Биржевые кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 02:40, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - выявить влияние современных биржевых кризисов на развитие экономики. Задачи исследования:
1. Выявить сущность биржевых кризисов
2. Проследить историю биржевых крахов
3. Проанализировать текущее состояние фондового рынка

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность биржевых кризисов.....................................................................5
Причины возникновения биржевых кризисов.................................5
Исторические примеры биржевых кризисов.................................22
Текущее состояние мирового фондового рынка......................................30
Оценка состояния мирового фондового рынка..............................30
Оценка состояния российского фондового рынка.........................36
Перспективы развития фондового рынка.................................................43
Трудности развития фондового рынка............................................43
Прогнозы развития фондового рынка.............................................54
Заключение.............................................................................................................63
Список литературы................................................................................................67

Работа содержит 1 файл

Диплом Биржевые кризисы доработка.docx

— 160.18 Кб (Скачать)

Для эффективного функционирования пенсионных фондов, как показал опыт США, необходимо, чтобы в структуре  их портфеля присутствовали ценные бумаги различной срочности: краткосрочные  активы обеспечивают ликвидность фонда, в то время как среднесрочные  и долгосрочные обеспечивают его  доходность.         Предпочтение государственным ценным бумагам в качестве нормативного требования к инвестированию пенсионных средств приведет к тому, что пенсионные накопления превратятся в средство финансирования государственного долга. В этом есть своя позитивная сторона. Если исключить возможность дефолта правительства, то вложения в госбумаги гарантируют сохранность пенсионных накоплений, хотя и не обязательно обеспечивают их достаточную доходность. Но в конечном счете это означает принятие на себя государством ответственности за финансирование накопительных пенсий из бюджета, что может привести к его перегрузке в долговременном плане и обесценить саму идею создания накопительной пенсионной системы.           Происходящая пенсионная реформа не решила проблему использования накоплений для финансирования экономического роста. Акцент на инвестирование пенсионных накоплений в госбумаги означает сокращение возможностей их использования для финансирования реального сектора экономики. Для привлечения пенсионных ресурсов российскими компаниями нужно не только развитие рынка корпоративных ценных бумаг, но и обеспечение динамичного роста экономики. В этом случае ценные бумаги корпораций станут более привлекательными по доходности, но окажутся подвержены более высокому риску, что потребует опыта инвестирования финансовых институтов и более детального peгyлирования их деятельности.           Конкретные масштабы и характер проблем инвестирования пенсионных ресурсов обнаружатся только в ходе практического осуществления таких инвестиций, но уже в самом начале необходимо оценить наиболее важные и сложные из них, чтобы быть готовыми решать эти проблемы.           Рассмотренные вопросы характеризуют комплексный характер задач развития российской финансовой системы, что диктует необходимость многостороннего подхода к их решению, поскольку в силу специфики переходного периода в развитии российской системы ключевая роль принадлежит государственным органам регулирования, призванным не только контролировать, но и активно строить эту систему.     Для успешного решения задач развития российской финансовой системы с учетом долговременных мировых интересов России и их адаптации к условиям глобализации, требуется активное использование мирового, в особенности американского опыта в этой области, и его рациональное применение с учетом конкретных российских особенностей.  По моему мнению, необходима комплексная программа развития российской финансовой системы, в разработке и осуществлении которой приняли бы участие основные органы государственного регулирования, включая Минфин, Центробанк, ФСФР и другие заинтересованные ведомства, а также ведущие финансовые институты, в том числе крупные банки, инвестиционные компании, пенсионные фонды и другие структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития фондового рынка

     3.1. Трудности развития фондового  рынка

 

Российский рынок ценных бумаг продолжает оставаться противоречивым и неустойчивым, и несмотря на все  это, наблюдается определенное движение рынка вперед.        Кроме того, инфляция продолжает обесценивать рынок в целом и сдерживать его развитие, в связи с чем, рынок не отражает состояние экономики. И еще такой ситуации способствует то, что развитию рынка мешают кризис платежей и разрыв хозяйственных связей, и что делает проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и иностранного капитала.

Что мешает развитию РЦБ  в России?

