б) передача части прав по
регулированию рынка регионам;
в) введение представителей
публики в состав директоратов регулятивных
органов, государства, саморегулирующихся
организаций, фондовых бирж (или, например,
представителей бирж в состав директоратов
государственных органов),
г) государственная поддержка
саморегулирующихся организаций, обеспечивающая
их опережающее развитие, и передача
им части функций государства
по регламентации рынка ценных бумаг
и надзору за ним,
д) создание системы экспертной
поддержки и научного обслуживания
рынка (экспертные советы ученых, создание
совместных групп российских и иностранных
экспертов, разработка и запуск исследовательской
программы).
14. Получение крупных размеров
международной помощи (в области
создания регулятивной, информационной
и технологической инфраструктуры
рынка, восстановления системы
образования и российской научной
школы в области рынка ценных
бумаг).
15. Восстановление системы
образования в данной области,
российской научной школы и
просто рыночной культуры инвесторов
и профессиональных участников
рынка.
Развитие рынка капитала
возложено правительством на Федеральную
комиссию по рынку ценных бумаг, а
контроль за ходом реализации - на Минфин.
В этих целях Минфин заключит договор
с ФКЦБ об условиях реализации проекта.
Минфину поручено обеспечить
выделение средств, необходимых
для обслуживания и погашения
займа Международным Банком Реконструкции
и Развития (МБРР), а также совместно
с ФКЦБ разработать финансовые условия
предоставления средств займа МБРР
российским коммерческим организациям
на платной и возвратной основе и
осуществлять заключение с ними соответствующих
соглашений о субзаймах. Кроме того,
в целях реализации соглашения между Россией
и МБРР о займе для финансирования мероприятий
по правовой реформе в РФ, правительство
поручило Минфину произвести денежный
зачет обязательных платежей Российского
фонда правовых реформ, подлежащих уплате
в федеральный бюджет в счет средств федерального
бюджета, предусмотренных для финансирования
мероприятий, вытекающих из этого соглашения.
Основными направлениями реализации проекта
должны стать финансирование технической
помощи России в сферах законотворчества,
классификации и распространения правовой
информации, юридического образования,
судебной реформы. В настоящее время уровень
расходования средств МБРР в России составляет
70 млн. долл. в месяц. [12 с. 126] Существенные
изменения происходят и в области инфраструктуры
российского фондового рынка. Заложена
законодательная основа создания единой
депозитарной системы, после долгого затишья
вновь стремительно стала развиваться
биржевая торговля корпоративными ценными
бумагами. Российский рынок срочных контрактов,
известный как рынок форвардных контрактов
(ФК) на индекс доллара США, единодушно
признан российскими и иностранными банкирами
самым неорганизованным и опасным из нарождающихся
финансовых рынков. Впрочем, это не помешало
всем российским банкам участвовать в
этой масштабной авантюре, сравнимой разве
что с «пирамидой ГКО».
Можно выделить следующие
ключевые проблемы развития российского
фондового рынка, которые требуют
первоочередного решения:
- Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.
- Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.
- Улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства.
- Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:
- создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;
- необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;
- ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;
- создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;
- гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;
- создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;
- государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;
- приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для “запуска” рынка ценных бумаг;
- перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной на обход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли государства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;
- срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов;
- Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.
Основными перспективами
развития современного рынка ценных
бумаг на нынешнем этапе являются:
- концентрация и централизация капиталов;
- интернационализация и глобализация рынка;
- повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;
- компьютеризация рынка ценных бумаг;
- нововведения на рынке;
- секьюритизация;
- взаимодействие с другими рынками капиталов.
Тенденции к концентрации
и централизации капиталов имеет
два аспекта по отношению к
рынку ценных бумаг. С одной стороны,
на рынок вовлекаются все новые
участники, для которых данная деятельность
становится основной, а с другой
идет процесс выделения крупных,
ведущих профессионалов рынка на
основе как увеличение их собственных
капиталов (концентрация капитала), так
и путем их слияния в еще
более крупные структуры рынка
ценных бумаг (централизация капитала).
В результате на фондовом рынке появляются
торговые системы, которые обслуживают
крупную долю всех операций на рынке.
В тоже время рынок ценных бумаг
притягивает все большие капиталы
общества.
Интернационализация рынка
ценных бумаг означает, что национальных
капитал переходит границы стран,
формируется мировой рынок ценных
бумаг, по отношению к которому национальные
рынки становятся второстепенными.
