Бюджет предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение бюджетирования на предприятии ООО «БОГЕЛ».

Задачами исследования являются:
рассмотрение сущности бюджетов предприятий в РФ;
изучение методов составления бюджетов и их структуры;
анализ бюджета предприятия;
контроль выполнения бюджета предприятия;
рассмотрение теоретических знаний о бюджетировании.

Предмет исследования – бюджетирование предприятий (организаций).

Объект исследования – ООО «БОГЕЛ».

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Бюджет предприятия и процесс разработки бюджета…………...5
Сущность и структура бюджета предприятия ………….….……….......5
Функции, принципы бюджета предприятия и методы его составления…………………………………………………………...……………………11

Глава 2. Анализ бюджета предприятия .........................................................21
Характеристика бюджетов предприятия.…...………………………….21
Контроль выполнения Бюджета предприятия ………………………...31

Заключение…………………………………………………………….….….....41

Список литературы и использованных источников……………..….……43

Работа содержит 1 файл

КурсоваяК - копия.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

     Для корректного формирования бюджета движения денежных средств, необходимо определить статьи, имеющие отношение только к этой бюджетной форме. К ним относятся: транзитные платежи (возврат ж/д тарифа, перевыставление счетов, т.е. денежные потоки, не приносящие дохода, но из-за существующего временного разрыва, влияющие на сальдо), кредиты банков, погашение дебиторской и кредиторской задолженности прошлых периодов, возмещение НДС и т.д.

     Как правило, при первом составлении  бюджета у руководства предприятия возникает желание планировать бюджет с очень подробной детализацией: до каждого гвоздика, салфеточки и т.д. Однако все должно быть в разумных пределах: бюджетный классификатор должен быть достаточно детализированным для обеспечения вас полезной информацией о доходах и расходах предприятия, но не настолько подробным, что вы станете тонуть в мелких деталях, а процесс планирования станет громоздким и потребует больших трудозатрат8.

     При этом следует помнить, что в последующем  для анализа исполнения бюджета  плановые показатели должны будут сопоставляться  с имеющейся фактической информацией. Поэтому, если у вас учет ведется укрупненно, то не имеет смысла при первом составлении бюджета делать подробную детализацию бюджетных статей, т.к. информацию для сравнения все равно взять будет негде.

     Если  объективная необходимость в детальном анализе все же существует, проблему недостаточной детализации учета необходимо поставить перед руководством, и на следующих этапах бюджетного процесса разработать единый классификатор как для структуры бюджеты, так и для управленческого учета9.

     Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с двумя группами проблем: методические проблемы и организационные. Как правило, самым трудным в бюджетировании является этап его внедрения на предприятие. Приватизированные предприятия получили в наследство огромный опыт составления документов, ненужных предприятию в рыночной экономике. Поэтому принципиально важным является решение высшего менеджмента о внедрении бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. И с этого момента по существу начинается серьезная работа, основные этапы которой состоят в следующем:

  • изучение внутренней и внешней документации предприятия, его структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и т.д.;
  • поиск наименее болезненных путей вовлечения управленческой команды предприятия в процесс бюджетирования;
  • разработка плана внедрения бюджетирования;
  • пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов;
  • создание информационной базы для бюджетирования, предусматривающей разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных к специфике деятельности предприятия;
  • создание новых или реорганизация старых подразделений для осуществления процесса бюджетирования;
  • разработка или приобретение программного обеспечения и его установка на внутренней сети предприятия;
  • обучение персонала.

     Трудоемкий  процесс внедрения системы бюджетирования может длиться месяцами и даже годами. Помимо временных затрат он требует наличия высококвалифицированных специалистов в области бюджетирования и компьютерной техники. Как правило, украинские предприятия не в силах самостоятельно провести эти работы, привлечение консалтинговой фирмы обходится дешевле и значительно надежней10.

1.2. Функции, принципы  бюджета предприятия  и методы его  составления

      При рассмотрении бюджетирования как процесса необходимо выделить три его основных элемента:

  • организационное обеспечение касается вопросов внутрифирменной организации подразделений и служб предприятия, которые несут ответственность за обеспечение и поддержание самого процесса бюджетирования, а также предусматривает выбор лица, отвечающего за правильное и своевременное выполнение процесса;
  • процесс бюджетирования, который разбивается на отдельные процедуры: планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических данных и т.д.- при этом должен быть разработан и утвержден регламент, с помощью которого контролируется выполнение всех указанных процедур;
  • технология бюджетирования включает в себя формирование и консолидацию бюджетов предприятия. Для этого разрабатывается финансовая структура предприятия, представляющая собой совокупность центров ответственности. Для каждого из них отдельно формируются соответствующие бюджеты.

     В качестве основных принципов бюджетного планирования можно привести следующие11:

  • унификация всех бюджетных форм, бюджетных периодов и процедур разработки для компании и всех структурных подразделений независимо от специфики их хозяйственной деятельности;
  • совместимость бюджетных форм, форматов с установленными формами государственной отчетности;
  • совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетными формами;
  • обеспечение возможности составления сводного бюджета;
  • стабильность, неизменность процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов на протяжении всего бюджетного периода;
  • разделение накладных расходов на затраты структурных подразделений и компаний к целом по формуле, единой для всех подразделении;
  • непрерывность процедуры составления бюджетов, что предусматривает регулярный пересмотр и корректировку ранее сделанных прогнозов на новый период, не ожидая завершения действующего;
  • заблаговременная формулировка финансовых целей всех подразделений в виде заданий определенных норм рентабельности;
  • учет доходов и расходов, поступлений и списаний денежных средств в сопоставимых единицах учета;
  • детальный учет наиболее важных статей расходов, чья доля в чистых продажах достаточно велика.