К основным проблемам российского  рынка ценных бумаг относится:

- развитие инфраструктуры  фондового рынка - возрождение  фондовых бирж и создание организованных внебиржевых систем торговли, создание расчетно-клиринговых систем;

- повышение информационной  открытости рынка, увеличение  его прозрачности;

- создание полной законодательной  и другой нормативной базы  функционирования, т.к. без законодательного регулирования рынок ценных бумаг не может выполнять своего основного назначения: быть источником средств для преодоления инвестиционного кризиса. Важные положения закона - установление единых требований при осуществлении профессиональной деятельности для кредитных организаций и других инвестиционных компаний;

- проблема мелкого инвестора.  Рынок государственных ценных  бумаг самых ликвидных и надежных на сегодняшний день закрыт для мелких и средних инвесторов, что так же создает проблемы для самого рынка, для мотивации деятельности банка на этом рынке, что порождает финансовые проблемы более широкого характера. С одной стороны не используются имеющиеся накопления населения, с другой - бюджет не получает возможных источников покрытия. Таким образом, на рынке возникают перекосы, поскольку он ориентирован на крупные промышленные финансовые структуры.

- нехватка капиталовложений, так инвестиционный потенциал  банков в 7-8 раз меньше, чем  необходимо, а в бюджете денег  нет, и довольно-таки трудно  привлечь иностранный капитал, поскольку для нашего рынка характерен краткосрочный характер; и главная причина - нестабильность как в экономической, так и в политической ситуации страны;

- дальнейшая интеграция  с фондовыми рынками развитых  стран, хотя следует отметить, что на российском рынке присутствует  ряд западных компаний;

- незначительный объем  ценных бумаг и небольшое их  разнообразие, а также вовлечение в рыночный оборот все большего числа акций российских АО.

- депозитарий, т. к.  нет крупного признания всеми  головного депозитария и существует  проблема с регистраторами и реестром. Центральный Банк будет помогать развитию этой инфраструктуры в части денежных расчетов;

- отсутствие на нашем  рынке таких институтов, как дилеры-оптовики  и джоберские конторы;

- недостатки системы российского бухгалтерского учета, проблема, мешающая превратить Россию в мировой фондовый центр и выталкивающая торговлю российскими ценными бумагами за пределы государства.

Обобщим вышесказанное и  выявим ключевые проблемы российского  рынка ценных бумаг:

1. Преодоление негативно  влияющих внешних факторов, сдерживающих  развитие рынка ценных бумаг  в России, в частности высокая  социальная и политическая нестабильность, а также инфляция, которая оказывает  влияние даже при своем невысоком  уровне.

2. Целевая переориентация  рынка ценных бумаг. Вместо  обслуживания быстро растущих  финансовых запросов государства,  перераспределения крупных портфелей  акций и спекулятивного бума  вокруг новых торгово-финансовых  компаний, не имевших ранее реальных  активов, - вместо выполнения этих  задач, имеющих вторичное значение, рынок ценных бумаг должен  быть направлен на выполнение  своей главной функции - на  преодоление инвестиционного кризиса,  аккумуляцию свободных денежных  ресурсов для направления их  на цели восстановления и последующего  роста производства в России.

3. Выбор модели рынка,  т.е. выбор ориентации на североамериканскую  или европейскую практику (в настоящее  время наиболее сильна ориентация  на фондовый рынок США). Этот  выбор должен произойти в острейшей  конкуренции банков и финансовых  инвестиционных институтов. Учитывая, что российский рынок ценных  бумаг использует опыт других  стран, необходимо отметить общемировую  тенденцию уменьшения доли банков  в финансовых активах и увеличение  доли коллективных инвесторов (совместных  фондов, пенсионных фондов).

4. Наращивание объемов  и переход в категорию классифицируемых  рынков ценных бумаг. Для того, чтобы российский рынок был  отнесен к разряду развивающихся  рынков ценных бумаг, по оценке, размер капитализации рынка акций  в % к номинальной стоимости  ВВП должен достигнуть 30-40%. Это  означает, что современный объем  рынка ценных бумаг в России  должен быть увеличен в 10-15 раз (а биржевой рынок - в  несколько десятков и даже  сотен раз). Для развитых рынков  этот показатель составляет 60-90% от ВВП. 

5. Долгосрочное, перспективное  управление. Необходимо учитывать,  что большой и ликвидный вторичный  рынок будет вести себя по-другому,  чем полупустой российский рынок  образца 1991-1993 гг. Большой рынок  нуждается в более профессиональном  регулировании, в предупреждении  крупного падения рынка ценных  бумаг. Очевидна необходимость  введения уже сейчас элементов  долгосрочного, стратегического  управления в структуры рынка  ценных бумаг на микро- и  макроуровне. 

