Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:03, курсовая работа
Целью данной работы является периодизация развития банковской системы и анализ ее перспектив с учетом текущего состояния.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие, структуру и этапы развития современной российской банковской системы;
выявить проблемы и рассмотреть основные направления развития банковской системы Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса.
Введение...........................................................................................................3
1. Банковская система России: понятие, структура, периодизация............5
1.1. Банковская система Российской Федерации..........................................5
1.2. Развитие банковской системы России: основные этапы....................12
2. Банковская система России в условиях мирового финансового
кризиса............................................................................................................21
2.1.Современное состояние и проблемы банковского сектора России....21
2.2. Политика поддержки российской банковской системы......................28
Заключение.....................................................................................................35
Список источников и литературы...............................
Формированию устойчивой и конкурентоспособной банковской системы препятствуют институциональные и ресурсные ограничения: неэффективность антиинфляционной политики, низкий уровень частных сбережений, отсутствие правовых механизмов для защиты финансового суверенитета и так далее.
Изъятие сбережений государства из национального финансового оборота оправдывают борьбой против инфляции. Однако ограничение денежного предложения не дает ощутимого эффекта, когда инфляция имеет заметную немонетарную составляющую (в 2007 г. - 46%). Эффективность такой монетарной политики резко снижают и ее негативные последствия - рост рисков потери ликвидности в банковском секторе и сдерживание развития экономики. Здесь проявляется противоречие между различными задачами Центрального банка: снижением инфляции и поддержанием стабильности банковского сектора. Нестабильность денежного предложения, порождаемая конфликтом целей, создает негативный фон для регулирования финансовых потоков кредитных организаций.
Особенно опасен подобный конфликт в условиях финансового кризиса, который существенно сужает приток зарубежных инвестиций. В январе 2008 г. наблюдался чистый отток капитала в размере 9 млрд долл. К концу года сальдо выйдет на положительные значения, однако сопутствующий этому рост зарубежных заимствований банковских структур может негативно отразиться на будущих показателях уровня ликвидности из-за прогнозируемого МЭРТ в 2009 - 2010 гг. снижения номинального курса российской валюты. Объем внешних банковских заимствований по итогам минувшего года составил 100 млрд долл., или около 20% привлеченных средств.
В качестве антиинфляционного инструмента продолжают использовать стерилизацию денежной массы, хотя уже в 2007 - 2008 гг. она не только перестала сдерживать инфляцию, но и породила ряд негативных эффектов. В условиях стерилизации денежная масса превратилась в функцию от двух параметров: экспорта и фискальных событий. Этот негибкий механизм, завязанный на исполнение бюджета, постоянно создавал искусственные перепады ликвидности. В 2004-м (первый год действия масштабного, с подключением стабфонда, стерилизационного механизма) это даже стало одной из причин локального кризиса ликвидности. Понятно, что ни о какой эмиссии под новую стоимость, необходимой для перехода к инновационной экономике, в рамках такого механизма и речи нет...
Стерилизация задумывалась как инструмент сдерживания избыточной денежной массы, эмитируемой, чтобы поддерживать заниженный курс рубля в условиях высоких цен на нефть и положительного сальдо торгового баланса. При растущем притоке валюты по счету текущих операций Банк России эмитирует рубли, дабы предотвратить укрепление курса и снижение конкурентоспособности российских товаров. Возникает потребность в их стерилизации, поскольку рублевый объем, как правило, превышает прирост спроса со стороны экономики. Через завышенное налогообложение деньги изымаются и стерилизуются в бюджетных резервных фондах. Однако в условиях доступности внешнего кредита такой механизм вызывает обратный эффект.
Во-первых, негибкость механизма стерилизации, привязанного к ценам на нефть, периодически приводит к избыточной стерилизации, когда прирост спроса на деньги со стороны экономики не покрывается предложением из-за деэмиссии.
Во-вторых, политика "дешевых денег", проводимая ФРС США, с одной стороны, и политика российских монетарных властей по стерилизации рублевой денежной массы - с другой, поддерживали существенное различие между рублевыми и долларовыми ставками.
Нехватка рублей и их дороговизна на фоне высокой ликвидности внешних рынков стимулировала российские банки привлекать займы в иностранной валюте, а затем их большую часть конвертировать в рубли, удовлетворяя растущий спрос экономики на рублевые кредитные ресурсы. В 2006 - 2007 гг. это привело к появлению положительного сальдо по счету капитальных операций (в 2006-м - свыше 40, в 2007-м - более 80 млрд долл.), под которое ЦБ также был вынужден эмитировать рубли. Существенный рост денежной массы, отчасти спровоцированный политикой стерилизации, служил обоснованием для увеличения роста объемов стерилизуемых через бюджет средств. Но в условиях доступности внешних займов это лишь стимулировало рост притока по счету капитальных операций, а рост денежной массы и инфляции стабильно превышал прогнозы. Возник самоподдерживающийся механизм, который, перестав сдерживать монетарную инфляцию, сформировал нежелательную практику "аутсорсинга" финансовой системы. Внешний рынок капитала, по сути, стал посредником между экономическими агентами, формирующими сбережения (федеральное правительство) и инвестирующими средства (нефинансовый сектор). Такая практика консервировала отсталость национального финансового рынка. Стерилизация экспортной выручки превратилась из инструмента борьбы с инфляцией в автаркический механизм, не имеющий позитивных экономических эффектов.
Перспективная модель банковского сектора должна формироваться как оптимальная система реализации ключевых целей, возложенных на банковскую систему. В соответствии с оптимальным сценарием развития - "сценарием прорыва" - мы ожидаем качественных изменений в период реализации концепции с 2009 по 2020 г.