     Система бюджетирования предполагает многовариантный  анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает анализ различных сценариев изменения финансового состояния предприятия, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды12.

     Бюджетирование  на предприятии выполняет три  основные функции13:

  1. Функция планирования. Данная функция является самой важной. Бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение. Бюджетирование способствует правильному и четкому целеполаганию на предприятии, разработке стратегии бизнеса.
  2. Функция прогноза. Сущность данной функции заключается в расчете прогнозных показателей по выполнению плановых заданий на основе соответствующего учета, прежде всего бухгалтерского.
  3. Функция анализа. Является также немаловажной для предприятия. Разумеется, как бы ни был хорош план, он остается бесполезным, если нет эффективного анализа его осуществления. Бюджет представляет собой набор показателей или критериев, которые должны использоваться при анализе деятельности предприятия. Путем непрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями можно оценивать деятельность на любом этапе, бюджетное планирование позволяет выявить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия.

      Система бюджетного управления является сложным  механизмом, и не все, что называют бюджетированием, является им на самом деле. Тем не менее, сейчас российские компании активно осваивают эту технологию управления, учась и на собственном опыте, и на чужих ошибках.

      Необходимо  видеть различия в целях построения каждого из бюджетов. Смешение принципов и методов составления бюджетов для их различных видов - типовая ошибка при построении бюджетных систем14.

     Бюджет  доходов и расходов (БДР) - определяет экономическую эффективность деятельности предприятия. Данный бюджет формирует основной финансовый результат деятельности предприятия, т.е. его прибыльность.

     Бюджет  движения денежных средств (БДДС) носит  более очевидный характер, он непосредственно планирует и фиксирует реальные потоки денежных средств и сравнительно прост для составления. БДДС определяет «платежеспособность» предприятия как разницу поступлений и «выбытий» денежных средств за период.

     Бюджет  по балансовому листу (ББЛ) - определяет экономический потенциал и финансовое состояние предприятия. ББЛ является результирующим бюджетом, при корректной модели финансового учета он формируется на основе БДР и БДДС15.

     Существует  много разновидностей бюджетов, применяемых  в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п.

     К двум основным, «идеологически» отличным типам бюджета следует отнести бюджеты, построенные по принципу «снизу вверх» и «сверху вниз».

     Первый  вариант предусматривает сбор и  фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании. При таком подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные «снизу» показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета.

     Этот  вид бюджетирования широко распространен  в России ввиду как неопределенности перспектив развития рынка в целом, так и нежелания руководства заниматься планированием - к сожалению, для большой части российских топ-менеджеров стратегическое планирование до сих пор остается лишь красивым иностранным термином.

     Второй  подход требует от руководства компании четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый период. Бюджетирование «сверху вниз» обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т.п. для оценки эффективности работы центров ответственности.

     В целом бюджетирование «сверху вниз»  является предпочтительным, однако на практике, как правило, применяются смешанные варианты содержащие в себе черты обоих вариантов. Вопрос лишь в том, какой подход преобладает.

     Есть еще несколько вариантов классификации бюджетов16:

  1. Долгосрочные и краткосрочные бюджеты (Short- & Long-term budgets)

     В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным - на период не более 1 года. Естественно, сейчас в России достоверность трех-, пяти- и уж тем более -десятилетних бюджетов, будет, мягко говоря, невысокой. По различным мнениям, «горизонт прогнозирования» на данный момент в России составляет от полугода до полутора-двух лет. Таким образом, представляется вполне рациональным считать краткосрочными бюджетами квартальные и менее, а долгосрочными - от полугода до года.

     Зачастую  в компании долгосрочное и краткосрочное  бюджетирование объединяются в единый процесс. В этом случае краткосрочный бюджет составляется в рамках разработанного долгосрочного и поддерживает его, а долгосрочный уточняется по прошествии каждого периода краткосрочного планирования и как бы «прокатывается» вперед еще на один период.

     Причем  если краткосрочный бюджет, как правило, несет гораздо больше контрольных функций, нежели долгосрочный, который в основном служит для целей планирования.

  1. Постатейные бюджеты (line-item budgets)

     Постатейный бюджет предусматривает жесткое  ограничение суммы по каждой отдельной  статье расходов без возможности переноса в другую статью.

     В западной практике такой подход широко используется в правительственных учреждениях, однако нередко применяется и в коммерческих организациях для обеспечения более жесткого контроля и ограничения полномочий руководителей нижнего и среднего звена.

     В России сама концепция постатейных  бюджетов широко распространена в коммерческих структурах, но на практике редко воплощается с достаточной жесткостью.

  1. Бюджеты с временным периодом (Lapsing Budgets)

     Этот  термин означает систему бюджетирования, в которой неизрасходованный на конец периода остаток средств не переносится на следующий период.

     Эта разновидность бюджета используется в большинстве организаций, т.к. позволяет  более четко контролировать деятельность менеджеров и расход ресурсов компании, пресекая «накопительские» тенденции.

Информация о работе Бюджет предприятия