Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:03, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение бюджетирования на предприятии ООО «БОГЕЛ».
Задачами исследования являются:
рассмотрение сущности бюджетов предприятий в РФ;
изучение методов составления бюджетов и их структуры;
анализ бюджета предприятия;
контроль выполнения бюджета предприятия;
рассмотрение теоретических знаний о бюджетировании.
Предмет исследования – бюджетирование предприятий (организаций).
Объект исследования – ООО «БОГЕЛ».
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Бюджет предприятия и процесс разработки бюджета…………...5
Сущность и структура бюджета предприятия ………….….……….......5
Функции, принципы бюджета предприятия и методы его составления…………………………………………………………...……………………11
Глава 2. Анализ бюджета предприятия .........................................................21
Характеристика бюджетов предприятия.…...………………………….21
Контроль выполнения Бюджета предприятия ………………………...31
Заключение…………………………………………………………….….….....41
Список литературы и использованных источников……………..….……43
Для корректного формирования бюджета движения денежных средств, необходимо определить статьи, имеющие отношение только к этой бюджетной форме. К ним относятся: транзитные платежи (возврат ж/д тарифа, перевыставление счетов, т.е. денежные потоки, не приносящие дохода, но из-за существующего временного разрыва, влияющие на сальдо), кредиты банков, погашение дебиторской и кредиторской задолженности прошлых периодов, возмещение НДС и т.д.
Как
правило, при первом составлении
бюджета у руководства
При этом следует помнить, что в последующем для анализа исполнения бюджета плановые показатели должны будут сопоставляться с имеющейся фактической информацией. Поэтому, если у вас учет ведется укрупненно, то не имеет смысла при первом составлении бюджета делать подробную детализацию бюджетных статей, т.к. информацию для сравнения все равно взять будет негде.
Если объективная необходимость в детальном анализе все же существует, проблему недостаточной детализации учета необходимо поставить перед руководством, и на следующих этапах бюджетного процесса разработать единый классификатор как для структуры бюджеты, так и для управленческого учета9.
Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с двумя группами проблем: методические проблемы и организационные. Как правило, самым трудным в бюджетировании является этап его внедрения на предприятие. Приватизированные предприятия получили в наследство огромный опыт составления документов, ненужных предприятию в рыночной экономике. Поэтому принципиально важным является решение высшего менеджмента о внедрении бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. И с этого момента по существу начинается серьезная работа, основные этапы которой состоят в следующем:
Трудоемкий
процесс внедрения системы
1.2. Функции, принципы бюджета предприятия и методы его составления
При рассмотрении бюджетирования как процесса необходимо выделить три его основных элемента:
В качестве основных принципов бюджетного планирования можно привести следующие11:
Система бюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает анализ различных сценариев изменения финансового состояния предприятия, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды12.
Бюджетирование на предприятии выполняет три основные функции13:
Система бюджетного управления является сложным механизмом, и не все, что называют бюджетированием, является им на самом деле. Тем не менее, сейчас российские компании активно осваивают эту технологию управления, учась и на собственном опыте, и на чужих ошибках.
Необходимо видеть различия в целях построения каждого из бюджетов. Смешение принципов и методов составления бюджетов для их различных видов - типовая ошибка при построении бюджетных систем14.
Бюджет доходов и расходов (БДР) - определяет экономическую эффективность деятельности предприятия. Данный бюджет формирует основной финансовый результат деятельности предприятия, т.е. его прибыльность.
Бюджет движения денежных средств (БДДС) носит более очевидный характер, он непосредственно планирует и фиксирует реальные потоки денежных средств и сравнительно прост для составления. БДДС определяет «платежеспособность» предприятия как разницу поступлений и «выбытий» денежных средств за период.
Бюджет по балансовому листу (ББЛ) - определяет экономический потенциал и финансовое состояние предприятия. ББЛ является результирующим бюджетом, при корректной модели финансового учета он формируется на основе БДР и БДДС15.
Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п.
К двум основным, «идеологически» отличным типам бюджета следует отнести бюджеты, построенные по принципу «снизу вверх» и «сверху вниз».
Первый вариант предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании. При таком подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные «снизу» показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета.
Этот вид бюджетирования широко распространен в России ввиду как неопределенности перспектив развития рынка в целом, так и нежелания руководства заниматься планированием - к сожалению, для большой части российских топ-менеджеров стратегическое планирование до сих пор остается лишь красивым иностранным термином.
Второй подход требует от руководства компании четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый период. Бюджетирование «сверху вниз» обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т.п. для оценки эффективности работы центров ответственности.
В целом бюджетирование «сверху вниз» является предпочтительным, однако на практике, как правило, применяются смешанные варианты содержащие в себе черты обоих вариантов. Вопрос лишь в том, какой подход преобладает.
Есть еще несколько вариантов классификации бюджетов16:
В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным - на период не более 1 года. Естественно, сейчас в России достоверность трех-, пяти- и уж тем более -десятилетних бюджетов, будет, мягко говоря, невысокой. По различным мнениям, «горизонт прогнозирования» на данный момент в России составляет от полугода до полутора-двух лет. Таким образом, представляется вполне рациональным считать краткосрочными бюджетами квартальные и менее, а долгосрочными - от полугода до года.
Зачастую в компании долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяются в единый процесс. В этом случае краткосрочный бюджет составляется в рамках разработанного долгосрочного и поддерживает его, а долгосрочный уточняется по прошествии каждого периода краткосрочного планирования и как бы «прокатывается» вперед еще на один период.
Причем если краткосрочный бюджет, как правило, несет гораздо больше контрольных функций, нежели долгосрочный, который в основном служит для целей планирования.
Постатейный бюджет предусматривает жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью.
В западной практике такой подход широко используется в правительственных учреждениях, однако нередко применяется и в коммерческих организациях для обеспечения более жесткого контроля и ограничения полномочий руководителей нижнего и среднего звена.
В России сама концепция постатейных бюджетов широко распространена в коммерческих структурах, но на практике редко воплощается с достаточной жесткостью.
Этот термин означает систему бюджетирования, в которой неизрасходованный на конец периода остаток средств не переносится на следующий период.
Эта
разновидность бюджета