Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение экономического содержания бюджетной системы государства и ее структуры в Российской Федерации (РФ), принципов бюджетной системы и перспектив развития межбюджетных отношений в РФ.
Введение…………………………………………………………..…..….………3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ………………………………………..5
Бюджетная система и ее структура в РФ……………………..............5
Федеральный бюджет………………………………………….............8
Региональные и местные бюджеты………………………….............11
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………………………………………………16
2.1. Принципы бюджетной системы в РФ……………………………….….16
2.2. Межбюджетные отношения и проблемы их развития в РФ…………..19
3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………24
3.1. Анализ проблем развития межбюджетных отношений в РФ…………24
3.2. Технические параметры бюджета на 2010год и на плановый период 2011 и 2012 год…………………………………………………………….……….27
ЗаключениЕ…………………………………………..…………………...........33
Список использованной литературы……………...……
Для решения всех этих задач федеральный бюджет в соответствии с БК РФ и Налоговым кодексом РФ наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами. В федеральный бюджет зачисляются налоговые и неналоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренными специальными налоговыми режимами закрепленными в статье 50 и 51 БК РФ. В доходы федерального бюджета поступают: прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами; доходы от внешнеэкономической деятельности.
Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы – более 90%. Наиболее весомые налоги – налог на добавленную стоимость и акцизы – более 30% всех доходов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 7%, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции – 25%, в их числе главное место занимают импортные пошлины. Вторую группу составляют неналоговые доходы – 6%, в том числе доходы от государственной собственности, от продажи, принадлежащего государству имущества, от реализации государственных запасов, от внешнеэкономической деятельности. Кроме перечисленных выше налоговых и неналоговых доходов, для покрытия бюджетного дефицита субъектов РФ используются внутренние и внешние заимствования. В числе заимствований на внутреннем финансовом рынке следует отметить привлечение средств по государственным краткосрочным облигациям (ГКО), облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигациям государственных нерыночных займов (ОГНЗ) и др.
В соответствии с действующим в РФ законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов: обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ; функционирование федеральной судебной системы; национальная оборона и обеспечение безопасности государства; государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ; проведение выборов и референдумов и т.д.
Спецификой
федерального бюджета является финансирование
за счет этого бюджета
Таким образом, федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей страны.
1.3 Региональные и местные бюджеты
Центральное звено территориальных бюджетов – региональные бюджеты, предназначенные для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Федерации. В современных условиях региональные органы власти все в большей степени призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
В соответствии с БК РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. . Зачислению в бюджеты субъектов РФ подлежат налоговые доходы от следующих региональных налогов [4, с. 85]: налога на имущество организаций – по нормативу 100%; налога на игорный бизнес – по нормативу 100%; транспортного налога – по нормативу 100%. В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50%; акцизов на алкогольную продукцию – по нормативу 100%; сбора за пользование объектами животного мира – по нормативу 100%; налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) – по нормативу 60% и т.д Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет: части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ; платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%; платежей за пользование лесным фондом и т.д. В бюджеты субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Расходы региональных бюджетов осуществляются по следующим направлениям: обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ; обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; проведение выборов и референдумов субъектов РФ; обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ; оказание финансовой помощи местным бюджетам; содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и т.д.
В
последнее десятилетие
Обязательный компонент демократического государственного строя – местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, представительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Финансовая база местных органов власти – их бюджеты. Предоставленные этим органам бюджетные и имущественные права дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении: формировании денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределении и использовании этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти. Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.
В местные бюджеты поступают: ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления. До разграничения государственной собственности на землю в местные бюджеты в полном объеме поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящиеся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного строительства.
В бюджеты поселений зачисляются доходы от налогов: земельного налога – по нормативу 100%; налога на имущество физических лиц – по нормативу 100%; налога на доходы физических лиц – по нормативу 10%; единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 10%.
В бюджеты муниципальных районов зачисляются налоговые доходы от следующих налогов: земельного налога, взимаемого на межселенных территориях – по нормативу 100%; налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях – по нормативу 100%; налога на доходы физических лиц – по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 90% и т.д.
В
бюджеты городских округов
Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления. В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%. В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления – по нормативу 100%. Представительные органы местного самоуправления вправе вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.
Расходы местных бюджетов наиболее ярко отражают последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие виды расходов: содержание органов местного самоуправления; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; обслуживание и погашение муниципального долга; обеспечение противопожарной безопасности и т.д.
Таким
образом, региональные бюджеты - центральное
звено территориальных бюджетов, предназначенных
для финансового обеспечения задач, возложенных
на государственные органы управления
субъекта РФ. Через региональные бюджеты
государство проводит экономическую политику.
С помощью региональных бюджетов государство
осуществляет выравнивание уровней экономического
и социального развития территорий, которые
отстали в своем экономическом и социальном
развитии от других регионов страны. Местные
бюджеты - один из главных каналов доведения
до населения конечных результатов производства.
Важная роль в реформировании бюджетных
отношений отводится местным бюджетам.
Местные бюджеты принято считать низовым
звеном бюджетной системы РФ. Вместе с
тем, они являются фундаментом бюджетной
системы, не укрепив которой, нельзя кардинально
улучшить бюджетные взаимоотношения в
соответствии с функциями, возлагаемыми
на каждый уровень государственной власти.
2. Принципы бюджетной системы РФ
2.1. Принципы бюджетной системы в РФ (глава 5 БК РФ).
Бюджетным Кодексом РФ законодательно закреплены основные принципы, на которых строится бюджетная система страны. В их число входят:
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, единство денежной системы страны, где имеется одно платежное средство – рубль, единство форм бюджетных документов, единство форм бюджетного процесса, единство ответственности и санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единообразный порядок бухгалтерского учета бюджетных средств всех уровней бюджетной системы.