Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:03, курсовая работа
Цель данной контрольной работы рассмотреть процесс бюджетного регулирования, способы его осуществления, достоинства и недостатки данного процесса, а также предложить направления улучшения межбюджетных отношений на основе постепенного перехода от их приоритетной направленности на дотационное выравнивание бюджетной обеспеченности регионов к преимущественному созданию условий для укрепления бюджетной самостоятельности субъектов РФ, увеличения заинтересованности региональных и местных властей в расширении и укреплении собственных источников доходов.
Введение……………………………………………………………………………………………3
1.Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в РФ…..4-11
2. Бюджетный федерализм в РФ и его основные принципы…………11-15
3. Бюджетное регулирование в РФ………………………………………………….15-22
4. Фонд финансовой поддержки субъектов РФ………………………………22-30
Заключение……………………………………………………………………………………….31-32
Список использованной литературы……………………………………………….33
Содержание:
Введение……………………………………………
1.Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в РФ…..4-11
2. Бюджетный федерализм в РФ и его основные принципы…………11-15
3.
Бюджетное регулирование в РФ……
4.
Фонд финансовой поддержки
Заключение………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………….
Введение
В последние годы субъекты Российской Федерации получают все больше полномочий, в первую очередь в сфере социальной политики, однако этот положительный процесс не сопровождается соответствующим расширением финансовых возможностей. Вследствие этого переданные в ведение региональных властей права не реализуются полностью, что в свою очередь обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия между федеральными и региональными структурами власти, поддерживает региональный сепаратизм. В конечном счете это опасно для федеративного государства. Поэтому упорядочение финансовой поддержки субъектов РФ и межбюджетных отношений в целом является важным условием дальнейшего углубления экономических реформ и укрепления российской государственности на основе принципов демократии и федерализма.
С другой стороны отсутствие эффективных стимулов повышения доходности территориальных бюджетов привело к появлению большого числа хронически дотационных территорий. Плановое выравнивание территориальных (в том числе республиканских) бюджетов за счет дотаций и субвенций создало у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы.
Цель
данной контрольной работы рассмотреть
процесс бюджетного регулирования, способы
его осуществления, достоинства и недостатки
данного процесса, а также предложить
направления улучшения межбюджетных отношений
на основе постепенного перехода от их
приоритетной направленности на дотационное
выравнивание бюджетной обеспеченности
регионов к преимущественному созданию
условий для укрепления бюджетной самостоятельности
субъектов РФ, увеличения заинтересованности
региональных и местных властей в расширении
и укреплении собственных источников
доходов.
Межбюджетные отношения – отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Принято различать унитарные и федеративные бюджетные системы. Унитарным бюджетным системам соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Федеративным бюджетным системам присуща высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов.
Межбюджетные отношения основываются на принципах:
а) распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации.
б) разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ.
в) равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований
г) выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.
д) равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта РФ, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.
В течение финансового года органы законодательной власти (представительной) и исполнительной власти, представленные органы местного самоуправления не вправе принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению (выпадению) доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, без внесения изменений и дополнений в соответствующие законы о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение доходов.
Государственный бюджет – главное звено финансовой системы.
Он
представляет собой форму образования
и использования
Бюджетное законодательство и бюджетная практика различают бюджет государства и государственный бюджет. На основании Конституции РФ государственный бюджет носит название федерального.
Бюджет
государства – это
Статья 6 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет как «свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации».
Поэтому бюджет государства – это федеральный бюджет плюс бюджеты 89 субъектов Российской Федерации.
Таким
образом, государственный бюджет, являясь
для государства средством
Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет (ст.6 БК РФ).
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляет бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированные бюджеты позволяют получать полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Консолидированный бюджет области может быть представлен в виде следующей схемы:
Консолидированный бюджет области
1.Областной бюджет
3.Бюджеты районов
области
2.Бюджеты городов
областного подчинения,
в т.ч. областного центра
3.2.Бюджеты городов
районного
подчинения
3.1.Районные
бюджеты
2.3.Бюджеты
городских
районов
3.3.Сельские
поселковые и пр. бюджеты
2.1.Городские
бюджеты
Рис.1 Схема
консолидированного бюджета области
Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов, всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов,
бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы должны бюджета покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
Принцип достоверности бюджета означает : надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.