Рынок ценных бумаг принимает
глобальный характер. Торговля на таком
глобальном рынке ведется непрерывно.
Его основу составляют ценные бумаги
транснациональных компаний. Надежность
рынка ценных бумаг и степень доверия
к нему со стороны массового инвестора
напрямую связаны с повышением уровня
организованности рынка и усиление государственного
контроля за ним. Масштабы и значение рынка
ценных бумаг таковы, что его разрушение
прямо ведет к разрушению экономического
прогресса. Государство должно вернуть
доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди
вкладывающие сбережения в ценные бумаги
были уверены в том, что они их не потеряют
в результате каких-либо действий государства
и мошенничества. Все участники рынка,
поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок
был правильно организован и жестко контролировался
в первую очередь главным участником рынка
– государством.
3.2 Прогнозы
развития фондового рынка
В начале 2008 г. Федеральная
служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ)
подготовила и представила в
Правительство РФ доклад «О мерах
по совершенствованию регулирования
и развития рынка ценных бумаг
на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу».
Этот доклад можно считать новой
концепцией по совершенствованию регулирования
и развития рынка ценных бумаг
на среднесрочную и долгосрочную
перспективу. Основная идея этой концепции
- поиск новых способов и средств
защиты российского рынка ценных
бумаг в случаях ухудшения
конъюнктуры мирового финансового
рынка, при обострении кризисных
процессов, экспансии мировых финансовых
центров в страны с развивающимися
экономиками, в том числе и
на российский фондовый рынок, а также
создание условий для формирования
в России одного из мировых финансовых
центров. [22 с. 46] В настоящее время в мире
наметились тенденции создания на базе
национальных финансовых рынков мировых
финансовых центров, наличие которых в
той или иной стране будет одним из важнейших
признаков конкурентоспособности экономики
такой страны, роста ее влияния в мире,
обязательным условием экономического,
а значит, и политического суверенитета
страны. ФСФР считает, что уровень развития
российского рынка ценных бумаг, сложившаяся
нормативно-правовая база регулирования
этого рынка, а также достигнутый уровень
развития рынка позволяют сделать вывод
о возможности формирования одного из
мировых финансовых центров на базе существующего
российского рынка ценных бумаг. Создание
в России мирового финансового центра
рассматривается ФСФР РФ как важнейший
приоритет долгосрочной экономической
политики России, обеспечивающий в долгосрочном
периоде конкурентоспособность российского
финансового рынка.
В докладе все изложенные
направления развития фондового
рынка напрямую связываются с
созданием российского международного
финансового центра. До окончания 2011
г. ФСФР планирует разработать и представить
в Правительство РФ Кодекс (но не закон)
поведения участников финансового рынка
по предупреждению и недопущению манипулирования
ценами и совершения сделок на основе
инсайдерской информации на организованном
финансовом рынке, который будет носить
рекомендательный характер. В целом же
новые меры, которые необходимы для создания
финансового центра, можно разделить на
организационные и экономические. Для
массового привлечения частных инвесторов
предполагается дальнейшее совершенствование
биржевых технологий, позволяющих инвесторам
самостоятельно выходить на фондовый
рынок. К 2012 г. необходимо провести мероприятия,
позволяющие повысить конкурентоспособность
российского финансового рынка. Для этого
нужно будет увеличить емкость финансового
рынка за счет привлечения инвестиций
от физических и юридических лиц. Увеличение
емкости рынка предполагается проводить
за счет обязательного публичного размещения
ценных бумаг каждого АО, проработавшего
три года. Предполагается выпустить методические
материалы по осуществлению размещений
как на российском рынке, так и на зарубежном,
предоставлять информацию о стоимости
таких размещений. Также для массового
привлечения частных инвесторов предполагается
дальнейшее совершенствование биржевых
технологий, позволяющих инвесторам самостоятельно
выходить на фондовый рынок. Следующее
важное условие создания финансового
центра - это повышение прозрачности рыночных
сделок и поведения участников рынка,
что должно способствовать минимизации
инвестиционных рисков инвесторов. Для
этого ФСФР предполагает разработать
требования для эмитентов, согласно которым
ими будет более детально раскрываться
структура собственности российских АО,
прежде всего информации о конечных бенефициарах
акций. Повышение прозрачности сделок
будет способствовать защите прав миноритарных
акционеров. Такая мера сможет повысить
привлекательность российских бумаг,
а эмитентам позволит привлечь большее
количество инвесторов, в том числе иностранных. Впрочем,
по мнению экспертов, не все крупные акционеры
захотят раскрывать структуру своих активов
и будут искать способы сокрытия информации. Необходима
