Бюджет предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение бюджетирования на предприятии ООО «БОГЕЛ».

Задачами исследования являются:
рассмотрение сущности бюджетов предприятий в РФ;
изучение методов составления бюджетов и их структуры;
анализ бюджета предприятия;
контроль выполнения бюджета предприятия;
рассмотрение теоретических знаний о бюджетировании.

Предмет исследования – бюджетирование предприятий (организаций).

Объект исследования – ООО «БОГЕЛ».

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Бюджет предприятия и процесс разработки бюджета…………...5
Сущность и структура бюджета предприятия ………….….……….......5
Функции, принципы бюджета предприятия и методы его составления…………………………………………………………...……………………11

Глава 2. Анализ бюджета предприятия .........................................................21
Характеристика бюджетов предприятия.…...………………………….21
Контроль выполнения Бюджета предприятия ………………………...31

Заключение…………………………………………………………….….….....41

Список литературы и использованных источников……………..….……43

Работа содержит 1 файл

КурсоваяК - копия.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

Факультет экономики и управления

Кафедра финансов и кредита 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

  по  дисциплине Финансы организаций

  на  тему «Бюджет предприятия» 
 

           Специальность Финансы и кредит

           Специализация Банковское дело 
       
       
       

                                   Выполнил студент

                                   ****

                                   группа Ф-505

                                   Руководитель-консультант

                                   д. э. н., профессор  **** 
       
       

      «Допустить  к защите»

      Руководитель-консультант **** 

      Работа  защищена с оценкой____________________

      Дата__________________ 
       
       
       

      Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Бюджет предприятия и процесс разработки бюджета…………...5

    1. Сущность и структура бюджета предприятия  ………….….……….......5
    2. Функции, принципы бюджета предприятия и методы его составления…………………………………………………………...……………………11

Глава 2. Анализ бюджета предприятия .........................................................21

    1. Характеристика бюджетов предприятия.…...………………………….21
    2. Контроль выполнения Бюджета предприятия ………………………...31

Заключение…………………………………………………………….….….....41

Список  литературы и использованных источников……………..….……43

 

введение

      Актуальность  данной темы обусловлена тем, что деятельность предприятия стала невозможной без формирования бюджета как основного инструмента управления, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией высшее руководство. С его помощью должны осуществляться разработка стратегии эффективного развития предприятий в условиях конкуренции и нестабильности.

      Постепенная стабилизация политической и экономической  обстановки в России дает многим фирмам возможность всерьез задуматься о планировании своей хозяйственной деятельности.

      Единой  модели построения бюджета не существует — для каждого конкретного предприятия бюджет будет индивидуален. Сам процесс бюджетирования предусматривает творческий подход без готовых шаблонов и моделей.

     Важно понимать, что бюджет необходим предприятию, ее руководству и собственникам, государственные органы к процессу бюджетирования никакого отношения не имеют.

      Целью работы является рассмотрение бюджетирования на предприятии ООО «БОГЕЛ».

     Задачами  исследования являются:

  • рассмотрение сущности бюджетов предприятий в РФ;
  • изучение методов составления бюджетов и их структуры;
  • анализ бюджета предприятия;
  • контроль выполнения бюджета предприятия;
  • рассмотрение теоретических знаний о бюджетировании.

    Предмет исследования – бюджетирование предприятий (организаций).

    Объект  исследования – ООО «БОГЕЛ».

      Курсовая  работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются сущность и функции бюджета, методы его составления. Во второй главе конкретизированы полученные теоретические знания и рассмотрена характеристика бюджетов и контроль их составления. При этом глава иллюстрирована таблицами и схемами для более полного рассмотрения выбранной темы.

 

Глава 1.Бюджет предприятия и процесс разработки бюджета

1.1. Сущность и структура  бюджета предприятия

      Бюджет  организации — календарный план доходов и расходов организации, сформулированный в стоимостных и количественных величинах для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью компании. Бюджет организации составляется в натуральном и/или денежном выражении и определяет потребность компании в ресурсах, необходимых для получения прогнозируемых доходов1.

      Обычно  создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.

      Бюджетирование  представляет собой информационную систему внутрипроизводственного управления, использующую определенные финансовые инструменты, называемые бюджетами2.

     Согласно  методическим рекомендациям по управленческому  учету, разработанным Минэкономразвития России, бюджет – это информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах.

     Экономически  эффективная деятельность организации  возможна только в том случае, если она имеет четко заданные достаточно напряженные, но реальные для выполнения стоимостные параметры доходов и расходов.

     Сущность  бюджетирования состоит в разработке взаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности организации, ее подразделений исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за выполнением этих планов, в использовании корректирующих воздействий на отклонения от параметров их исполнения. В информационном отношении – это система, интегрирующая результаты процессов планирования, учета, контроля и анализа стоимостных показателей деятельности организации.

      К числу основных задач бюджетирования относится следующее:

  • обеспечение текущего планирования;
  • обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;
  • обоснование затрат предприятия;
  • создание базы для оценки и контроля планов предприятия;
  • исполнение требований законов и контрактов.

