Банковская система России: этапы развития, проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является периодизация развития банковской системы и анализ ее перспектив с учетом текущего состояния.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие, структуру и этапы развития современной российской банковской системы;
выявить проблемы и рассмотреть основные направления развития банковской системы Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Банковская система России: понятие, структура, периодизация............5
1.1. Банковская система Российской Федерации..........................................5
1.2. Развитие банковской системы России: основные этапы....................12
2. Банковская система России в условиях мирового финансового
кризиса............................................................................................................21
2.1.Современное состояние и проблемы банковского сектора России....21
2.2. Политика поддержки российской банковской системы......................28
Заключение.....................................................................................................35
Список источников и литературы...............................

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать)
 

    Причем если совокупная величина субординированных кредитов для госбанков достигнет 59% их собственного капитала, то для остальных банков она не превысит 12% собственных средств. Предполагается, что акционеры банков должны самостоятельно пополнять их капитал, и на каждые вложенные ими два рубля государство добавит еще один рубль. Однако власти поставили условие: минимальное увеличение собственных средств банка со стороны акционеров должно составить 15%. Следовательно, если владельцы остальных банков согласятся на предложение властей, то прирост капитала всех прочих банков составит 45% по сравнению с 59% у госбанков. Таким образом, госбанки в очередной раз поставлены в привилегированное положение.

    В то же время нельзя сказать, что госбанки испытывают острый дефицит собственного капитала. Сбербанк и ВТБ после размещения эмиссий акций в 2007 г., напротив, являются перекапитализированными. Их норматив достаточности капитала (HI) достигает 14,49 и 15,44% против минимальных 10% (что отражает неоптимальное использование собственного капитала). Для сравнения: HI у Газпромбанка равен 12,09%, у Банка Москвы - 11,98, у Росбанка - 11,69, у ЮниКредит Банка - 12,91, у Райффайзенбанка - 11,22%. Иными словами, субординированные кредиты достаются не тем, кому они действительно нужны.

    Полная  реализация идеи с государственными субординированными кредитами способна серьезно потрясти не только банковскую сферу, но и ее клиентов - нефинансовый сектор. На условиях софинансирования, как упоминалось выше, собственный капитал банковского сектора может увеличиться на 45% - до 4,48 трлн руб. Это близко к ограничению в 50% основного капитала, который установил Банк России для субординированных инструментов.

    Следует принять во внимание, что у большинства  крупных банков собственный капитал  в значительной мере сформирован за счет субординированных еврооблигаций, кредитов и депозитов, в результате предложением правительства смогут воспользоваться немногие.

    Тем не менее, если идея будет реализована до конца, то это вызовет мультипликативный эффект. Прирост активов и кредитного портфеля банковского сектора сможет составить 50 - 70%. Во избежание инфляционного эффекта капитализации банков правительству РФ уже сейчас следует озаботиться программированием денежного сектора и разработкой подробного плана действий. Поэтапные вливания "длинных" ресурсов в банки должны происходить с определенными ограничениями по активным операциям, что потребует воскрешения основ кредитного планирования Госбанка СССР. В целом стремление властей поддержать банки является верным, однако государству нельзя упускать из виду риски, которые оно при этом продуцирует.

    С начала октября 2008 г. Банк России совместно  с Агентством по страхованию вкладов  стал проводить оценку финансовой устойчивости банков, чтобы определить, насколько  они соответствуют требованиям системы страхования вкладов. Для них применяется пять групп показателей: капитал; активы; качество управления банком, его операциями и рисками; доходность; ликвидность (Указание "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" N 1379-У от 16.01.2004 г.). Сложности на международных и российских финансовых рынках могут привести к тому, что банки окажутся в неудовлетворительном положении по критериям доходности и ликвидности.

