Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности, состава и принципов построения бюджетной классификации
При написании курсовой работы, использовалась экономическая литература отечественных авторов и федеральные законы РФ.
Объектом исследования в курсовой работе выступает бюджетная классификация. Предметом исследования в курсовой работе, являются особенности применения бюджетной классификации в РФ.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ
1.1 История бюджетной классификации в России
1.2 Характеристика бюджетной классификации
1.3 Классификация доходов и расходов бюджета
1.4 Классификация источников финансирования и видов государственного долга
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ в РФ
2.1 Результаты совершенствования бюджетной классификации в России
2.2 Обзор изменений и правил применения бюджетной классификации РФ в 2010 году
2.3 Дальнейшее совершенствование и изменения в бюджетной классификации РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- классификацию
источников внутреннего
- классификацию
источников внешнего
- классификацию
видов государственных
- классификацию
видов государственного
- ведомственную
классификацию расходов
Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач, как:
- контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;
- получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;
- формирование инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;
- обеспечение реализации принципа единства бюджетной системы.
Необходимо отметить то, что бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
Бюджетная
классификация в целях
Научный
подбор показателей группировки
бюджетных доходов и расходов
должен учитывать многие факторы, определяющие
формирование и использование средств,
давать представление о составе
и источниках формирования бюджетов,
о структуре и направлениях расхода
бюджетных средств, о территориальных,
ведомственных и социально-
Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации позволит видеть реальную картину движения финансовых ресурсов и активно влиять на ход социально-экономических процессов, происходящих в экономике и в обществе.
Сопоставление,
сравнение и анализ соответствующих
показателей бюджетов даст возможность
сделать объективные выводы об эффективности
бюджетной системы и
Детализация группировки доходов и расходов облегчит проводку бюджетных данных, упростит контроль за исполнением бюджетов и целевым расходованием финансов. Кроме того, в условиях широкой самостоятельности всех звеньев бюджетной системы это позволит использовать единые подходы к составлению и применению в практике всех бюджетов единых показателей и форм документации по учету и отчетности.
Анализ
вышеизложенного материала
1.3 Классификация
доходов и расходов бюджета
Приступая к исследованию звеньев и разделов бюджетной классификации, необходимо выделить два главных раздела, которые необходимо классифицировать в первую очередь - это доходы и расходы бюджетов.
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов. Она включает в себя коды администраторов поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов [14, 50 с.]
Правительство
РФ вправе в случае изменения функций
федеральных органов
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. [11, 52 с.]
Группы доходов бюджетов формируются по статьям доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения на любом уровне бюджетной системы по определенным признакам. В качестве признаков, характеризующих доходы бюджетов, можно выбрать следующие:
- иерархию уровня власти или уровень управления;
- источники получения доходов;
- способы получения доходов;
- время поступления доходов;
- территориальность
доходов.
По иерархии уровня власти или уровню управления доходы бюджетов подразделяются на федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные (муниципальные). В основу классификации положен признак разделения уровня власти, отвечающий за формирование и исполнение бюджета в соответствии с бюджетным законодательством. [1, 65 с.]
По источникам формирования бюджетов доходы подразделяются на налоговые, неналоговые, заимствования и др. В основу классификации положен признак субъекта перечисления денежных средств, за счет которых происходит формирование доходной части бюджетов любого уровня власти или территориального образования.
К налоговым доходам относятся все налоговые поступления от всех налогов (федеральных, региональных, местных) и их видов (например, налог на прибыль организаций, налог на доход от капитала, налог на имущество и т. д.), которые формируют доходную часть бюджета соответствующего уровню власти.
Неналоговыми доходами бюджетов различных уровней бюджетной системы являются доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности и от их деятельности, доходы от продажи имущества, находящегося в собственности соответствующего территориального образования, доходы от безвозмездных перечислений, доходы от других поступлений.
По способу получения доходов в бюджеты их можно классифицировать на принудительные, собственные, вынужденные и добровольные. В основу классификации положен признак перелагаемости изъятия дохода в соответствующий бюджет.
