Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:00, реферат
Как уже упоминалось, бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех уровней:
1.Федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
2.Бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов – 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
3.Местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов.
При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
В условиях бюджетного дефицита, когда для покрытия бюджетных расходов недостаточно собственных средств, исполнительные органы власти могут привлекать заемные средства, т.е. получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов, по решению представительных органов власти в установленном порядке выпускать займы на инвестиционные цели на соответствующих территориях, брать краткосрочные кредиты коммерческих банков.
Особенностью заемных средств как источника бюджетных доходов является условие их возвратности.
Конкретный состав доходов и их объемы по каждому отдельному бюджету устанавливаются правовыми актами о соответствующем бюджете на каждый год.
Основным порядком в распределении доходов между бюджетами является закрепление доходов за бюджетами. Доходы могут быть закреплены за тем или иным бюджетом на постоянной или долговременной основе, что повышает бюджетную самостоятельность субъектов РФ и органов местного самоуправления.
При закреплении
тех или иных доходов за бюджетами
учитывается принцип
Аналогичные доходы зачисляются в районные бюджеты районов и городские бюджеты городов. В бюджеты этих уровней зачисляются еще местные налоги и сборы.
Более ограниченный перечень закрепленных доходов определен для районных бюджетов районов в городе, поселковых и сельских бюджетов.
Закрепленные доходы обеспечивают лишь часть доходной базы бюджетов.
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства.
Расходы
бюджета – денежные средства, направляемые
на финансовое обеспечение задач и функций
государства и местного самоуправления
Состав
расходов бюджетной системы определяется
задачами и функциями государства.
В зависимости от уровня бюджетов
он может иметь некоторые различия. Однако
анализ российского
бюджетного законодательства
позволяет выделить
следующие основные
направления расходов,
характерные для бюджетной
системы в целом:
расходы на финансирование народного хозяйства;
расходы на финансирование социально-культурных мероприятий;
расходы на финансирование государственных и муниципальных программ и инвестиций;
расходы
на финансирование фундаментальных
научно-технических
расходы на оборону;
расходы на содержание органов государственной и муниципальной власти, правоохранительных органов, судов, прокуратуры;
расходы
на внешнеэкономическую
расходы,
связанные с выплатой разного
рода пособий и компенсаций
расходы
по выплате дотаций, субвенций и
т.д.
Конкретные направления и размеры расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяются соответствующими органами государственной или местной власти и закрепляются в правовых актах о бюджете на конкретный год.
Расходы бюджетов, предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.
К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.
К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство.
В условиях бюджетного дефицита возникает ситуация, когда финансирование всех запланированных расходов невозможно. Согласно законодательству первоочередному финансированию подлежат текущие расходы. Существуют также так называемые защищенные статьи расходов, определяемые органами представительной власти при утверждении бюджета. Защищенные статьи должны финансироваться в полном объеме. Так, к примеру, в Законе РФ “О федеральном бюджете на 1998 год” к защищенным статьям расходов относятся: заработная плата, стипендия, государственные пособия и другие социальные и компенсационные выплаты населению; продовольственное обеспечение; приобретение медикаментов и перевязочных средств и т.д. Перечень защищенных статей текущих бюджетных расходов не является постоянным и определяется ежегодно.
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы РФ.
2.1.
Федеральный бюджет
РФ.
Федеральный
бюджет РФ входит в первый уровень
бюджетной системы РФ. Федеральный
бюджет является основным финансовым
планом государства, утверждаемым Федеральным
Собранием и имеющим статус федерального
закона. Через федеральный бюджет мобилизуются
финансовые ресурсы необходимые для последующего
их перераспределения и использования
для целей государственного регулирования
экономического развития страны и реализации
социальной политики на территории всей
России. При составлении проекта бюджета
учитываются не только данные о прогнозируемых
размерах доходов бюджета и необходимых
государственных расходов; бюджет строится
с учетом необходимости осуществления
избранной экономической политики.
Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных положений федерального бюджета на 1999 год. Федеральный бюджет на 1999 год был утвержден по расходам в сумме 575 046,6 млн. рублей и по доходам в сумме 473 676,1 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 4000 млрд. рублей и уровня инфляции 30%. Предельный размер дефицита федерального бюджета на 1999 год в сумме 101 370,5 млн. рублей, или 2,54% объема валового внутреннего продукта.
Рассмотрим федеральные налоги. Федеральные налоги вводятся и устанавливаются федеральными законодательными органами власти (Государственной Думой и Советом Федерации) и взимаются на всей территории страны.
К
федеральным налогам
относятся:
налог на прибыль с предприятий;
налог на добавленную стоимость;
акцизы на отдельные группы и виды товаров;
подоходный налог с физических лиц;
налог на операции с ценными бумагами;
таможенные пошлины;
отчисления
на воспроизводство минерально-
платежи за пользование природными ресурсами;
отчисления в дорожный фонд;
гербовый сбор;
государственная пошлина;
налог с имущества, переходящего по наследству или дарением;
сбор за использование названия «Россия»;
специальный налог с предприятий;
транспортный налог с предприятий;
сбор
за регистрацию банков и их филиалов.
Ставки
федеральных налогов и
В составе расходов, не связанных с обслуживанием государственного долга, необходимо выделить бюджетные ассигнования, финансирование которых должно быть обеспечено в обязательном порядке. Среди таких расходов определены следующие пять групп.
1.Расходы
на обеспечение
При этом предусматривается рост бюджетных ассигнований, направляемых на обеспечение комплекса социальных проблем, связанных, в первую очередь, с принятием федеральной программы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей.
2.Расходы
на выполнение в полном объеме
обязательств государства в
3.Расходы из фонда финансовой поддержки регионов, образуемые как доля от налоговых поступлений в федеральный бюджет. Несмотря на то, что доля средств федерального бюджета, направляемая на оказание финансовой поддержки регионов, будет постепенно сокращаться в связи с совершенствованием системы межбюджетных отношений, укреплением собственной доходной базы бюджетов регионов, проведением реформы жилищно-коммунального хозяйства, величина финансовой помощи из федерального бюджета составит около 8%.
4.Соцкультмероприятия: оказание целевой господдержки малообеспеченным гражданам, расходы на образование, здравоохранение, науку, культуру и искусство.
5.Обеспечение
финансовыми ресурсами
Все остальные
расходы в среднесрочной
Серьезному сокращению подверглись расходы на сельское хозяйство. На 15% ежегодно сокращаются дотации угольной отрасли.
На ближайшие 2,5 года нам предстоит ввести жесткий режим экономии государственных расходов, приняв соответствующую федеральную программу.
2.2.
Бюджеты субъектов РФ.
Бюджеты
субъектов Российской Федерации входят
во второй уровень бюджетной системы Российской
Федерации. Бюджеты субъектов Российской
Федерации – форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения субъекта Российской
Федерации. Бюджет субъекта Российской
Федерации и свод бюджетов муниципальных
образований, находящихся на его территории,
составляют консолидированный бюджет
субъекта Российской Федерации.