-
Решение проблем с
-
Повышение эффективности
-
Снижение рисков потери
-
Стабилизация достаточности
Капитал,
с одной стороны, должен соответствовать
принимаемым рискам, с другой - обеспечивать
экспансию российских банков с максимальным
кредитным плечом.
2.2.
Политика поддержки
российской банковской
системы
Для поддержания финансовой стабильности правительство намерено совместно с Банком России реализовать ряд следующих мер: беззалоговое рефинансирование; гарантии возмещения убытков по межбанковским кредитам; депозиты Минфина; укрепление независимости финансовой системы; интервенции на фондовом рынке и др.
Беззалоговое
рефинансирование. С начала 2008 г. банковское
сообщество активно продвигает идею
краткосрочных беззалоговых кредитов
Банка России, которые позволили
бы устранить неэффективных
Беззалоговое кредитование Банком России кредитных организаций, как более гибкий инструмент, не зависящий от состояния федерального бюджета, должно дополнить размещение средств федерального бюджета на банковские депозиты. Минфин будет постепенно сокращать предложение ресурсов на своих аукционах исходя из кассового плана, и лимит размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты в 1,5 трлн. руб. к концу года уменьшится.
Федеральное собрание РФ оперативно приняло поправки в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", позволяющие регулятору предоставлять беззалоговые кредиты в соответствии с условиями, установленными Советом директоров Банка России.
Требования к кредитным организациям, получающим возможность беззалогового рефинансирования, включают наличие собственного капитала определенной величины и рейтинга выше высоко-спекулятивного. Этим критериям соответствуют 120 из 150 российских банков, имеющих международные рейтинги. 20 октября 2008 г. прошел первый экспериментальный аукцион по предоставлению кредитов без обеспечения, который можно считать вполне успешным. Из запланированного объема предоставляемых на месяц средств в 700 млрд. руб. размещено 388 млрд. руб. (55%) по средневзвешенной ставке 9,89% (при том что кредиты Банка России, обеспеченные "нерыночными" активами или поручительствами на срок до 30 дней, обходятся в 9,5%).
По мнению экспертов, беззалоговое кредитование целесообразно осуществлять в форме операций постоянного действия, а не аукционных операций на открытом рынке. Банки должны иметь возможность получать беззалоговые кредиты на ежедневной основе по фиксированным процентным ставкам в рамках индивидуальных лимитов. Неоднократное обращение к беззалоговым кредитам следует ограничивать рыночным способом - через механизм штрафного ролл-овера. Беззалоговые кредиты должны предоставляться на срок от "овернайт" до недели для регулирования текущей ликвидности, а также в экстренных случаях на цели финансовой стабилизации кредитной организации на срок от шести месяцев до года. Иначе аукционы кредитов без обеспечения унаследуют все недостатки аукционов Минфина.
Гарантии возмещения убытков по межбанковским кредитам. Банку России будет предоставлено право заключать с некоторыми банками соглашения о возмещении части убытков от кредитования других участников финансового рынка. Очевидно, речь идет о крупнейших банках, контролируемых государством (Сбербанке, Банке ВТБ, Газпромбанке). Страхование кредитных рисков будет способствовать активизации межбанковского кредитования. В качестве инструмента страхования кредитных рисков целесообразно рассматривать внебиржевые кредитные деривативы, сделки по которым Банк России будет заключать с крупнейшими банками на двухсторонней основе. Для этого не потребуется вносить какие-либо нормативно-правовые изменения. В то же время если ряд банков получит привилегированные гарантии возмещения возможных убытков, то разумно предположить, что они должны принять на себя и адекватные обязательства по объемам и цене финансовых ресурсов, которые эти банки готовы размещать на рынке.
Размещение средств федерального бюджета на банковские депозиты. На наш взгляд, необходимо расширить доступ банков к средствам федерального бюджета, размещаемым на банковские депозиты, пересмотрев требования к кредитным организациям. Они должны быть идентичны требованиям к ним по беззалоговому кредитованию. Важно обеспечить целевое использование средств федерального бюджета, полученных крупнейшими банками, для межбанковского кредитования под приемлемую процентную ставку (требуется ограничение максимальной разницы между ставками привлечения на депозиты и размещения на межбанковском рынке). Целесообразно ввести аукционы по размещению средств местных и областных бюджетов на банковские депозиты в региональных кредитных организациях.
На
совещании в Кремле по экономическим
вопросам 7 октября 2008 г. правительство
РФ приняло беспрецедентное
Государство,
как прямой собственник крупнейших
банков, взяло на себя заботу об увеличении
капитала своих кредитных организаций.
Сбербанк оставлен на попечение своего
главного акционера - Банка России.
Параметры капитализации
банковского сектора представлены в таблице
1.
Таблица 1 - Государственные субординированные кредиты для банков (на 1.09.2008 г.)
Банки | Субординирован-ный кредит, млрд. руб. | Активы, млрд. руб. | Собственный капитал, млрд. руб. | Норматив достаточности капитала, % | Доля субордини-рованного кредита в капитале, % |
Сбербанк | 500 | 5 928,41 | 776,081 | 14,49 | 64 |
ВТБ | 200 | 1 875,05 | 380,107 | 15,44 | 53 |
РСХБ | 25 | 715,84 | 68,363 | 12,05 | 37 |
Другие банки | 225 | 15 513,70 | 1 857,150 | 14,50 | 12 |
Все банки | 950 | 24 033,00 | 3 081,700 | 14,80 | 31 |
Информация о работе Банковская система России: этапы развития, проблемы и перспективы