Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:03, курсовая работа
Целью данной работы является периодизация развития банковской системы и анализ ее перспектив с учетом текущего состояния.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие, структуру и этапы развития современной российской банковской системы;
выявить проблемы и рассмотреть основные направления развития банковской системы Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса.
Введение...........................................................................................................3
1. Банковская система России: понятие, структура, периодизация............5
1.1. Банковская система Российской Федерации..........................................5
1.2. Развитие банковской системы России: основные этапы....................12
2. Банковская система России в условиях мирового финансового
кризиса............................................................................................................21
2.1.Современное состояние и проблемы банковского сектора России....21
2.2. Политика поддержки российской банковской системы......................28
Заключение.....................................................................................................35
Список источников и литературы...............................
Причем если совокупная величина субординированных кредитов для госбанков достигнет 59% их собственного капитала, то для остальных банков она не превысит 12% собственных средств. Предполагается, что акционеры банков должны самостоятельно пополнять их капитал, и на каждые вложенные ими два рубля государство добавит еще один рубль. Однако власти поставили условие: минимальное увеличение собственных средств банка со стороны акционеров должно составить 15%. Следовательно, если владельцы остальных банков согласятся на предложение властей, то прирост капитала всех прочих банков составит 45% по сравнению с 59% у госбанков. Таким образом, госбанки в очередной раз поставлены в привилегированное положение.
В то же время нельзя сказать, что госбанки испытывают острый дефицит собственного капитала. Сбербанк и ВТБ после размещения эмиссий акций в 2007 г., напротив, являются перекапитализированными. Их норматив достаточности капитала (HI) достигает 14,49 и 15,44% против минимальных 10% (что отражает неоптимальное использование собственного капитала). Для сравнения: HI у Газпромбанка равен 12,09%, у Банка Москвы - 11,98, у Росбанка - 11,69, у ЮниКредит Банка - 12,91, у Райффайзенбанка - 11,22%. Иными словами, субординированные кредиты достаются не тем, кому они действительно нужны.
Полная реализация идеи с государственными субординированными кредитами способна серьезно потрясти не только банковскую сферу, но и ее клиентов - нефинансовый сектор. На условиях софинансирования, как упоминалось выше, собственный капитал банковского сектора может увеличиться на 45% - до 4,48 трлн руб. Это близко к ограничению в 50% основного капитала, который установил Банк России для субординированных инструментов.
Следует принять во внимание, что у большинства крупных банков собственный капитал в значительной мере сформирован за счет субординированных еврооблигаций, кредитов и депозитов, в результате предложением правительства смогут воспользоваться немногие.
Тем не менее, если идея будет реализована до конца, то это вызовет мультипликативный эффект. Прирост активов и кредитного портфеля банковского сектора сможет составить 50 - 70%. Во избежание инфляционного эффекта капитализации банков правительству РФ уже сейчас следует озаботиться программированием денежного сектора и разработкой подробного плана действий. Поэтапные вливания "длинных" ресурсов в банки должны происходить с определенными ограничениями по активным операциям, что потребует воскрешения основ кредитного планирования Госбанка СССР. В целом стремление властей поддержать банки является верным, однако государству нельзя упускать из виду риски, которые оно при этом продуцирует.
С начала октября 2008 г. Банк России совместно с Агентством по страхованию вкладов стал проводить оценку финансовой устойчивости банков, чтобы определить, насколько они соответствуют требованиям системы страхования вкладов. Для них применяется пять групп показателей: капитал; активы; качество управления банком, его операциями и рисками; доходность; ликвидность (Указание "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" N 1379-У от 16.01.2004 г.). Сложности на международных и российских финансовых рынках могут привести к тому, что банки окажутся в неудовлетворительном положении по критериям доходности и ликвидности.
Оценка доходности включает показатели рентабельности активов и капитала, которые снижаются в течение всего года. На начало 2008 г. рентабельность активов банковского сектора достигала 22,7%, а капитала - 3,0%. На конец 2008 г. первый показатель прогнозируется на уровне 15,3%, а второй - 2,0%, что свидетельствует о существенном уменьшении доходности банковского бизнеса.