    Оценка  доходности включает показатели рентабельности активов и капитала, которые снижаются  в течение всего года. На начало 2008 г. рентабельность активов  банковского сектора достигала 22,7%, а капитала - 3,0%. На конец 2008 г. первый показатель прогнозируется на уровне 15,3%, а второй - 2,0%, что свидетельствует о существенном уменьшении доходности банковского бизнеса.

    Оценка  ликвидности опирается на показатели ликвидности активов, величины и  структуры обязательств, общей ликвидности  банка. Наш среднесрочный индикатор ликвидности (отражающий долю ликвидных активов в совокупных активах банковского сектора) с августа 2008 г. продолжает находиться на минимальном уровне - менее 5%. Для сравнения: в период "кризиса доверия" в 2004 г. он не опускался ниже 5%.

    Таким образом, банки могут столкнуться  с риском вынужденного выхода из системы страхования вкладов. Чтобы этого избежать, целесообразно:

    - при оценке финансовой устойчивости  временно (до конца 2009 г.) не учитывать  группы показателей оценки доходности и ликвидности или заменить их на требование выполнять обязательные нормативы;

    - снизить установленный Указанием  N 1379-У минимальный размер обобщающего  результата, при котором финансовая  устойчивость банка по группам  показателей доходности и ликвидности  признается удовлетворительной;

    - уменьшить весовые коэффициенты  показателей доходности и ликвидности,  используемые при расчете обобщающего  результата по обеим группам  показателей.

    При невозможности внести изменения  временной мерой может стать  мораторий до конца 2009 г. на применение санкций за несоответствие требованиям к участию в системе страхования вкладов. В противном случае выход из нее некоторых банков может подорвать доверие клиентов и спровоцировать панику вкладчиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Меньше чем за 20 лет своей истории российская банковская отрасль пережила несколько кризисов и периодов дестабилизации: в 1995, 1998 и 2004 годы.

    Тем не менее, о восстановлении банковской системы свидетельствует тенденция к повышению среднего кредитного рейтинга российских банков с CCC до B+, хотя этот показатель и остается одним из самых низких в мире.

    Банковская  система России по-прежнему подвержена риску сокращения ликвидности под  влиянием панических настроений и опасности  массового изъятия клиентских вкладов, как уже наблюдалось летом 2004 г. Значительная часть роста бизнеса российских банков финансируется за счет внешних заимствований, создавая риск рефинансирования, ликвидности и валютный риск в банковской системе.

    Спады ликвидности, хоть и преодолимые, будут продолжаться, чему способствуют набирающий обороты мировой кредитный кризис и охлаждение отношений с Западом. Пока российские банки успешно справляются с проблемами благодаря коррекции стратегий развития, созданию внутренних резервов ликвидности, поддержке со стороны государства и акционеров. Пятая часть пассивов российских банков формируется за счет средств из-за рубежа, причем в основном это деньги "дочек" иностранных банков. Если рост этих банков затормозится за счет ослабления поступлений из-за рубежа, то затормозится и рост всего рынка.

    Неспособность российских банков мобилизовать капитал  со сроком долгового обязательства  свыше двух лет является наиболее серьезным препятствием на пути расширения масштабов банковского финансирования реальной экономики. И все же, несмотря на все стоящие перед ней проблемы, национальная банковская система способна превратиться в самую крупную в странах Центральной и Восточной Европы, что предопределено масштабами российской экономики. Только инвестиционные потребности в электроэнергетике оцениваются в 5 млрд. долл. в год, 8 млрд. долл. в год требуется для стабилизации увеличения добычи нефти и примерно столько же - для развития газовой отрасли. Эти суммы сопоставимы со всем совокупным капиталом российских банков.

    Необходима глубокая реформа российского банковского сектора, которая могла бы дать новый импульс развитию банков и значительно ускорить процесс повышения их рейтингов.

    С обострением финансового кризиса  в России и за рубежом отечественные  власти приняли беспрецедентные решения по поддержанию стабильности на финансовых рынках и в банковском секторе.