6. Укрупнение и рекапитализация  структур фондового рынка. Если  при существующих в Индии 19 биржах эксперты считают, что  рынок ценных бумаг в этой  стране раздроблен, разобщен, если  в развитых странах количество  бирж редко доходит до 7-9, то  на 60 фондовых и товарно-фондовых  бирж в России так или иначе  стоит обратить внимание. Укрупнение  может быть необходимым и для  инвестиционных институтов (профессиональных  участников рынка ценных бумаг).

7. Отсутствие вторых эмиссий  приватизированных предприятий.  Необходимо осуществлять эмиссии  данного рода для преодоления  инвестиционного кризиса.

8. Суррогаты ценных бумаг,  незаконная профессиональная деятельность  на рынке. Государством введены  регистрация, лицензирование, аттестация. Государственные органы имеют  право квалифицировать финансовые  инструменты в качестве ценных  бумаг. Уже выпущены несколько  сот нормативных актов по ценным  бумагам. Государство создает  систему надзора за рынком.

9. Беззащитность инвесторов.

10. Повышение роли государства  на рынке ценных бумаг. Речь  идет не об опережающем развитии  рынка государственных ценных  бумаг, это могло бы означать  переключение все большей части  денежных ресурсов на обслуживание  непроизводительных расходов государства.  Наоборот, эта тенденция должна  быть преодолена. Имеется в виду:

- необходимость преодоления  раздробленности и пересечения  функций многих государственных  органов, регулирующих рынок ценных  бумаг; 

- формирование сильной  Комиссии по ценным бумагам  и фондовому рынку, которая  сможет объединить ресурсы государства  и частного сектора на цели  создания рынка ценных бумаг; 

- ускоренное создание  жесткой регулятивной инфраструктуры  рынка и ее правовой базы  как способа ограничить риски  инвесторов (прежде всего требования  к достаточности капитала, качеству  активов и ликвидности небанковских  инвестиционных институтов, ограничения  их собственных операций по  рискам, правила этичного ведения  операций и полного раскрытия  информации при обслуживании  клиентов и т.п.);

- создание системы отчетности  и публикации макро- и микроэкономической  информации о состоянии рынка  ценных бумаг; 

- гармонизация российских  и международных (в частности,  европейских) стандартов, используемых  на рынке ценных бумаг; 

- создание активно действующей  системы надзора (на базе внешнего  наблюдения и инспекций на  месте) за небанковскими инвестиционными  институтами; 

- срочное создание государственной  или полугосударственной системы  защиты инвесторов в ценные  бумаги от потерь, связанных с  банкротством инвестиционных институтов (специализированный фонд на эти  цели).

11. Создание депозитарной  и клиринговой сети, агентской  сети для регистрации движения  ценных бумаг в интересах эмитентов  и выполнения других технических  функций. Если этого не произойдет, рынок захлебнется по мере  массового поступления акций  приватизированных предприятий  и наращивания их вторичного  обращения. Технические факторы  способны быть не только тормозом  развития, но и причиной падения  рынка. 

12. Широкая реализация  принципа открытости информации (на это уже указывалось в  связи с проблемой повышения  роли государства):

а) расширение объема публикаций, введение обязательности публикации любых  материальных фактов, возникающих в  деятельности эмитентов и могущих  существенно повлиять на курс ценных бумаг эмитента,

б) создание независимых  рейтинговых агентств и введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов  и ценных бумаг,

в) широкая публикация и  независимое обсуждение макро- и  микроэкономической отчетности,

г) четкое отделение информации, являющейся коммерческой тайной, от данных, не являющихся таковыми,

д) развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные  отрасли как объекты инвестиций),

е) создание общепринятой системы  показателей для анализа рынка  ценных бумаг (фондовые индексы, признанные в национальном масштабе и являющиеся индикаторами рынка для иностранных  инвесторов, показатели анализа деятельности эмитента, показатели для анализа  достаточности капитала, ликвидности, качества активов и т.п. инвестиционных институтов).

13. Широкая реализация  принципа представительства и  консолидации интересов: 

а) создание консультационного  органа, объединяющего представителей государственных органов, банков и  небанковских инвестиционных институтов, регионов и республики;

Информация о работе Биржевые кризисы