Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:03, курсовая работа
Цель данной контрольной работы рассмотреть процесс бюджетного регулирования, способы его осуществления, достоинства и недостатки данного процесса, а также предложить направления улучшения межбюджетных отношений на основе постепенного перехода от их приоритетной направленности на дотационное выравнивание бюджетной обеспеченности регионов к преимущественному созданию условий для укрепления бюджетной самостоятельности субъектов РФ, увеличения заинтересованности региональных и местных властей в расширении и укреплении собственных источников доходов.
Введение……………………………………………………………………………………………3
1.Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в РФ…..4-11
2. Бюджетный федерализм в РФ и его основные принципы…………11-15
3. Бюджетное регулирование в РФ………………………………………………….15-22
4. Фонд финансовой поддержки субъектов РФ………………………………22-30
Заключение……………………………………………………………………………………….31-32
Список использованной литературы……………………………………………….33
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на бюджетный год, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения соответствующего муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. При этом каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств и муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.
Помимо государственных внебюджетных фондов и целевых фондов, в Российской Федерации могут создаваться резервные фонды. Основными видами резервных фондов в РФ выступают :
Специальным
федеральным законом и
2.Резервные фонды органов исполнительной власти и резервные фонды органов местного самоуправления.В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления. При этом запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов. Распоряжение средствами резервных фондов осуществляется на основе нормативных правовых актов Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Из этих фондов финансируются непредвиденные расходы. Например, проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, актов терроризма и других чрезвычайных ситуаций.
3. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Этот резервный фонд с 2004-2005гг. образуется в составе федерального бюджета.
Объем федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на очередной финансовый год утверждается при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.
4. Стабилизационный резервный фонд России. С 1 января 2004 г. круг резервных фондов России пополнился стабилизационным фондом. Стабилизационный фонд России представляет собой часть средств федерального бюджета, образующихся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета.
Стабилизационный фонд формируется за счет :
1.Дополнительных доходов федерального бюджета, образуемых расчетным путем в связи с превышением цены на нефть над базовой ценой.
2.
Остатков средств федерального
бюджета предыдущего года.
2.Бюджетный федерализм в РФ и его основные принципы.
Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа1. В ст. 5 Конституции указывается, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
Российская административная система состоит из трех уровней. Федеральное (центральное) правительство является первым уровнем. Второй уровень включает 89 субъектов Федерации, которые характеризуются определенной степенью автономности по отношению к федеральному правительству. Третий уровень администрации состоит из местных органов власти, которые включают органы власти крупных городов, городских районов, малых городов, поселков городского типа и сельские администрации. Однако, поскольку бюджеты местных органов власти сильно зависят от региональных бюджетов, можно сказать, что российская система федерализма в финансовом отношении представляет собой скорее два, а не три уровня: федеральное правительство, с одной стороны, и региональные местные органы власти – с другой.
Бюджетный
федерализм – это автономное функционирование
бюджетов отдельных уровней на всех
стадиях бюджетного процесса, основанное
на следующих основных принципах:
-
самостоятельность бюджетов
-
недопустимость изъятия
-
право на компенсацию расходов,
возникших в результате
-
законодательное разграничение
бюджетной ответственности и
расходных полномочий между
-
соответствие финансовых
-
нормативно-расчетные методы
-
наличие специальных процедур
предотвращения и разрешения
конфликтов между различными
уровнями власти и управления,
достижения
Идеальной модели бюджетного федерализма, приемлемой для всех стран, не существует. На развитие бюджетных систем страны оказывают влияние исторические и политические особенности.
Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий субъектов федерации должен полностью соответствовать объему ответственности по расходам, закрепленным за данным уровнем государственной власти. На практике между бюджетными расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв, который необходимо покрывать за счет доходных источников, находящихся в распоряжении бюджета более высокого уровня.
Основу
бюджетного федерализма составляет
разграничение предметов
В ведении Российской Федерации в области федерализма находятся:
-
управление федеральной
-
установление основ
-
установление правовых основ
единого рынка; финансовое, валютное,
кредитное, таможенное
- федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ в области федерализма находятся:
-
вопросы владения, пользования и
распоряжения землей, недрами, водными
и другими природными
- разграничение государственной собственности;
-
природопользование, охрана окружающей
среды и обеспечение
- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
-
координация вопросов
- установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
-
административное, административно-
- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
- координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ;
По
предметам ведения Российской Федерации
принимаются федеральные
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и других нормативных правовых актов. Законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.
В целом федерализм не является приоритетным направлением, и реформа межбюджетных отношений играет подчиненную роль по отношению к другим реформам. Другие основные структурные реформы общественных институтов, таких как правовая система, плохо скоординированы или вообще не скоординированы с текущей реформой межбюджетных отношений.
С
моей точки зрения, те достижения, которые
были получены в результате реализации
программы бюджетного федерализма на
самом деле бесспорны. Но есть одно обстоятельство,
которое не позволяет благостно смотреть
на эту реализацию. Дело в том, что по формальным
критериям – да, у нас есть и распределение
полномочий, и распределение доходных
источников, распределение расходных
полномочий аккуратное по всем уровням.
На самом деле мы в результате получили
не бюджетный федерализм. Бюджетный федерализм
– это не самоцель, а инструмент реализации
федеративным государством своих функций.
В России же наоборот мы средствами бюджетного
федерализма хотим как то сохранить наше
федеративное устройство.
3.Бюджетное регулирование
Бюджетное регулирование – это процесс обеспечения сбалансированности (уравнивания доходов с расходами) каждого бюджета, входящего в состав бюджетной системы страны.
Для понимания сущности бюджетного регулирования необходимо раскрыть значение таких категорий, как «профицит бюджета» и «дефицит бюджета».
Профицит бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами.
Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами.
Дефицит
бюджета является отрицательным
фактором, профицит – рассматривается
как положительное явление, поскольку
оно свидетельствует о
Смысл бюджетного регулирования заключается в следующем.