также прозрачность финансовых институтов,
заемщиков и регуляторов. На такую объективную
оценку оказались неспособными в последние
годы те, кто считался профессионалами
в соответствующих сферах. Прежде всего
рейтинговые и страховые компании. Как
показывает практика, особенно события
развернувшегося в конце 2007 - начале 2008
гг. финансового кризиса на мировых финансовых
рынках, наличие мегарегуляторов не всегда
защищает финансовую систему от сбоев
и скандалов. Для инвесторов же в 2011 г. в
рамках построения единой информационной
системы российского финансового рынка
предполагается создать вневедомственный
интернет-портал, в котором должна присутствовать
оперативная информация о состоянии фондового
рынка, доходности отдельных финансовых
инструментов, возможных инвестиционных
рисках при коррекции рынка, а также рейтинги
компаний, размещающих свои ценные бумаги
на фондовом рынке, и другая важная информация
для частных инвесторов. Предполагается
создание единого информационно-биржевого
пространства путем объединения фондовых
бирж через телекоммуникационные системы.
Низкий уровень информированности
населения, а также отсутствие доверия
к инструментам финансовых рынков приводит
к тому, что до сих пор значительная часть
наличных денег остается на руках у населения
или же вкладывается в банковские депозиты. К
этой проблеме относится также ликвидация
финансовой неграмотности населения.
В докладе этот важнейший пункт отсутствует. Для
России можно использовать опыт создания
учебных центров в США, где через обучение
в таких центрах привлекают на фондовый
рынок разные слои населения, в том числе
людей, владеющих небольшими сбережениями.
Необходимо массовое привлечение населения
к рынку ценных бумаг путем выпуска недорогих
книг, журналов и брошюр, раскрывающих
особенности операций на рынке ценных
бумаг и возможные риски, поджидающие
инвесторов. Пока же население России мало
информировано о возможностях рынка ценных
бумаг. Например, Национальное агентство
финансовых исследований (НАФИ) выяснило
в 2007г., насколько хорошо россияне информированы
об основных финансовых услугах в стране.
Оказалось, что население страны относительно
неплохо знакомо лишь с такими инструментами,
как банковские вклады и потребительские
кредиты. Однако граждане почти не имеют
представления о работе паевых инвестиционных
фондов и брокерском обслуживании. А больше
всего интереса россияне проявляют к информации
об ипотеке. Еще в 2006 г., выступая в роли
председателя G8, Россия предложила разработать
международную методологию по оценке
уровня и динамики повышения финансовой
грамотности населения. А в 2007 г. в России
должна была заработать правительственная
программа по ликвидации финансовой неграмотности.
Для этого Минфин РФ выделял 100 млн. руб.
Но программа не заработала, так как ее
никак не могут согласовать в Минэкономразвития.
А население является одной из наиболее
перспективных групп инвесторов. Наличие
у физических лиц временно свободных денежных
средств позволяет им выбирать объекты
инвестирования - вкладывать в депозиты
банков или же покупать различные ценные
бумаги. [17 с. 76] Между тем низкий уровень
финансовой грамотности населения сдерживает
реализацию многих проектов правительства.
Для ликвидации финансовой неграмотности
населения можно ввести в экономических
вузах обязательный курс по рынку ценных
бумаг. По мнению ФСФР, функционирование
международного финансового центра должно
быть обеспечено эффективным государственным
регулированием, созданием соответствующих
правил и норм для участников рынка. Государство
отвечает за предотвращение системных
рисков, которые подвергают опасности
экономическое развитие и уровень жизни
граждан. Поэтому необходимо продолжать
совершенствование методов и моделей
управления фондовым рынком. Эффективность
управления рынком может оказывать влияние
на государственную экономическую политику,
так как финансовый рынок становится одним
из приоритетных секторов экономики. В
этих условиях вопрос о едином центре
регулирования финансового рынка приобретает
особую актуальность. Предполагается,
например, что деятельность ОФБУ как института
коллективного инвестирования должна
управляться из единого центра. Пока же
положение складывается так, что часть
правил по деятельности ОФБУ определяет
Банк России, а часть (по доверительному
управлению) - ФСФР. Все это несет в себе
риск для инвесторов и порождает межведомственные
конфликты. К организационным мерам относятся
также упрощение процедур государственной
регистрации выпусков ценных бумаг, дальнейшее
совершенствование регулирования рынка
и внедрение механизмов, обеспечивающих
привлечение на фондовый рынок частных
инвесторов, защиту их инвестиций и др. К
2012 г. необходимо провести мероприятия,
позволяющие повысить конкурентоспособность
российского финансового рынка. Для этого
нужно будет увеличить емкость финансового
рынка за счет привлечения инвестиций
от физических и юридических лиц. ФСФР
планирует увеличение количества ценных
бумаг в свободном обращении (free floated).
