Бюджет и бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы рассмотреть процесс бюджетного регулирования, способы его осуществления, достоинства и недостатки данного процесса, а также предложить направления улучшения межбюджетных отношений на основе постепенного перехода от их приоритетной направленности на дотационное выравнивание бюджетной обеспеченности регионов к преимущественному созданию условий для укрепления бюджетной самостоятельности субъектов РФ, увеличения заинтересованности региональных и местных властей в расширении и укреплении собственных источников доходов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3
1.Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в РФ…..4-11
2. Бюджетный федерализм в РФ и его основные принципы…………11-15
3. Бюджетное регулирование в РФ………………………………………………….15-22
4. Фонд финансовой поддержки субъектов РФ………………………………22-30
Заключение……………………………………………………………………………………….31-32
Список использованной литературы……………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам.docx

— 58.94 Кб (Скачать)
  1. сокращение обязательств по финансированию ведомственных льгот,

возложенных на бюджеты субъектов РФ федеральным  законодательством. Для реализации этого решения в федеральном бюджете должны быть предусмотрены расходы на компенсацию затрат по предоставлению льгот военнослужащим и приравненным к ним лицам работникам судов и прокуратуры по коммунальным услугам, абонентской плате за телефон и его установку, бесплатному проезду в городском транспорте;

  1. четкое определение сферы финансовой ответственности субъектов

РФ за реализацию федеральных законов  социального характера («О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в  Российской Федерации », «О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей»). С этой целью начиная с 2001г. в  составе федерального бюджета создается  фонд компенсаций за счет централизации 15% НДС, ранее зачисляемые в консолидированные бюджеты субъектов РФ. Средства данного фонда (субвенции ) распределяются между всеми без исключения субъектами федерации вне зависимости от уровня их бюджетной обеспеченности для целевого финансирования реализации указанных выше законов. Это будет способствовать реализации основных социальных гарантий, установленных федеральным законодательством, на всей территории страны;

  1. внедрение новой методики распределения средств фонда финансовой

поддержки субъектов РФ, основанной на объективной  оценке бюджетных потребностей и  налогового потенциала регионов;

  1. оказание поддержки бюджетным и экономическим реформам на регио-

нальном и местном уровне. С этой целью в составе федерального бюджета планируется фонд развития региональных финансов, средства которого будут распределятся на конкурсной основе между субъектами РФ, чья бюджетная и экономическая политика отвечает установленным критериям;

  1. повышение объективности, прозрачности и обоснованности распреде-

ления средств федерального бюджета в территориальном разрезе.  С этой целью в 2001 г. внедрена методика распределения инвестиционных субвенций фонда регионального развития и вновь созданного фонда целевых субвенций на дорожное хозяйство.

      По  настоящее время проводилась  практическая отработка финансовых механизмов, стимулирующих проведение на региональном уровне экономических  и бюджетных реформ, продолжить совершенствование  методологии бюджетного выравнивания с законодательным закреплением ее основных положений на среднесрочную перспективу. Средства фонда регионального развития переориентированы на восстановление инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.

      Таким образом, реформа межбюджетных отношений  должна обеспечить повышение эффективности  использования и управления финансовыми  ресурсами бюджетной системы  Российской Федерации; выравнивание возможностей реализации на всей территории страны минимального уровня установленных Конституцией РФ федеральным законодательством социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов всех уровней; создание условий для повышения эффективности социально-экономического развития регионов. 
 
 
 
 

     Заключение

     Из  анализа текущей финансово-экономической  ситуации, а также опыта, накопленного за период экономических и, в частности, бюджетных реформ, можно сделать  вывод: при всех условиях в России наиболее эффективным было бы применение комбинированного подхода в выборе методов бюджетного регулирования.

     Как представляется, по мере экономической  стабилизации и роста производства, а, следовательно, и улучшения ситуации в бюджетной сфере межбюджетные отношения будут меняться.

     В условиях экономического роста можно  будет сделать меньший упор на выравнивание межрегиональных различий, что само по себе имеет позитивный потенциал.

     Основное  назначение бюджета - обеспечить равномерность  экономического пространства и государственные  социальные гарантии.

     В России не создана эффективная система межбюджетных отношений. Это прежде всего, связано с не решенными следующими проблемами:

  • отсутствуют объективные оценки бюджетных потребностей и налогового потенциала регионов;
  • отсутствуют единые правила поведения регионов-реципиентов при реализации федеральных и региональных социальных обязательств;
  • отсутствуют механизмы стимулирования регионов-доноров;
  • бюджет принимается на слишком короткий шаг времени.

     Межбюджетные  отношения между центром и  регионами должны строиться на:

  • симметричных отношений Центра и субъектов Федерации в части разработки и строгого соблюдения единых правил поведения;
  • ассиметричных отношений в части стимулирования регионов-доноров и реализации решений федеральных программ социально-экономического развития регионов.

     Для расчета бюджетной  потребности регионов необходимы стандарты  и нормы, что позволит перевести  бюджетный процесс на нормативные  принципы формирования бюджета. Субъекты Федерации обязаны провести полную паспортизацию объектов социальной сферы, провести внутреннее выравнивание инфраструктурной обеспеченности в  соответствии с федеральными, например, стандартами. В этом смысле отношения  Центра и субъектов должны быть симметричны. Для определения величины доходной части должна быть произведена стандартизация внутрибюджетного управления. На основании  получаемой информации производится расчет доходной части бюджета.

     На  основании составления доходной и расходной частей субъекты Федерации  классифицируются на регионы-доноры и  регионы-реципиенты. Регионы-доноры должны стимулироваться за превышение доходной части. В этом смысле отношения Центра и регионов должны быть ассиметричны. Кроме того, ассиметричны и отношения  Центра с субъектами-реципиентами в  отношении определения величины дотаций этим регионам. Социально-экономическое  программирование субъектов должно производиться на основании федеральных  программ.

 

     Список  использованной литературы: 

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  3. Алимурзаев Г., Хижняков В. Новые доктринальные подходы к межбюджетным отношениям и бюджетная политика Федерального Правительства // Российский экономический журнал, №12, 2010.
  4. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь М. : Финансы и статистика, 2003г.
  5. Данчикова Г. Бюджетный федерализм // Экономист. - 2007.№ 6. – с.59-64.
  6. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для ВУЗов/, – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002г.
  7. Карасева М.В. Финансовое право Российской Федерации/, – М.: Юрист, 2006. – 576с.
  8. Мокрый В.С. Межбюджетные отношения и финансовые основы местного самоуправления //Финансы, №6, 2008
  9. Орлова Н.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие М.: РИОР, 2004г.
  10. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов/, – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  11. Под редакцией Романовского М.В., Врублевской О.В.  Финансы, денежные обращения и кредит : Учебник для вузов/ 2008г.
  12. Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики, 2008. - №1.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система РФ