    Скорость  принятия решений руководством страны феноменальна, чего не наблюдалось  ни в 1998, ни в 2004 г. Предпринимаемые шаги способны оказать сильное влияние  на финансовые рынки страны и предотвратить наступление очередных потрясений. Однако каждая из заявленных антикризисных мер требует тонкой настройки.

    В целом, не вызывает сомнения, что в результате принятых мер положение на отечественных финансовых рынках существенно изменится. Еще рано оценивать последствия решений властей, однако очевидно, что снизится роль крупнейших банков, контролируемых государством. В то же время возрастет значение Внешэкономбанка как системного института для российской экономики. Формирование суверенной финансовой системы позволит ограничить влияние международного кризиса на российский рынок, а также заложит основу устойчивого долгосрочного экономического роста. Вполне возможно, что интервенции на фондовом рынке так и не состоятся. Если они будут носить разовый характер, то в выигрыше окажутся нерезиденты и краткосрочные спекулянты, а цены акций переживут временный рост. Долгосрочный общеэкономический выигрыш может быть получен, если интервенции станут постоянными, "толкая" рынок вверх, что стимулирует инвестиции в основной капитал за счет выпуска акций. Однако замещение частного инвестора государством вряд ли пойдет на пользу экономике.

    Новые меры правительства по поддержанию  банковской системы должны пройти первую апробацию и затем быть пересмотрены с учетом их эффективности. В любом случае инновации властей можно оценить положительно, поскольку они носят более прогрессивный и системный характер, чем технические меры - увеличение объема бюджетных депозитов, снижение дисконта по обеспечению, которые принимались ранее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  источников и литературы 

  1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и  банковской деятельности" (с изм. от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г.) // Правовая база "КонсультантПлюс".
  2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. от 25 июля, 30 октября 2002 г.) // Правовая база "КонсультантПлюс".
  3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке РФ (Банке России)" (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 5-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ) // Правовая база "КонсультантПлюс".
  4. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения). Одобрена Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608 // Правовая база "КонсультантПлюс".
  5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24) // Правовая база "КонсультантПлюс".
  6. Письмо ЦБ РФ от 28 ноября 2001 г. N 137-Т "О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. Письма ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т) // Правовая база "КонсультантПлюс".
  7. Банковское дело: управление и технологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Тавасиева. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  8. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М.: ИСПИ РАН, 2007.
  9. Дробозина А.И. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007 г. – 360 с.
  10. Жарковская Е.Н., Арендс И.О. Банковское дело: Курс лекций. М.: Омега - Л., 2006.
  11. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции.Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ, 2006 г. – 425 с.
  12. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. М.: Юристъ, 2007.
  13. Коробова Г.Г. Банковское дело. Учебник. – М.:- Экономист, 2006 г. – 752 с.
  14. Лаврушин О.И. Банковское дело. Учебное пособие. – М.: «КНОРУС», 2007 г. – 344 с.
  15. Лаврушин О.И. Банковское дело. Учебник.  – М.: «Финансы и статистика», 2006 г. – 576 с.
  16. Лушин С.И., Слепов В.А. Финансы. Учебник. – М.: Экономист, 2007 г. – 563 с.
  17. Моисеев С.Р. Денежно – кредитная политика: теория и практика. Учебное пособие. М.: Экономист, 2007 г. – 652 с.
  18. Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка. Учебное пособие – М., Инфа-М, 2007г. – 453 с.
  19. Самиев П., Велиева И., Волков С. России – мощную финансовую систему // Банки и деловой мир. 2008, №5.
  20. Стародубцева Е.Б. Основы банковского дела. Учебник. – М.: И.Д. «Форум», 2007. – 256 с.
  21. Тосунян Г.А. Банковское дело в России: опыт, проблемы, перспективы. Учебник.  – М.: Наука, 2006. – 352 с.

Информация о работе Банковская система России: этапы развития, проблемы и перспективы