     Существует  два основных вида бюджета:

     1. Операционный бюджет включает в себя бюджет доходов и расходов, базой для разработки которого являются следующие бюджеты: бюджет производства, бюджет продажи продукции, прочих доходов, затрат на материалы и энергию, бюджет оплаты труда, амортизационных отчислений, общехозяйственных и общепроизводственных расходов, бюджет расходов по налогам (в зависимости от налога может включаться в общехозяйственные расходы)3.

     2. Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса активов и пассивов, состоящего из трёх финансовых документов4:

  • прогноз отчёта о прибылях и убытках;
  • прогноз отчёта о движении денежных средств;
  • прогноз бухгалтерского баланса.

     Структура бюджета - это бюджетный классификатор, позволяющий задать желаемую иерархию бюджетных статей доходной и расходной частей бюджета и сгруппировать по этим статьям бюджетные элементы.

     Например, если предприятие выпускает пять продуктов, два из которых идут на экспорт, три - на внутренний рынок, и при составлении бюджета мы хотим планировать доходную часть в разрезе продуктов, то в качестве бюджетных элементов будут выступать продукты, сгруппированные по двум бюджетным статьям: «Реализация на внутренний рынок» и «Реализация на экспорт».

     Структура бюджета необходима для:

  • формирования совокупных доходов и расходов предприятия – в связи с этим необходимо предусмотреть удобную для анализа иерархию статей, способную предоставить исчерпывающие ответы по поводу различных расчетных величин (например, разделить статью «Вспомогательные материалы» на подстатьи «Металл», «Инструмент», «Стройматериалы» и т.д., чтобы при анализе расчетных данных можно было легко найти причину полученного результата);
  • формирования бюджета денежных средств предприятия – для корректного формирования обозначенной формы необходимо предусмотреть в структуре бюджета статьи, имеющие  отношение исключительно к движению денег, такие как: «Кредиты банков», «Погашение дебиторской задолженности прошлых лет», «Возмещение НДС», «Погашение кредиторской задолженности прошлых лет» и т.д.;5
  • в последующем, при вовлечении всех подразделений предприятия в процедуру бюджетирования, структура бюджета используется для распределения ответственности структурных подразделений предприятия за конкретные элементы – в этих целях статьи должны быть детализированы таким образом, чтобы каждое подразделение имело четко выделенные элементы.

     В структуре бюджета также могут быть предусмотрены такие статьи, как: полуфабрикаты собственного изготовления, возвратные отходы. Эти статьи необходимы для формирования прогноза нормируемых затрат и расчета себестоимости продукции. В итоговых бюджетных формах эти статьи будут иметь нулевые значения, так как затраты распределятся по входящим в них составляющим: сырье и материалы, энергетика, зарплата и т.д.

     Не  существует каких-либо жестких требований по разработке бюджетного классификатора, и так же как нет двух абсолютно одинаковых предприятий, точно также нет одинаковых бюджетных структур. В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, она не имеет стандартизированной формы, которая должна строго соблюдаться. Структура бюджета зависит от специфики организации, принятой на предприятии учетной политики, пожеланий руководства по удобной для анализа степени детализации статей и т.д. Можно лишь дать общие рекомендации, как составить оптимальную структуру6.

     Структура бюджета должна соответствовать  структуре повседневной деятельности организации. Если, например, организация действует на основе отделов, то и бюджет должен быть организован соответственно.

     Для разработки структуры бюджета конкретного  предприятия и основных бюджетных форм необходимо провести анализ специфики деятельности организации по следующим направлениям:

  • Анализ особенностей реализации продукции предприятия. На данном этапе следует выяснить, какие виды деятельности предприятия относятся к основной, а какие к прочей реализации.
  • Анализ доходов от основной деятельности. Необходимо определить структуру и формы планирования доходов от основной деятельности: внутренний рынок и экспорт; рубли и валюта; в целом по предприятию или по основным ассортиментным группам и т.д.;
  • Оценка доходов от прочих видов деятельности. Необходимо определить структуру доходов от прочей реализации. К ним могут относиться: доходы от реализации услуг вспомогательных цехов на сторону; доходы от реализации путевок в собственные детские оздоровительные лагеря, дома отдыха и т.п.; доходы от сдачи имущества в аренду; реализация отходов производства; доходы от коммерческой деятельности, не связанной с основной; доходы от реализации основных фондов, материалов и т.д.;
  • Определение внереализационных доходов. Это могут быть доходы от участия в деятельности других организаций, курсовые разницы, доходы от операций с ценными бумагами и т.д.;
  • Определение специфики производственного процесса предприятия. Этот этап предназначен для выявления необходимости раздельного планирования основного и вспомогательного производства; нормируемых запасов;
  • Анализ организационной структуры предприятия для разработки смет структурных подразделений;
  • Определение структуры расходов предприятия и определение наиболее значимых статей для более глубокой детализации при планировании. Необходимо определить состав и структуру условно-переменных, условно-постоянных расходов, налоговых платежей, инвестиций, расходов на социальную сферу, затрат из прибыли и т.д.7

Информация о работе Бюджет предприятия