органам бюджетные и имущественные права дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

    Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в их назначении: формировании денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределении и использовании этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти. Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.

    В местные бюджеты поступают: ассигнования на финансирование осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления. До разграничения государственной собственности на землю в местные бюджеты в полном объеме поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящиеся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного строительства.

    В бюджеты поселений зачисляются  доходы от налогов: земельного налога – по нормативу 100%; налога на имущество  физических лиц – по нормативу 100%; налога на доходы физических лиц –  по нормативу 10%; единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 10%.

    В бюджеты муниципальных районов  зачисляются налоговые доходы от следующих налогов: земельного налога, взимаемого на межселенных территориях  – по нормативу 100%; налога на имущество  физических лиц, взимаемого на межселенных территориях – по нормативу 100%; налога на доходы физических лиц – по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 90% и т.д.

    В бюджеты городских округов зачисляются  налоговые доходы от следующих налогов: земельного налога – по нормативу 100%; налога на имущество физических лиц – по нормативу 100%; налога на доходы физических лиц – по нормативу 30%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 90% и т.д.

    Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления. В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%. В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления – по нормативу 100%.  Представительные органы местного самоуправления вправе вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.

    Расходы местных бюджетов наиболее ярко отражают последствия экономических и  социальных процессов в стране. Главные  стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие виды расходов: содержание органов местного самоуправления; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; обслуживание и погашение муниципального долга; обеспечение противопожарной безопасности и т.д.

    Таким образом, региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов, предназначенных для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта РФ. Через региональные бюджеты государство проводит экономическую политику. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые отстали в своем экономическом и социальном развитии от других регионов страны. Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам. Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем, они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.  

        2. Принципы бюджетной системы РФ

    2.1. Принципы бюджетной  системы в РФ (глава 5 БК РФ).

    Бюджетным Кодексом РФ законодательно закреплены основные принципы, на которых строится бюджетная система страны. В их число входят:

  • принцип единства бюджетной системы;
  • принцип разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • принцип самостоятельности бюджетов;
  • принцип полноты отображения доходов и расходов в бюджете;
  • принцип сбалансированности бюджета;
  • принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • принцип общего покрытия расходов бюджетов;
  • принцип гласности;
  • принцип достоверности бюджета;
  • принцип адресности и целевого характера бюджетных средств по отдельным видам расходов.

    Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, единство денежной системы страны, где имеется одно платежное средство – рубль, единство форм бюджетных документов, единство форм бюджетного процесса, единство ответственности и санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единообразный порядок бухгалтерского учета бюджетных средств всех уровней бюджетной системы.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации