Бюджет и бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы рассмотреть процесс бюджетного регулирования, способы его осуществления, достоинства и недостатки данного процесса, а также предложить направления улучшения межбюджетных отношений на основе постепенного перехода от их приоритетной направленности на дотационное выравнивание бюджетной обеспеченности регионов к преимущественному созданию условий для укрепления бюджетной самостоятельности субъектов РФ, увеличения заинтересованности региональных и местных властей в расширении и укреплении собственных источников доходов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3
1.Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в РФ…..4-11
2. Бюджетный федерализм в РФ и его основные принципы…………11-15
3. Бюджетное регулирование в РФ………………………………………………….15-22
4. Фонд финансовой поддержки субъектов РФ………………………………22-30
Заключение……………………………………………………………………………………….31-32
Список использованной литературы……………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам.docx

— 58.94 Кб (Скачать)

     При разработке бюджетов на очередной год, на всех уровнях бюджетной системы  производится подсчет ожидаемых  доходов и планируемых расходов каждого из бюджетов. Проблем не возникает, если доходы превышают расходы, т.е. ожидается профицит бюджета. Тогда  в пределах допустимого можно  несколько увеличить расходы. Сложности  возникают, когда доходы не покрывают  расходов (дефицит бюджета), что является более типичной ситуацией. Решить эту  проблему в принципе можно двумя  путями: увеличить доходы или уменьшить  расходы. Для федерального бюджета  главными способами увеличения доходов  выступает либо увеличение размера налоговых поступлений (путем введения новых налогов или увеличения налоговых ставок по уже существующим), либо размещение государственного займа (как внутреннего, так и внешнего). Конечно, в распоряжении государства остается и такой способ, получения дополнительного бюджетного дохода, как эмиссия. Но все эти способы увеличения бюджетных доходов имеют известные пределы: увеличение налогового бремени приводит к замедлению темпов экономического развития, вызывает раздражение, а то и прямое сопротивление общества; займы чреваты тем, что их нужно рано или поздно возвращать (да еще с процентами), и тогда они превращаются из дохода в расход, увеличивая нагрузку на бюджет; эмиссия дезорганизует денежную систему, порождают инфляцию, обесценивает национальную денежную единицу. Поэтому для федерального бюджета в данной ситуации наиболее приемлем такой метод бюджетного регулирования, как сокращение бюджетных расходов.

      В области регулирования бюджетных  правоотношений к ведению Российской Федерации относятся:

     - установление общих принципов  организаций функционирования 

     - разграничение налогов и других  доходов между уровнями бюджетной  системы, а также распределение  в порядке межбюджетного регулирования  доходов от федеральных налогов  и сборов, иных доходов федерального  бюджета между бюджетами разных  уровней бюджетной системы Российской  Федерации.

     - разграничение полномочий по  осуществлению расходов между  бюджетами разных уровней бюджетной  системы Российской Федерации 

     - определение основ составления  и рассмотрения проектов бюджетов  всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации, утверждения  и исполнения бюджетов всех  уровней бюджетной системы Российской  Федерации, утверждения отчетов  об их исполнении осуществления  контроля за их исполнением

     - определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации

     - определение основ осуществления  государственных и муниципальных  заимствований, а также основ  управления государственным муниципальным  долгом;

     - составление и рассмотрение проекта   федерального бюджета, утверждение  и исполнение федерального бюджета , осуществление федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов

     - установление федеральными законами  порядка осуществления заимствований   Российской Федерацией, субъектами  Российской Федерации и органами  местного самоуправления, управление  долгом Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления

     - осуществление государственных  заимствований Российской Федерации,  предоставление кредитов иностранным  государствам, а также управление  государственным долгом Российской  Федерации

     - установление порядка формирования  доходов федерального бюджета,  бюджетов государственных внебюджетных  фондов

     - осуществление расходов федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов

     - установление порядка и условий  предоставления финансовой помощи  и бюджетных ссуд из федерального  бюджета бюджетам субъектов Российской  Федерации, местным бюджетам

     - предоставление финансовой помощи  и бюджетных ссуд из федерального  бюджета бюджетам субъектов Российской  Федерации, местным бюджетам

     - установление общих принципов  и условий предоставления бюджетных  кредитов

     - установление минимальных государственных  социальных стандартов норм и  нормативов финансовых затрат  на единицу предоставленных государственных  или муниципальных услуг

     - утверждение бюджетной классификации Российской Федерации

     - установление единичных форм  бюджетной документации отчетности  для бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской  Федерации

     - формирование, обеспечение погашения  и обслуживание внешнего долга,  определение перечня и порядка  осуществления государственных  внешних заимствований

     - определение перечня и порядка  формирования государственных внебюджетных  фондов, управление их деятельностью

     - установление оснований и порядка  привлечения к ответственности  за нарушение бюджетного законодательства  Российской Федерации 

     Участниками бюджетного процесса являются :

     - Президент Российской Федерации

     - органы законодательной (представительной) власти

     - органы исполнительной власти

     - органы денежно-кредитного регулирования

     - органы государственного и муниципального  финансового контроля

     - государственные внебюджетные фонды

     - главные распорядители и распорядители  бюджетных средств

     - иные органы, на которые законодательством  Российской Федерации возложены  бюджетные, налоговые и иные  полномочия

     Так, федеральный бюджет уступает бюджету  право на зачисление денежных сумм, собранных на территории данного  региона в результате уплаты налогов, отнесенных к федеральным. В этом случае федеральный налог становится регулирующим доходом бюджета субъекта Российской Федерации. Отметим, что практика бюджетной деятельности «подсказала» какие из видов федеральных налогов наиболее удобно использовать в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, т. е. наработаны определенные стандарты при использовании налогов в роли методов бюджетного регулирования.

     Аналогичным образом осуществляется бюджетное  регулирование в связке «бюджет  субъекта Российской Федерации –  местный бюджет»: бюджет субъекта Российской Федерации  уступает местному бюджету  право на зачисление денежных сумм, собранных на территории данного  муниципалитета в результате уплаты налогов, отнесенных кналогов субъектов  Российской Федерации. В этом случае  налог субъекта Российской Федерации  становится регулирующим доходом местного бюджета. Кроме того, бюджет субъекта Российской Федерации  может передать местному бюджету доходы, которые  получит от федеральных налогов, переданные бюджету субъекта Российской Федерации в качестве регулирующего  дохода. В результате будет иметь  место вторичное перераспределение  федеральных налогов, с преобразованием  их из регулирующего дохода  бюджета  субъекта Российской Федерации в  регулирующий доход местного бюджета.

     Поскольку размер регулирующего налога, идущего  на нужды нижестоящего бюджета, выражается в процентах от общей суммы  этого налога, собранной на данной территории, то в практике бюджетной  деятельности этот метод бюджетного регулирования именуется как  «метод установления процентных отчислений от регулирующих налогов».

     Но  может сложиться ситуация, когда  средств, собранных посредством  регулирующих налогов, окажется все-таки недостаточно для решения проблемы обеспечения без дефицитности регулируемого  бюджета. Тогда подключаются дополнительные средства бюджетного регулирования  в виде оказания вышестоящим бюджетом финансовой помощи нижестоящему бюджету.

     Эта финансовая помощь может быть осуществлена как на безвозвратной основе (в  виде бюджетных дотаций, субвенций, субсидий), так и на возвратной основе (в виде бюджетных кредитов и бюджетных  ссуд).

     Цель  бюджетного регулирования – обеспечение надлежащего взаимодействия всех компонентов бюджетной системы, сбалансирование каждого его элемента и всей системы в целом с тем, чтобы данный механизм нормально функционировал и бесперебойно работал.

     Методами  бюджетного регулирования являются: а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему; б) установление собственных (постоянно закрепленных) доходов для каждого звена бюджетной системы; в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних. Данные налоги принято именовать «регулирующие налоги»; г) сбалансирование нижестоящего бюджета путем оказания ему финансовой помощи из вышестоящего бюджета на основе безвозвратного предоставления денежных средств (дотация, субвенция, субсидия); д) межбюджетное кредитование в виде в виде бюджетного кредита или бюджетной ссуды; е) сокращение бюджетных расходов, включая секвестирование.

     Такова  в общих чертах схема бюджетного регулирования с вытекающим из этого  распределением доходов нижестоящих  бюджетов на собственные (закрепленные) и регулирующие.

     Что касается бюджетов субъектов Российской Федерации, то они в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации формируются за счет собственных  и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным  бюджетам (п. 1 ст. 55 Бюджетного кодекса  Российской Федерации). Другими словами, в данном случае мы также имеем  достаточно традиционную схему деления  доходов на собственные и регулирующие.

     К собственным доходам  бюджета субъекта Российской Федерации Бюджетный кодекс Российской Федерации относит следующие виды доходов.

     1. Налоговые доходы, закрепленные за бюджетами субъектов Российской Федерации законодательством Российской Федерации.

     К числу таких доходов относятся  налоги и сборы субъектов Российской Федерации, перечень которых устанавливает  Налоговый кодекс Российской Федерации.

     Согласно  этому Кодексу к налогам и  сборам субъектов Российской Федерации  относятся: 1) налог на имущество  организаций; 2) налог на недвижимость; 3) дорожный налог; 4) транспортный налог; 5) налог с продаж; 6) налог на игорный  бизнес; 7) региональные лицензионные сборы (ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации).

     2. Неналоговые доходы в виде:

     а) доходов от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах;

     б) средства, полученные в результате применения гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в  том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в  возмещение вреда, причиненного субъектам  Российской Федерации, и иные суммы  принудительного изъятия, после  уплаты налогов и сборов, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах.

     3. Иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления (за исключением финансовой помощи их федерального бюджета) (ст. 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

     Что касается регулирующихдоходов бюджетов Российской Федерации, то они представляют собой, как уже было сказано выше, федеральные налоги и иные платежи, по которых устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (ст. 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

     Отметим, установление регулирующих налогов  в качестве доходов  бюджетов субъектов  Российской Федерации на долговременной основе стирает разницу между  регулирующими и закрепленными (собственными) доходами этих бюджетов. Действительно, если тот или иной налог, относящийся  к системе федеральных налогов, определен в качестве регулирующего  дохода  бюджетов субъектов Российской Федерации на долговременной основе, то не проще ли этот налог перевести  из разряда федерального в разряд налога субъекта Российской Федерации, превратив тем самым его в  постоянный доход субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система РФ