Оценка ликвидности опирается на показатели ликвидности активов, величины и структуры обязательств, общей ликвидности банка. Наш среднесрочный индикатор ликвидности (отражающий долю ликвидных активов в совокупных активах банковского сектора) с августа 2008 г. продолжает находиться на минимальном уровне - менее 5%. Для сравнения: в период "кризиса доверия" в 2004 г. он не опускался ниже 5%.
Таким образом, банки могут столкнуться с риском вынужденного выхода из системы страхования вкладов. Чтобы этого избежать, целесообразно:
-
при оценке финансовой
-
снизить установленный
-
уменьшить весовые
При
невозможности внести изменения
временной мерой может стать
мораторий до конца 2009 г. на применение
санкций за несоответствие требованиям
к участию в системе страхования
вкладов. В противном случае выход из нее
некоторых банков может подорвать доверие
клиентов и спровоцировать панику вкладчиков.
Заключение
Меньше чем за 20 лет своей истории российская банковская отрасль пережила несколько кризисов и периодов дестабилизации: в 1995, 1998 и 2004 годы.
Тем не менее, о восстановлении банковской системы свидетельствует тенденция к повышению среднего кредитного рейтинга российских банков с CCC до B+, хотя этот показатель и остается одним из самых низких в мире.
Банковская система России по-прежнему подвержена риску сокращения ликвидности под влиянием панических настроений и опасности массового изъятия клиентских вкладов, как уже наблюдалось летом 2004 г. Значительная часть роста бизнеса российских банков финансируется за счет внешних заимствований, создавая риск рефинансирования, ликвидности и валютный риск в банковской системе.
Спады ликвидности, хоть и преодолимые, будут продолжаться, чему способствуют набирающий обороты мировой кредитный кризис и охлаждение отношений с Западом. Пока российские банки успешно справляются с проблемами благодаря коррекции стратегий развития, созданию внутренних резервов ликвидности, поддержке со стороны государства и акционеров. Пятая часть пассивов российских банков формируется за счет средств из-за рубежа, причем в основном это деньги "дочек" иностранных банков. Если рост этих банков затормозится за счет ослабления поступлений из-за рубежа, то затормозится и рост всего рынка.
Неспособность
российских банков мобилизовать капитал
со сроком долгового обязательства
свыше двух лет является наиболее
серьезным препятствием на пути расширения
масштабов банковского
Необходима глубокая реформа российского банковского сектора, которая могла бы дать новый импульс развитию банков и значительно ускорить процесс повышения их рейтингов.
С
обострением финансового
Скорость принятия решений руководством страны феноменальна, чего не наблюдалось ни в 1998, ни в 2004 г. Предпринимаемые шаги способны оказать сильное влияние на финансовые рынки страны и предотвратить наступление очередных потрясений. Однако каждая из заявленных антикризисных мер требует тонкой настройки.
В целом, не вызывает сомнения, что в результате принятых мер положение на отечественных финансовых рынках существенно изменится. Еще рано оценивать последствия решений властей, однако очевидно, что снизится роль крупнейших банков, контролируемых государством. В то же время возрастет значение Внешэкономбанка как системного института для российской экономики. Формирование суверенной финансовой системы позволит ограничить влияние международного кризиса на российский рынок, а также заложит основу устойчивого долгосрочного экономического роста. Вполне возможно, что интервенции на фондовом рынке так и не состоятся. Если они будут носить разовый характер, то в выигрыше окажутся нерезиденты и краткосрочные спекулянты, а цены акций переживут временный рост. Долгосрочный общеэкономический выигрыш может быть получен, если интервенции станут постоянными, "толкая" рынок вверх, что стимулирует инвестиции в основной капитал за счет выпуска акций. Однако замещение частного инвестора государством вряд ли пойдет на пользу экономике.
Новые
меры правительства по поддержанию
банковской системы должны пройти первую
апробацию и затем быть пересмотрены с
учетом их эффективности. В любом случае
инновации властей можно оценить положительно,
поскольку они носят более прогрессивный
и системный характер, чем технические
меры - увеличение объема бюджетных депозитов,
снижение дисконта по обеспечению, которые
принимались ранее.
Список
источников и литературы
Информация о работе Банковская система России: этапы развития, проблемы и перспективы