В соответствии с данным признаком все налоговые доходы бюджетов являются принудительными, неналоговые поступления от имущества, находящегося в собственности, его продажи или его деятельности являются собственными. Вынужденными доходами являются доходы поступающие в бюджет за счет внутренних и внешних заимствований в целях покрытия дефицитов бюджетов.
В основу классификации положен признак необходимости государства, его субъекта или местного образования обращаться к внешним или внутренним источникам получения дополнительных доходов в целях реализации бюджетной политики.
К внутренним источникам получения доходов можно отнести кредиты, получаемые от ЦБ РФ, доходы от продажи ценных бумаг, бюджетные ссуды, получаемые за счет внебюджетных фондов и бюджетов других уровней, иных источников дохода.
Внешними источниками получения доходов являются кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, иные внешние источники финансирования.
По времени поступления средств в бюджеты доходы подразделяются на плановые и чрезвычайные. К плановым доходам относят налоговые и неналоговые поступления, которые непосредственно извлекаются из источников дохода и их называют текущими. К чрезвычайным доходам относят доходы от внешних заимствований, внутренних заимствований за счет выпуска краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг, налоговых поступлений за счет введения новых видов налогов, расширения ншюгооблагаемой базы, повышения налоговых ставок, а также печатания денежных знаков или введения в обращение денежных знаков из драгоценных металлов.
По территориальности доходы бюджетов можно рассматривать с двух сторон:
- деление
бюджетов по территориальным
образованиям (федеральные, региональные,
местные), в основе которых лежит
признак территориального
- деление
бюджетов по признаку
Из приведенной
классификации признаков
Однако,
проанализировав приведенные
Классификацию бюджетных расходов можно характеризовать с позиций выполнения государством своих функций перед обществом. Она представляет собой группировку бюджетных расходов любого уровня бюджетной системы по определенным признакам, отражающим направления расходования бюджетных ресурсов на выполнение основных функций государства. [1, 67 с.]
К таким признакам можно отнести следующие:
- иерархию уровня власти или уровень управления;
- направленность расходов;
- экономическое содержание расходов;
- эффективность расходования средств;
- территориальность расходов;
- подведомственность расходов;
- характер
потребностей расходов.
По иерархии уровня власти или уровню управления расходы подразделяются на федеральные, региональные и мес тные. В основу классификации положен признак разделения уровня бюджета и органа власти, отвечающего за его исполнение в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными правовыми актами российского законодательства.
В основу целевой направленности расходов положен признак целевого выделения денежных средств из бюджета соответствующего уровня для обеспечения конкретной сферы деятельности:
- управление (государственного, регионального, муниципального);
- оборона и правопорядок (национальная оборона, правоохранительные органы, органы безопасности);
- социальное обеспечение и здравоохранение;
- образование и наука;
- международная деятельность;
- экономика (промышленность, энергетика, строительство);
- сельское хозяйство и рыболовство;
- инфраструктура;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- государственные долги и т. д.
По экономическому содержанию бюджетные средства классифицируются на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджетов определяют основную часть расходов бюджетных ресурсов, которые обеспечивают текущее функционирование органов власти всех уровней бюджетной системы и бюджетных учреждений. Капитальные расходы бюджетов составляют часть расходов бюджетов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.
По экономическому эффекту расходы подразделяются на производительные, непроизводительные и долговые. В основу классификации расходов положен признак, характеризующий вклад денежных средств из бюджета в сферу, которая развивается и дает доход в бюджет или только работает на потребление. Производительные расходы бюджетов это расходы, идущие на увеличение имущественных достижений государства или на укрепление экономических основ народного хозяйства.
К ним относят расходы, идущие на развитие промышленности, энергетики, сельского хозяйства, рыболовства, жилищно-коммунального хозяйства, научные исследования и т. д. Непроизводительные расходы не дают прироста имущественных достояний или не укрепляют экономические основы народного хозяйства.
К ним относятся расходы на оборону, культуру, правоохранительную деятельность, безопасность и т. д. Долговые расходы являются негативными с точки зрения их огромного влияния на экономику и социальную сферу деятельности общества. Долги не сами как таковые оказывают негативное влияние на экономику и социальную сферу, а непосредственно через бюджет, уменьшая возможности государства на сумму долга (внешнего и (или) внутреннего).