Сейчас в РФ этот показатель находится
в пределах 20-30%. «Необходимо стремиться
к тому, чтобы в ближайшие два три года
свободное обращение ценных бумаг в России
достигло не менее 40-50%»,отмечается в документе.
Предполагается, что в законодательство
будет введено понятие free floated и установлены
его количественные и качественные значения,
что поможет частично решить проблему
манипулирования ценами. В случае установления
количественного диапазона free floated российские
эмитенты, чьи ценные бумаги низколиквидны,
не смогут легко манипулировать ценами
на эти бумаги. Эта мера позволит увеличить
емкость рынка и снизить риски у инвесторов.
Если будет определено понятие free floated,
то бумаги, не удовлетворяющие этому понятию,
будут исключаться из расчетов фондовых
индексов. Такая либерализация рынка должна
привести к инвестиционному всплеску
внутри страны. Крайне актуальной остается
задача принятия закона о противодействии
злоупотреблениям на финансовых и товарных
рынках. В докладе предполагается, что
только к 2011 г. в России может быть сформирована
законодательная база по предотвращению
манипулирования ценами и совершения
сделок на основе инсайдерской информации.
А принятие закона об инсайдерской информации
и других нормативных и законодательных
актов, защищающих частных инвесторов
от мошенничества, опять отложено на неопределенный
срок. Хотя ФСФР проект такого закона разработан,
он остается на стадии согласования с
заинтересованными органами исполнительной
власти уже долгий период. Во всех развитых
странах такие законы есть и они применяются.
В России постоянно выявляются факты использования
инсайдерской информации и манипулирования
ценами. Так, в 2006-2007 гг. ФСФР было проведено
два громких расследования в случае манипулирования
с акциями «Полюс-Золото» и ВТБ. Однако
результаты оказались практически нулевыми.
Максимальный штраф за нарушение законодательства
на рынке ценных бумаг, предусмотренных
в Кодексе об административных правонарушениях
РФ, составляет всего 10 тыс. руб. А закона
не было и нет. Видимо, многие чиновники
не заинтересованы в его появлении. А функционирование
международного финансового центра без
такого закона будет затруднено. Также
необходимо выработать меры по регулированию
конфликта интересов управляющего и инвестора.
Менеджеры общества, работая в до и не
являясь акционерами данного ДО, отвечают
только за эффективную работу организации.
Они заинтересованы в получении высокого
вознаграждения и могут в связи с этим
чрезмерно рисковать имуществом до (акциями,
денежными средствами и др.). Средства контроля
в подобных компаниях не всегда могут
уследить за такими менеджерами, а страдают
от этого акционеры. От подобных же случаев
никто не застрахован. Наглядный пример:
недавно во Франции скромный сотрудник
Societe Generale Жером Кервиль чуть не погубил
второй по капитализации банк Франции.
Превышать лимиты на операции с ценными
бумагами он смог из-за слабого внутреннего
контроля за операциями сотрудников на
рынке ценных бумаг. Поэтому для российского
фондового рынка необходимо разработать
требования к организации системы внутреннего
контроля до и к внутренним правилам и
процедурам управляющего, которые позволяли
бы исключить возможность мошенничества
и увеличения личного дохода их сотрудников
за счет недобросовестных операций со
средствами акционеров. Если государство
хочет, чтобы частный инвестор активно
пошел на фондовый рынок, надо или снизить
возможные риски, выпустив нужные законы,
ограждающие от мошенничества, или же
предоставить налоговые послабления,
позволяющие при повышенных рисках получать
повышенный доход.